Проблема эффективности и результативности профессиональной деятельности психолога.
Связана с несколькими моментами:
1. Наш труд имеет нематериальный результат, поэтому мы не можем его измерить
2. Отсутствие четких общепринятых критериев оценки
3. Разноплановость работы психолога. Психолог работает в разных сферах, и пока нет критериев оценки этой работы в целом.
Результативность – способность достигать запланированного результата. Ожидаемый результат = цель. Цель – идеальный образ. Чем больше мы достигаем цели, тем больше результативность, т.е. результативность прямопропорционально связана с целью.
Количественный показатель результативности – соотношение ожидаемого и достигнутого результата.
Качественный показатель результативности – описывает в какой части проблемы мы достигли цели.
Эффективность – наличие позитивных сдвигов в развитии клиента, его поведении, эмоциональном самочувствии. Эффективность определяется через оптимальное использование ресурсов, затрат, которые потратил психолог на решение проблем клиента. Чем меньше затрат, тем больше эффективность.
Эф.= результат / затраты.(необходимо привести пример)
О соотношении понятий результативность и эффективность:
Если цель достигается, то – результативность.
Если результат не достигнут, но положительный сдвиг есть – эффективность.
Если положительный сдвиг совпадает с запланированным результатом – результативность и эффективность.
Критерий - элемент деятельности, который мы оцениваем.
Есть также понятие показателя – это непосредственное проявление человека в этой деятельности.
Пример: планирование – элемент деятельности, наличие годового плана – критерий, реализация плана – показатель.
Критерии бывают:
I. 1.Формальные (закреплены в официальных документах)
2. Содержательные (сдвиг в самочувствии клиента, показывающий изменения, динамику).
II. 1.Качественные (именно они и составляют проблему эффективности и результативности). Цифрой показать не можем, но динамика есть.
2. Количественные (в часах, в количестве человек, все что можно сосчитать).
Дубровина попыталась сформировать систему критериев оценки работы ПС и специалиста-психолога.
Но как она пишет: Единственным серьезным показателем эффективности работы психолога, применяемым им программ, педагогических методов, сроков и форм обучения является психологическое здоровье ребенка.
Критерий эффективности ПС (Дубровина):
· Соответствие деятельности психологической службы образовательного учреждения Положению о психологической службе образования.
· Реализация всех направлений деятельности ПС и выполнение временных нормативов по ним.
· Структура психологической службы. Кадровый состав.
· Документация психологической службы образовательного учреждения.
· Методическая и материально-техническая оснащенность службы.
· Подготовка и принятие управлением решений по ПС.
· Оценка эффективности деятельности психологической службы образовательного учреждения.
· Научно-методическая деятельность психологической службы.
· Соблюдение этического кодекса.
Критерий оценки эффективности деятельности специалиста психолога (Дубровина):
· Понимание педагогом-психологом своих профессиональных целей и задач в контексте общей концепции образовательного учреждения.
· Документация педагога-психолога.
· Уровень профессиональной подготовки. Базовое образование, квалификационная категория
· Реальный уровень профессионального мастерства педагога-психолога образовательного учебного заведения.
· Инновационная деятельность педагога-психолога.
· Методическая и материально-техническая база.
· Качественное изменение в работе с клиентами.
· Соблюдение этического кодекса.
· Эффективность работы педагога-психолога среднего общеобразовательного учебного заведения. Благодарственные письма, грамоты, поощрения, книга отзывов, устные опросы и пр.