Ключи для обработки результатов тестирования 2 страница

2. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М,
1984.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ ПО МЕТОДИКЕ; FPI (МОДИФИЦИРОВАННАЯ ФОРМА В)

Вводные замечания: Личностный опросник разработан на факультете психологии ЛГУ главным образом для прикладных исследований. Шкалы опросника сформированы на основе фак­торного анализа и отражают ряд относительно независимых друг от друга факторов. Опросник предназначен для диагности­ки состояний и свойств личности, которые имеют первостепен­ное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Цель задания: Формирование навыков работы с многофак­торным личностным опросником, которые необходимы практи­ческому психологу при решении задач психодиагностики, пси­хологического консультирования, экспертизы и т. д.

Оборудование: Опросник с инструкцией, бланк ответного листа, ключ, шкала для перевода «сырых» баллов в стены, крат­кое описание шкал.

Ход работы: Опросники с инструкцией и бланки ответного листа готовятся заранее в количестве, соответствующем числу одновременно работающих студентов.

Инструкция испытуемому: «На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к Вам вопрос о том, соответствует или не соответ­ствует данное утверждение особенностям Вашего поведения, отношению к людям, взглядам на жизнь т. п. Если Вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в про­тивном случае - отвечайте «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и характе­ру Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, на­сколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над ка­ждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется Вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся Вам слишком личными, поскольку иссле­дование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подле­жат широкому обсуждению. Успешной Вам работы!»

Текст опросника

1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно
ответить на все вопросы анкеты.

2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компа­
нии (гости, дискотека, кафе и т. п.).

3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает
то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.

4. У меня часто болит голова.

5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области
шеи.

6. Я быстро теряю самообладание, но и также быстро беру
себя в руки.

7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.

8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю уз­
навать то, что мне нужно, другим путем.

9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что
мое появление пройдет незамеченным.

10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет
под руку.

11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то
начинают обращать на меня внимание.

12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с пе­
ребоями или начинает биться так, что, кажется, готово выско­
чить из груди.

13. Не думаю, что можно было бы простить обиду.

14. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда сле­
дую этому.

15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в
глазах и кружится голова.

16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была
бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.

17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что лю­
дям можно полностью доверять.

18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется от­
стоять свои интересы.

19. Легко могу развеселить самую скучную компанию.

20. Я легко смущаюсь.

21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания от­
носительно моей работы или меня лично.

22. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют ру­
ки и ноги.

23. Бываю неловким в общении с другими людьми.

24. Иногда без видимой причины чувствую себя подавлен­
ным, несчастливым.

25. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.

26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуха, будто бы
я выполнял очень тяжелую работу.

27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал
неправильно.

28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.

29. Люблю такие задания, когда можно действовать без дол­
гих размышлений.

30. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не
очень-то довольным своей судьбой.

31. Часто у меня нет аппетита.

32. В детстве я радовался, если родители или учителя нака­
зывали других детей.

33. Обычно я решителен и действую быстро.

34. Я не всегда говорю правду.

35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпу­
таться из неприятной истории.

36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на
своем.

37. То, что прошло, меня мало волнует.

38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы дока­
зывать кулаками.

39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажет­
ся, ищут ссоры со мной.

40. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.

41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то на­
пряжении и мне трудно расслабиться.

42. Нередко у меня возникают боли «под ложечкой» и раз­
личные неприятные ощущения в животе.

43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.

44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.

45. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе
мучить животное.

46. При встрече со старым знакомым от радости я готов
броситься ему на шею.

47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат
руки и ноги.

48. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удо­
вольствием бы ничего не видел и не слышал.

49. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через не­
сколько минут.

50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть но­
сом других в их ошибки.

51. Иногда могу похвастаться.

52. Активно участвую в организации общественных меро­
приятий.

53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую
сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.

54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

55. Я почти всегда подвижен и активен.

56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим
собеседникам то, что я говорю.

57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.

58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.

59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.

60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.

61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной
неудаче.

62. Я люблю не всех своих знакомых.

63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.

64. Не знаю почему, но иногда появляется желание испор­
тить то, чем все восхищаются.

65. Я предпочитаю заставить человека сделать то, что мне
нужно, чем просить его об этом.

66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.

67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь
любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.

68. В компании я веду себя не так, как дома.

69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы по­
молчать.

70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.

71. Хороших знакомых у меня очень немного.

72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие
краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные
ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.

73. В компании у меня нередко возникает желание кого-
нибудь обидеть или разозлить.

74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как
только представлю себе, сколько всяких неприятностей возмож­
но придется испытать в жизни.

75. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое
сполна.

76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.

77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы
собеседник растерялся.

78. Бывало откладывал то, что требовалось сделать немед­
ленно.

79. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.

80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня
из равновесия.

81. Не знаю, куда деваться при встрече с человеком, кото­
рый был в компании, где я вел себя неловко.

82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реаги­
руют даже на жизненные мелочи.

83. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.

84. У меня довольно часто меняется настроение.

85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня
людей.

86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чув­
ствую это как бы всем телом.

87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо
лезут в голову.

88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу
моих знакомых.

89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не
буду чувствовать себя отдохнувшим.

90. Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались
вызвать мое неудовольствие.

91. Я уверен в своем будущем.

92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения ко­
го-нибудь из окружающих.

93. Я не прочь посмеяться над другими.

94. Я отношусь к людям, которые «за словом в карман не
лезут».

95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся
достаточно легко.

96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.

97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.

98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их уп­
рямства.

99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими
поступками.

100. Я нередко бываю рассеянным.

101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи
человека, которого я не могу терпеть.

102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.

103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно гово­
рить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.

104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться
по любому поводу.

105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.

106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов погово­
рить и со знакомыми, и с незнакомыми.

107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю
других людей.

108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и неред­
ко начинаю насвистывать или напевать.

109. Не чувствую себя уверенно в решении важных вопро­
сов даже после длительных размышлений.

110. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь го­
ворить громче своего оппонента.

111. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо силь­
ных и длительных переживаний.

112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть
ногти.

113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бы­
ваю один.

114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все
перессорились друг с другом.

Лист ответов

Фамилия, инициалы___________ Курс____ Группа____

Дата_______ Возраст__________

Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет
1.     20.     39.     58.     77.     96.    
2.     21.     40.     59.     78.     97.    
3.     22.     41.     60.     79.     98.    
4.     23.     42.     61.     80.     99.    
5.     24.     43.     62.     81.        
6.     25.     44.     63.     82.        
7.     26.     45.     64.     83.        
8.     27.     46.     65.     84.        
    28.     47.     66.     85.        
10.     29.     48.     67.     86.        
11.     30.     49.     68.     87.        
12.     31.     50.     69.     88.        
13.     32.     51.     70.     89.        
14.     33.     52.     71.     90.        
15.     34.     53.     72.     91.        
16.     35.     54.     73.     92.        
17.     36.     55.     74.     93.        
18.     37,     56.     75.     94.        
19.     38.     57.     /6.     95.        

Обработка данных: Вполне очевидно, что к обработке дан­ных можно приступать лишь при утвердительном ответе на первый вопрос. На основе общего ключа (табл. 7) опросника производится подсчет первичных «сырых» баллов, которые за­тем переводятся в стандартные оценки или стены (табл. 8). Сте­пень выраженности каждого свойства в стенах позволяет судить об уровне выраженности исследуемых черт, а также сравнивать данные различных испытуемых в группе. На основе стенов, по­лученных по каждой из шкал, строится графический профиль личности, выделяются высокие и низкие оценки.

Таблица 7 Ключ

Номер шкалы Название шкалы и количество вопросов Ответы по номерам вопросов
да нет
I Невротичность 17 4,5, 12, 15,22,26,31,41, 42,57,66, 72,85,86,89, 105
II Спонтанная агрессивность 13 32, 35, 45, 50, 64. 73, 77, 93, 97, 103, 112, 114
III Депрессивность 14 16, 24, 27, 28, 30, 40, 48, 56, 61,74,84,87,88, 100
IV Раздражительность 11 6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104, 107, ПО
V Общительность 15 2, 19,46,52,55.94, 106 3, 8, 23, 53, 67,71,79, 113
VI Уравновешенность 10 14,21,29,37,38,59,91,95. 108, 111
VII Реактивная агрессивность 10 13, 17, 18,36,39,43,65,75, 90,98  
VIII Застенчивость 10 9, 11,20,47,60,70,81,83, 109
IX Открытость 13 7,25,34,44,51,54,62,63, 68, 78, 92, 96, 101
X Экстраверсия-интроверсия 12 2.29,46,51,55,76,93,95, 106, 110 20,87
XI Эмоциональная лабильность 14 24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85, 87,88, 102, 112, 113
XII Маскулинизм-феминизм 15 18,29,33,50,52,58,59,65. 91. 104 16,20,31.47, 84

Ключи для обработки результатов тестирования 2 страница - student2.ru Ключи для обработки результатов тестирования 2 страница - student2.ru Таблица Перевод «сырых» баллов в стандартные единицы

Первичная       Стандартные оценки по шкалам      
оценка I II III IV V VI VII VII I IX X XI XII
     
       
         
             
                 
                     
                     
Ключи для обработки результатов тестирования 2 страница - student2.ru

Рис. 7. Профиль личности.


На основе полученных данных, используя приводимую ни­же схему, строится профиль личности (рис. 7)

Анализ и интерпретация результатов: Оценке подлежат количественные показатели и графическое изображение профи­ля личности. В первую очередь анализируются высокие и низ­кие оценки. Низкие оценки находятся в диапазоне 1-3 балла, средние - 4-6 баллов, высокие - 7-9 баллов. Оценка по шкале IX означает уровень достоверности ответов испытуемых. Для об­легчения интерпретации можно пользоваться приводимым ниже кратким описанием шкал.

Краткое описание шкал

Шкала I (невротичность) характеризует уровень нев-ротизации личности. Высокие оценки соответствуют выражен­ному тревожно-невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет вы­явить иоценить психопатизацию интротенсивного типа. Высо­кие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопати-зации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагно­стировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответст­вуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенци­альные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии вы­раженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защи­щенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных

ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистично-сти и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне пси­хопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доми­нированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасполо­женность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающие по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, ско­ванности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритично­сти. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к довери­тельно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что со­ответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала X (экстраверсия-иитроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие - выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состоя­ния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повы­шенной возбудимости, раздражительности, недостаточной са­морегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм-феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности пре­имущественно по мужскому типу, низкие - по женскому.

Следует учесть, что в работе клинического психолога более подробная интерпретация данных, заключение и рекомендации даются по сути вопросов, работающих на ту или иную шкалу, с учетом связей между исследуемыми факторами и другими ин­дивидуально-психологическими особенностями пациента.

Наши рекомендации