Психология мышления. История исследования проблемы.
Общефилософские основы исследования мышления. Соотношение наук изучающих мышление. Подходы к исследованию мышления на разных этапах развития психологической мысли. Вюрцбургская школа исследования мышления. Подходы к изучению мышления в бихевиоризме (Б. Скиннер, В. Торндайк). Исследования мышления в рамках гештальтпсихологии (К. Келлер, К. Дункер). Попытки крос-скультурного исследования мыслительных процессов.
Предмет психологии мышления.
Мышление в структуре познавательных процессов. Мышление и восприятие. Мышление и память. Мышление и воображение. Мышление и творчество. Типологии мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое: практическое и теоретическое; дискурсивное, интуитивное; аутистическое, эгоцентрическое, реалистическое; репродуктивное, продуктивное.
Методы изучения мышления.
Общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, метод беседы.
Конкретные методики изучения мышления: «клинический метод Ж. Пиаже», метод «рассуждения вслух» и реконструкции структуры решения по вербальным попыткам решения (Э. Клапаред, К. Дункер); методы объективизации невербализованных исследовательских актов. Тестирование интеллекта и дифференциально-психологическое изучение мышления: тест Дж. Равена, тест Д.Векслера,тест Г. Айзенка и др.
Структура процесса мышления.
Субъект мышления. Мышление как процесс и его продукты (понятия, знания, суждения, умозаключения). Мыслительная задача. Классификация задач (О. К. Тихомиров). Проблемные ситуации. Виды проблемных ситуаций. Этапы процесса мышления (постановка проблемы, анализ условий, выдвижение гипотезы, функциональное решение, конкретное решение, проверка). Соотношение разных подходов к описанию стадии мыслительного процесса: схема Л. Уоллеса, схема К. Дункера, схема операций мышления по О. Зельцу и в школе С.Л. Рубинштейна. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и пр. Анализ через синтез как механизм мышления. Факторы, влияющие на успешность решения задачи.
Мышление в индивидуальной деятельности.
Мышление как форма познавательной деятельности. Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и целеобразование. Понятие промежуточной цели и операционального смысла. Эмоциональное регулирование мышления. Положение Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Мышление и самосознание. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты мыслительной деятельности, их роль на разных этапах процесса мышления.
Интеллектуальные способности.
Понятие интеллекта и интеллектуальных способностей. Тестирование интеллекта. Принципы развития интеллектуальных способностей. Образное мышление и воображение. Тесты на образное мышление. Вербальный интеллект и его диагностика. Мышление и прогнозирование. Мышление и творчество. Продуктивные и репродуктивные формы умственной деятельности. Критерии выделения творческого мышления. Исследование творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии. Тестирование творческих способностей.
Понятийное мышление.
Понятие. Виды понятий. Специфика психологического изучения формирования понятий: метод определения понятия, метод сравнения и различения, метод классификации, метод формирования искусственных понятий (методики: Н. Аха, Л.С. Выготского и Л. Сахарова). Сравнительное исследование формирования научных и житейских понятий. Процессы категоризации (модели: дискретных признаков, прототипов, базовых категорий). Внутрипонятийные и межпонятийные отношения. Сравнительное исследование развития научных и житейских понятий.
Тема 9. Речь