Кинесика. Мимика. Контакт глазами
Кинесика - движения, которые отражаются с помощью оптической системы субъекта: жесты, позы, мимика, внешность, почерк. Американский психолог Р. Бёрдвистл предложил термин «кинесика» для изучения общения посредством анализа движений тела. «Кин» - мельчайшая единица, «буква» движения. Считывая «кины», мы можем интерпретировать сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения тела. Кинесика включает диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении. Поведение складывается из «кинем», также как человеческая речь - из последовательности слов, предложений и фраз. Из повседневных наблюдений известно, что отношения партнеров по общению, их психологическое состояние, социальные роли выявляются в общении с помощью кинесической структуры раньше, чем через слова. Кинесическая структура выполняет функцию дополнения либо замещения речевых сообщений, а, следовательно, наделена своеобразным приоритетом в создании образа партнера и всей ситуации общения.
Мимика - важнейший аспект невербальной коммуникации. Важность мимики такова, что при ее отсутствии (например, в результате болезни) общение значительно затрудняется. Лицо имеет столь серьезное значение прежде всего потому, что это основной канал передачи человеческих эмоций. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Социальное подражание как одно из условий развития мимики возможно именно благодаря тому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Выражение натуральных эмоций всегда симметрично. Однако левая и правая стороны нашего лица находятся под контролем разных полушарий мозга и потому могут отражать эмоции по-разному. Работа доминирующего левого полушария (в результате перекреста связей управления) отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю (у правшей). Работа правого полушария отражается на левой стороне лица, соответственно, на этой стороне труднее скрыть чувства (особенно отрицательные эмоции). По асимметрии лица тренированный наблюдатель может выявить манипуляцию, различить естественное и искусственное поведение. Контроль за выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать, нейтрализовать, скрывать переживаемые эмоции. Для усиления эмоции мы делаем нашу мимику более выразительной, более точной в соответствии с ожиданиями людей, которые наблюдают за нами. Например, празднуя дни рождения близких, встречая Новый год или получая подарок, мы можем интенсифицировать выражение своих эмоций, чтобы оказать поддержку тем, с кем мы взаимодействуем. Можно усилить и отрицательную эмоцию, например в воспитательных целях, если мы хотим показать ребенку, как сильно огорчены его поведением. Для сохранения хороших отношений может потребоваться и умение сдерживать лицевую экспрессию. Например, если двое приятелей подавали документы на получение стипендии для обучения за рубежом, но только один получил приглашение, то, щадя чувства друга, счастливчик постарается сдержать свои эмоции и будет говорить о том, что стипендии распределяются не совсем справедливо, что его радость омрачена и т. п. Точно так же нам иногда приходится сдерживать неуместный гнев или какие-то другие эмоции. Решающим фактором при этом оказываются культурные традиции. Так, если в соответствии с нормами данной культуры мужчина не должен публично проявлять страх или открыто плакать, то ему придется нейтрализовать запретные чувства. Эмоции нередко приходится маскировать, то есть демонстрировать противоположные. Например, мы часто маскируем такие эмоции, как ревность или разочарование. Одни люди лучше контролируют свою мимику, другие хуже, однако, считаясь с обстоятельствами, всем нам приходится довольно часто управлять выражениями лица.
Контакт глазами - также подструктура кинесики, выполняющая в первую очередь функцию регулирования разговора. Визуальный контакт обозначает начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения; наконец, он указывает на окончание реплики: человек, закончив высказывание, прямо смотрит в глаза собеседнику, давая знать, что теперь его очередь. Способы обмена взглядами в момент беседы, организация визуального контакта используются при исследовании атмосферы интимности в межличностном общении. Установлено, что направление взгляда в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от сложившегося характера взаимоотношений. Для правильного понимания взглядов как невербальных сообщений имеют значение не столько статистические параметры, сколько их изменение: то, как часто собеседник смотрит в глаза другого, менее важно, чем то, что он вообще перестает это делать, или, напротив, начинает искать взгляд собеседника, хотя перед этим не смотрел на него. Контакт глазами может указывать и на эмоциональные отношения партнеров. Длительный взгляд может быть знаком влюбленности. Дело в том, что прямой взгляд в глаза можно сравнить с прикосновением, он психологически сокращает дистанцию между людьми. Иногда такой взгляд может оказаться неуместным и вызвать у того, на кого смотрят, беспокойство, страх, раздражение. Прямой взгляд «без согласия» часто воспринимается как угроза, стремление к доминированию. Если вы смотрите на человека противоположного пола, то долгий взгляд в глаза может быть понят как предложение интимного характера. В целом, как показывают исследования, максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, не превышает трех секунд. Не очень уверенные в себе люди начинают ощущать напряжение и беспокойство раньше. Наиболее оптимально мягкое «прикосновение» взглядами. Отсутствие прямого взгляда тоже опасно - у человека, особенно если он находится в зависимом положении, может возникнуть впечатление, что общение с ним в тягость, что он не интересен. Умышленный отказ от визуального контакта действительно бывает средством жесткого манипулирования зависимым партнером. Взгляд, устойчиво направленный в переносицу или чуть выше характеризует грубо-доминирующее поведение. Существуют и другие разновидности «невидящего взгляда»: он может, например, проходить насквозь, может «зависать» перед лицом партнера, как бы до него не дотягиваясь, глаза бывают немного расфокусированными, обращенными в себя или на какой-то воображаемый объект, обычно помещаемый в стороне от реального собеседника. Бывает и так, что способность отстраняться с помощью «невидящего взгляда» развивается вынужденно как защитная реакция на избыточные, непосильные требования внимания и реагирования (например, у тех, чья профессия связана с постоянным контактом с другими людьми - у продавцов, работников регистратуры и т. п.). В своей книге «Язык тела» американский исследователь Джулиус Фаст отмечает следующую особенность взглядов: мы можем «глазеть» на неодушевленный предмет, подолгу рассматривать предмет искусства или пейзаж, однако мы не смотрим так на людей, если считаем их людьми. Белый житель южных штатов США, желая унизить чернокожего соотечественника, будет разглядывать его в упор и с помощью взгляда превращать из человека в неодушевленный предмет. Мы можем долго разглядывать актеров на сцене, но в этом случае настоящий человек спрятан за маской своей роли, и наш взгляд его вряд ли побеспокоит. Имея дело с незнакомыми людьми (если мы признаем их человеческую природу), мы не должны ни пристально смотреть на них, ни игнорировать их. Для того чтобы сделать из них людей, а не предметы, следует использовать умышленное и вежливое невнимание. Мы смотрим на людей лишь столько времени, чтобы им стало понятно, что мы их увидели, а затем немедленно отводим взор. Так на языке тела мы заявляем: «Я знаю, что вы здесь», а через миг добавляем «Но я никогда не посмел бы помешать вашему уединению».