ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ. Душа предстает перед нами в виде обширной области так называемых психических феноменов, отчасти осознанных
Душа предстает перед нами в виде обширной области так называемых психических феноменов, отчасти осознанных, отчасти же бессознательных.
Карл Густав Юнг «Душа и земля»
Сегодня стало очевидно, что проблемы охраны природы и экологического образования не могут успешно решаться без четкого представления о причинах того или иного экологического поведения людей, о системе психологических механизмов, направляющих процесс развития субъективного отношения к различным природным объектам и природе в целом.
О.Г.Листопад и В.Е.Борейко (1996) обобщают причины «положительного» и «отрицательного» отношения людей к миру природы.
«Положительному отношению населения к живой природе спо
собствуют следующие причины: использование полезных свойств
организмов (дикие пчелы); красивый внешний вид, приятный
голос (береза, соловей); древние народные экофильные поверья,
основанные на коренных языческих традициях (любовь к матуш
ке-земле, лесу); экологически грамотные научные сведения; на
родная любовь к живому, жалость, сопереживание, основанные
на высокой нравственности; яркие примеры искусства (розовая
чайка — символ Арктики, придуманный писателем О.Куваевым);
польза, приносимая живыми организмами (муравьи — санитары
леса). %
Отрицательному отношению населения к живой природе способствуют следующие причины: использование полезных свойств живых организмов, основанное на потребительстве (лекарственные растения), отвратительный внешний вид, неприятный голос некоторых видов животных, вызывающие у людей отрицательные эмоции (жабы, летучие мыши); непонятные свойства биологии (лет козодоя возле скота); легенды, предрассудки, суеверия, основанные на примерах из Библии, Корана (уничтожение берез во время праздника Троицы), знания, основанные на лженаучных теориях (хищные птицы — враги охотничьего хозяйства); приносимый вред (ястреб, как похититель кур, навлекает беду и на других соколообразных); живучие литературные примеры, народное невежество» (с. 49—50).
механизм развития отношения к природ^
Такого рода эмпирический материал, собираемый специали-стами по охране природы, социологами, этнографами, безусловно, требует соответствующего психологического осмысления. В качестве теоретического конструкта этого осмысления может выступить, в частности, теория отношений личности В.Н.Мя-сищева.
Разрабатывая свою теорию, В.Н.Мясищев выделил три стадии развития субъективных отношений, показал динамику этого процесса — от случайных ощущений, через сознательную регуляцию факторов, вызывающих те или иные эмоции, до обусловленности деятельности личности существующими у нее субъективными отношениями.
«Первоначальные положительные или отрицательные реакции на непосредственные внутренние и внешние контактные раздражения с возникновением сосредоточения, нарастанием роли дистантных рецепторов могут характеризоваться как условнорефлекторная стадия отношений...
В дальнейшем восприятие становится опытным источником отношений, в которых определяющей является эмоциональная компонента. Повторные эмоциональные положительные и отрицательные реакции вызываются условно. Интегрируясь речевым аппаратом, они выливаются прежде всего в отношения любви, привязанности, боязни, торможения, вражды. Это — уровень кон кретно-эмоциональных отношений.
Деятельность, как источник удовлетворения, все более опосредствуется избирательным отношением к лицам социального окружения. Отношение приобретает конкретно-личный характер» (1960, с. 170).
В процессе формирования субъективного отношения В.Н.Мя-сищевым выделяются перцептивная, эмоциональная, информационная (связанная с речью) и деятельностная составляющие, тесно переплетающиеся между собой.
Можно выделить три «канала» развития субъективного отношения: перцептивно-эмоциональный, когнитивный и практический. По перцептивно-эмоциональному каналу развитие отношения происходит в процессе построения перцептивного образа на основе эмоциональной оценки. В когнитивном канале отношение формируется через переработку получаемой социально обусловленной информации. И наконец, в практическом — через взаимодействие в результате движения мотивов и влияния другого.
глава X. специфические механизмы