Тема 8
МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
(семинарское занятие)
Цель: формировать представления о модели семейного воспитания.
Задачи:
1. Способствовать усвоению знаний о различных подходах концептуального исследования воспитания.
2. Рассмотреть особенности методов в различных психологических направлениях.
3.Формировать способность творческого преобразования изучаемого материала.
Форма контроля: проверка рефератов
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Психоаналитическая модель семейного воспитания.
2. Бихевиористская модель социального научения.
3. Принципиальное отрицание универсальных методов в гуманистической концепции воспитания.
Глоссарий
Базовое чувство доверия, автономность, «Эдипов комплекс», инициативность, инфантилизм, транасктный анализ, идентификация, оперантное поведение, подкрепление, имитация, моделирование, модификация, десенсибилизация, гиперкоррекция, преданность внутреннему Я, метод естественных последствий, безусловное принятие, Я- сообщение, сотрудничество.
Вопросы для самоконтроля
- Каковы основные положения психоаналитической модели воспитания?
- Как объясняет З. Фрейд влияние родителей на личностное развитие ребенка?
- В чем суть гуманистической модели воспитания?
- Как объяснял Э. Фромм различие в материнской и отцовской любви?
- Какие научные данные о методах воспитания получены в русле бихевиористического подхода?
6. По каким линиям может быть установлена взаимосвязь в бихевиористической и гуманистической моделях родительско – детских взаимоотношений?
7. Какие этапы в развитии идентичности проходит ребенок в условиях разумной родительской позиции?
Список литературы
1. Кемплер, М. Основы семейной гештальттерапии / М. Кемплер. – СПб. : Мирт, 1995. – 224 с.
2. Клещёва, Е. А. Когнитивный компонент детско-родительских отношений в повторнобрачной семье / Е. А. Клещёва // Л. С. Выготский и современная культурно-истрическая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире : 4-я Междунар. научная конференция, 28–29 октября 2010 г. : в 2 ч. Ч. 2: [материалы] / С. Н. Жеребцов (отв. ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – С.149 – 155
3. Малкина-Пых, И. Г. Семейная психотерапия / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 990 с.
4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2004. –191 с.
5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 624 с.
6. Целуйко, В. М. Родители и дети : психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – Мозырь : Содействие, 2006. – 224 с.
7. Целуйко, В. М. Психология современной семьи : Кн. для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М. : Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.