Барьеры в системно-динамической модели деятельности
Особая роль понятию барьеров отводится в системно- динамической модели деятельности, разработанной Р.Х. Шакуровым. Он предлагает рассматривать отношения человека с миром как ."активную форму взаимодействия, направленного прежде всего на преодоление различных преград, возникающих на пути удовлетворения его потребностей". Барьер рассматривается как субъективно-объективная категория. Особое значение Р.Х. Шакуров придает делению барьеров на ценностные (первичные) и операционные (вторичные). Ценностные барьеры непосредственно связаны с потребностями, операционные - с устремлениями и действиями субъекта. Барьер - детерминирующий фактор динамизации деятельности. Жизнь человека состоит из процесса преодоления непрерывной цепи барьеров различного рода (физических, духовных, социальных, ценностных, информационных и т.д.) в целях удовлетворения потребностей. Преодоление - ведущий механизм становления человеческой личности. Главной функцией барьеров является мобилизация внутренних ресурсов индивида для преодоления сопротивления среды.
Системно-динамическая модель деятельности как процесс представлена последовательной включенностью субъекта в четыре фазы жизнедеятельности: I. Ориентировка в новой ситуации; II. Программирование; III. Исполнение программы; IV. Корректирование. Мотивация вводится в виде составного звена в каждую из фаз. На первой фазе потребность преобразуется в мотив, пройдя через специальный динамизирующий механизм, в последующем - в интерес, влечение к определенным ценностям. На второй фазе интересы и желания превращаются в намерение действовать. На третьей фазе указанное намерение превращается в установку действовать в направлении цели, которая приводит к удовлетворенности или неудовлетворенности субъекта результатом деятельности.
При этом на каждой фазе действие механизма обусловлено влиянием барьера: на I фазе - ценностно- информационного барьера, на II фазе - барьера неопределенности, на III фазе - предметно-преобразовательного барьера, на IV фазе - барьера дефицита информации о полученном результате.
Ценностно-информационный барьер состоит из двух взаимосвязанных блоков - ценностного (первичный барьер, выполняющий функцию актуализации потребности) и информационного (вторичный барьер, актуализирующий и динамизирующий операционные системы). Информационный барьер дает толчок к поисково-ориентировочным действиям, включающим: I) первоначальный анализ барьера, 2) его оценку с точки зрения преодолимости (прогноз успеха или неудачи), 3) постановку задачи по преодолению барьера, если прогноз оптимистический, 4) сбор и анализ информации об условиях деятельности.
Р.Х. Шакуров подчеркивает также, что идея о развивающем эффекте барьеров имплицитно содержится во многих исследованиях, особенно по психологии творческого мышления. Нельзя не согласиться с тем, что "развитие творческого мышления происходит в процессе преодоления информационно- преобразовательных нерутинных барьеров". Здесь мы сталкиваемся с делением барьеров на "нерутинные" и "рутинные". Ситуация творческой задачи интересна именно тем, что возникающий информационный барьер создает неопределенность в удовлетворении потребности.
Таким образом, в работах Р.Х. Шакурова намечены основные направления для изучения такого феномена как барьеры (внешние и внутренние, первичные и вторичные, "рутинные" и "нерутинные", информационные, социальные и др.), что вполне согласуется с моим стремлением углубленно исследовать явление барьеров в интеллектуальном творчестве с опорой в том числе и на данную концепцию, где особый интерес для нас представляютинформационно- преобразовательные нерутинные барьеры.
Заключение.
Согласно определению Пономарёва, творчество в широком смысле слова есть всякое взаимодействие, ведущее к развитию; это механизм развития. «Творчество – необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм».
Свойства объектов определяют характер их взаимодействия; в процессе этого взаимодействия объекты претерпевают изменения, т. е. процесс взаимодействия запечатлевается в участвующих в нём объектах, в их структурах; это и есть взаимодействие, ведущее к развитию. Новая структура объекта изменит характер его дальнейших взаимодействий с другими объектами и таким образом развитие будет продолжаться. Итак, этапы развития явления (объекта или способности) превращаются, откладываются в структурные уровни его организации, которые становятся ступенями для дальнейших развивающих взаимодействий (принцип «ЭУС»).
Психология творчества должна заниматься изучением взаимодействий человека (субъекта) с любым объектом, приводящих к изменениям в субъекте и в объекте, и самих этих изменений.
Список литературы.
1. Пономарев Я.А. Психология творчества.
2. Тихомиров О.К. Психология мышления.
3. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.
4. Квинн В. Прикладная психология.