Установление психологического контакта
Задачи допроса: 1) постоянное наблюдение за допрашиваемым; 2) обеспечение своей защиты от наблюдений со стороны допрашиваемого; 3) установление психологического контакта.
Наблюдение эффективно начинать, когда допрашиваемый еще не знает, где будет проводиться допрос, что за ним наблюдают. Необходимо выдержать 1,5 мин и создать за это время образ среднестатистического следователя. Не давать возможности допрашиваемому оценить Вас за эти 1,5 мин. Должна быть нейтральная официальная одежда на следователе. Речь его должна быть литературной, грамотной в соответствии с нормами, не должно быть жаргона, сленга; не использовать слова – паразиты, любимые жесты; не одевать серьги, кольца и др. вещи, позволяющие определить принадлежность к социальной группе. Если Вы не дали себя оценить (к какой социальной группе Вы относитесь), то это вызывает напряжение у допрашиваемого. Это помогает следователю занять позицию лидера.
Психологический контакт: существуют разные понятия (в зависимости от глубины контакта). Наиболее благоприятное время – неоднозначно решено в литературе. Этот процесс наиболее точно определяется у Порубова. Психологический контакт – информационный процесс, в котором каждая из общающихся сторон имеет возможность и желание воспринимать то, что исходит из партнера. Должно быть желание воспринимать эту информацию у следователя и у допрашиваемого. Должна быть выделена самостоятельная стадия в допросе – формирование психологического контакта. Контакт должен начинаться уже со стадии подготовки : есть право определять время и форму вызова. Установить психологический контакт трудно, а разрушить легко. Психологический контакт в условиях допроса – контакт такого уровня представляет собой одностороннюю связь. Задача следователя – передать меньше, а получить больше. Это принудительный процесс, коммуникативный контакт. Многие считают, что психологический контакт реален.
Установление психологического контакта разделяется на несколько этапов.
1) накопление согласий. Если общение начинать со спора, то дальше установить контакт невозможно.
2) выяснение общих интересов. Васильев : на этой стадии необходимо побеседовать на темы спорта и т.д. Интересы должны быть глубокими и значимыми. УПК : нужно немедленно разъяснить права и обязанности, объяснить в чем подозревается - , следовательно , не может быть накопления согласия.
3) принятие принципов и правил контроля. Как следователь себя преподносит, таким его и воспринимают.
4) выявление тех черт и качеств партнера, которые будут влиять на установление контакта.
5) адаптация – необходимо правильно распределять роли и дать понять, что лидер – следователь.
6) договоренность о взаимодействии и взаимосогласии. Эта стадия закреплена в УПК. В старом УПК нужно было разъяснять, что является смягчающим, отягчающим обстоятельством. Новый УПК : ст. ,где допускается принятие допрашиваемым всех материалов уголовного дела. Васильев : этот контакт реален. Результат этого уровня контакта : сформирование единой группы следователя и допрашиваемого. Уровень контакта должен отвечать форме единой группы. Такая глубина контакта не реализуема в современных условиях. Это реализуемо лишь для ФСБ – одно дело в сейфе.
1) Необходимо формировать имидж высокопрофессионального юриста.
2) Предельная объективность следователя.
3) Предельное спокойствие, эмоциональная уравновешенность.
Есть закон зеркальности : чем больше выполняет следователь, тем более спокойно ведет себя допрашиваемый. Нельзя допускать опережающего понимания, так как это прерывает контакт. Необходимо найти общий язык с допрашиваемым; недопустимо чванство и угодничество. Эффективно подражание тем коллегам, которые преуспевают в профессиональной деятельности. Логический анализ их поведения, какие приемы речи используют. Рекомендуется слепое подражание его мимике, жестам, голосу, методам акцентирования речи и т.д.
Обсуждается проблема общения. Преступный жаргон недопустим - ,следовательно, увеличивается степень агрессии, но знать его нелишне, так как он содержит ценную информацию, которую скрывает данное лицо. В разных регионах разный жаргон, каждые 5 лет он обновляется; можно понять, где сидел и когда.
Нужно использовать тот язык, который изменит агрессивное состояние на положительные эмоции. Аура положительных эмоций – детство.
77. Приемы помощи восстановления забытого и воспроизведения информации при допросе.
Психологическая помощь дающим показания – один из тактических приемов допроса, который применяется для оживления памяти и восстановления забытого. Необходимость в нем возникает, когда допрашиваемый затрудняется вспомнить важные для дела обстоятельства или, добросовестно заблуждаясь, дает о них неверные показания в результате влияния на восприятие, запоминание и воспроизведение отрицательных факторов. В психологии существует раздел: ассоциативная психология. Некоторые ее приемы позволяют восстанавливать забытое. Их применение связано с тем, что мы воспринимаем действительность не фрагментарно, а в общей цепи окружающей реальности. Отсюда и припоминание происходит в таких же связях – ассоциациях. Различают три вида ассоциаций: по смежности, по сходству, по контрасту.
При ассоциации по смежности восстановление пропущенного звена в цепи событий происходит с помощью смежных событий. Ассоциация заработает, когда вы дойдете до смежного звена в цепи. Яркие события позволяют вспоминать быстрее, и юристу необходимо их знать. В ассоциациях по смежности имеются в виду смежность во времени и смежность в пространстве.
Смежность во времени заключается, например, в том, что если человеку необходимо вспомнить, где он находился и что произошло в его присутствии вечером в один из прошедших дней, он старается восстановить в памяти то, что было вчера вечером, позавчера и т. д.
Ассоциации в пространстве помогают припоминать забытое при виде какого-либо предмета, связанного с забытым. Например, книга может напомнить случай, происходивший, когда ее покупали. Такого же рода воспоминания о прошлом возникают при виде обстановки, в которой происходило событие.
Смежность восстанавливает действительно отразившееся в памяти событие. Эта ассоциация очень действенна, особенно если сопровождается приемом наглядности: предъявление фотографий, представление других участников события, проверка показаний на месте.
Ассоциация по сходству. Применяется, когда нужно восстановить логическую цепочку, наименования, названия. Этот метод не связан с восприятием действительной, реальной ситуации, не применяются методы воздействия путем пространственных или временных связей. Припоминаются похожие события, если возникнет или человеку становится известна аналогичная ситуация. Также вспоминаются нужные предметы, фамилии, названия. (Чехов «Лошадиная фамилия»)
Ассоциация по контрасту. Помогает припоминать благодаря противопоставлению. Так, представление о человеке низкого роста восстанавливает в памяти восприятие человека высокого роста. Следователь должен иметь информацию для того, чтобы выбрать контраст.
Припоминанию способствуют причинно- следственные ассоциации, когда явление вспоминается как следствие определенных причин или причина определенных следствий.
Затруднения могут быть и на стадии воспроизведения. В таком случае используется метод перифразы. Следователь должен предлагать различные варианты вопросов, задавать уточняющие вопросы и в разных вариантах предлагать отвечать. Возможна просьба перефразировать то или иное сообщение. Следователь должен использовать слова, понятные допрашиваемому, перефразировать вопросы и задавать их не только научными терминами, но и обычными.
В психологии есть приемы диссоциации: намеренно разрывается цепочка, вычленяются отдельные элементы.