Бланк ответов
Обработка результатов тестирования
1. Подсчет суммы «сырых» баллов, перевод их в стены (условные баллы по 10-балльной шкале)1 и построение профиля личности
При подсчете «сырых» баллов по каждому из 16 факторов личностного опросника 16PF (версия А) иногда пользуются специальными матрицами и ключами к опроснику. Но, как показала практика, работа с матрицами и ключами к опроснику достаточно неудобна. Нередко такие матрицы просто отсутствуют. При работе со слушателями и студентами Школы практической психологии Санкт-Петербурга и Таллинна вместо матриц и ключей к опроснику используется специальный бланк для ответов (форма бланка приведена ниже). В нем индексами 1 и 2 обозначены баллы при соответствующих ответах-альтернативах (а, Ь, с) на каждый из 187 вопросов теста. Свой ответ-альтернативу по каждому вопросу испытуемый заносит в бланк, обводя соответствующее обозначение a, b или с, например, в кружок.
Бланк ответов
Фамилия, инициалы_Дата заполнения_
Пол_Возраст_Профессия (специальность)__
Факторы | 1 а Ь с 2 а Ь с | Ваш выбор альтернативных ответов | I | |||||||||||||||
А | 3 а2 Ь1 с | 26 а Ь1 с2 27 а Ь1 с2 | 51 а Ь1 с2 52 а2 Ь1 с | 76 а Ь1 с2 | 101 а2 Ь1 с | 126 а2 Ь1 с | 151 а Ь1 с2 | 176 а2 Ь1 с | ||||||||||
В | 28 а Ь1 с | 53 а Ь1 с 54 а Ь1 с | 77 а Ь с1 78 а Ь1 с | 102 а Ь с1 103 а Ь1 с | 127 а Ь с1 128 а Ь1 с | 152 а, Ь с 153 а Ь с1 | 177 а1 Ь с 178 а,Ьс | |||||||||||
С | 4 а2 Ь1 с 5 а Ь1 с2 | 29 а Ь1 с2 30 а2 Ь1 с | 55 а2 Ь1 с | 79 а Ь1 с2 80 а Ь1 с2 | 104 а2 Ь1 с 105 а2 Ь1 с | 129 а Ь1 с2 130 а2 Ь1 с | 154 а Ь1 с2 | 179 а2 Ь1 с | ||||||||||
Е | 6 а Ь1 с2 7 а2 Ь1 с | 31 а Ь1 с2 32 а Ь1 с2 | 56 а2 Ь1 с 57 а Ь1 с2 | 81 а Ь1 с2 | 106 а Ь1 с2 | 131 а2 Ь1 с | 155 а2 Ь1 с 156 а2 Ь1 с | 180 а2 Ь1 с 181 а2 Ь1 с | ||||||||||
8 а Ь1 с2 | 33 а2 Ь1 с | 58 а2 Ь1 с | 82 а Ь1 с2 83 а2 Ь1 с | 107 а Ь1 с2 108 а Ь1 с2 | 132 а2 Ь1 с 133 а2 Ь1 с | 157 а Ь1 с2 158 а Ь{ с2 | 182 а2 Ь1 с 183 а2 Ь1 с | |||||||||||
9 а Ь1 с2 | 34 а Ь1 с2 | 59 а Ь1 с2 | 84 а Ь1 с2 | 109 а2 Ь1 с | 134 а2Ь1 с | 159 а Ь1 с 160 а2 Ь1 с | 184 а2 Ь1 с 185 а2 Ь1 с | |||||||||||
Н | 10 а2 Ь1 с | 35 а Ь1 с2 36 а2 Ь1 с | 60 а Ь1 с2 61 а Ь1 с2 | 85 а Ь1 с2 86 а Ь1 с2 | ПО а2 Ь1 с 111 а2 Ь1 с | 135 а2 Ь1 с 136 а2 Ь1 с | 161 а Ь1 с2 | 186 а2 Ь1 с | ||||||||||
I | 11 а Ъ{ с2 12 а2 Ь1 с | 37 а2 Ь1 с | 62 а Ь1 с2 | 87 а Ь1 с2 | 112 а2 Ц с | 137 а Ь1 с2 138 а2 Ь1 с | 162 а Ь1 с2 163 а2 Ь1 с | |||||||||||
13 а Ь1 с2 | 38 а2 Ь1 с | 63 а Ь1 с2 64 а Ь1 с2 | 88 а2 Ь1 с 89 а Ь1 с2 | ИЗ а2 Ь1 с 114 а2 Ь1 с | 139 а Ь1 с2 | 164 а2 Ь1 с | ||||||||||||
м | 14 а Ц с2 15 а Ь1 с2 | 39 а2 Ь1 с 40 а2 Ь1 с | 65 а2 Ь1 с | 90 а Ь1 с2 91 а2 Ь1 с | 115 а2 Ь1 с 116 а2 Ь1 с | 140 а2 Ь1 с 141 а Ь1 с2 | 165 а Ь1 с2 166 а Ь1 с2 | |||||||||||
N | 16 а Ь{ с2 17 а2 Ь1 с | 41 а Ц с2 42 а2 Ь1 с | 66 а Ь1 с2 67 а Ь1 с2 | 92 а Ь1 с2 | 117 а2 Ь1 с | 142 а2 Ь1 с | 167 а2 Ь1 с | |||||||||||
О | 18 а2 Ь1 с 19 а Ь1 с2 | 43 а2 Ь1 с 44 а Ь1 с2 | 68 а Ь1 с2 69 а2 Ь1 с | 93 а Ь1 с2 94 а2 Ь1 с | 118 а2 Ь1 с 119 а2 Ь1 с | 143 а2 Ь1 с 144 а Ь1 с2 | 168 а Ь1 с2 | |||||||||||
20 а2 Ь1 с 21 а Ь1 с2 | 45 а Ь1 с2 46 а2 Ь1 с | 70 а2 Ь1 с | 95 а Ь1 с2 | 120 а Ь1 с2 | 145 а2 Ь1 с | 169 а2 Ь1 с 170 а Ц с2 | ||||||||||||
22 а Ь1 с2 | 47 а2 Ь1 с | 71 а2 Ь1 с 72 а2 Ь1 с | 96 а Ь1 с2 97 а Ь1 с2 | 121 а Ь1 с2 122 а Ц с2 | 146 а2 Ь1 с | 171 а2 Ь1 с * | ||||||||||||
23 а Ь1 с2 24 а Ь1 с2 | 48 а2 Ь1 с | 73 а2 Ь1 с | 98 а2 Ь1 с | 123 а Ь1 с2 | 147 а Ь1 с2 148 а2 Ь1 с | 172 а Ь1 с2 173 а2 Ь1 с | ||||||||||||
О* | 25 а Ь1 с2 | 49 а2 Ь1 с 50 а2 Ъ{ с | 74 а2 Ь1 с 75 а Ь1 с2 | 99 а2 Ь1 с 100 а Ь1 с2 | 124 а2 Ь1 с 125 а Ц с2 | 149 а2 Ь1 с 150 а Ь1 с2 | 174 а2 Ь1 с 175 а Ь1 с2 | |||||||||||
Таблица 1
стены\ факторы | ||||||||||
А | 0-6 | 7-8 | 7-8 | 9—10 | 12—13 | 14—15 | 17—18 | 19—20 | ||
В | 0-1 | 8-9 | 11 — 12 | |||||||
С | 0-6 | 7-8 | 9—10 | 11—12 | 13—14 | 15—16 | 17—18 | 19-20 | 22—26 | |
E | 0-3 | 5-6 | 7-8 | 9—10 | 11—12 | 13—15 | 16—17 | 18-19 | 20—26 | |
F | 0-6 | 7-8 | 9—11 | 12—14 | 15—16 | 17-18 | 19—20 | 21—22 | 24—26 | |
G | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10—11 | 12—13 | 15—16 | 19—20 | |||
H | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-9 | 10—12 | 13—14 | 15—17 | 18—20 | 21—22 | 23-26 |
I | 0-5 | 6-7 | 9—10 | 12—13 | 16—17 | 18—20 | ||||
L | 0-2 | 4-5 | 7-8 | 10—11 | 12—13 | 15—16 | ||||
M | 0-6 | 8-9 | 11—12 | 13—14 | 15—16 | 18-19 | 20-26 | |||
N | 0-5 | 9—10 | 12-13 | 16-20 | ||||||
0-4 | 6—7 | 8-9 | 10—11 | 12—13 | 14—15 | 16—17 | 18—19 | 20—26 | ||
Q1 | 0-3 | 7-8 | 10—11 | 13—14 | 15—20 | |||||
Q2 | 0-3 | 5-6 | 8-9 | 10—11 | 12—13 | 14—15 | 16—17 | 18-20 | ||
Q3 | 0-4 | 5-6 | 8-9 | 11—12 | 15—16 | 17—20 | ||||
Q4 | 0-3 | 4—5 | 6-8 | 9-11 | 12—13 | 14—16 | 17—19 | 20—21 | 22—23 | 24—26 |
Женщины 16—18 лет
Таблица 2
Стены\ факторы | ||||||||||
А | 0-3 | 5-6 | 8-9 | 10—11 | 13—14 | 15—16 | 17—20 | |||
В | 0—1 | 8-9 | 11—12 | |||||||
С | 0-7 | 8-9 | 10—11 | 12-13 | 14—15 | 16—17 | 18-19 | 21—22 | 23-26 | |
E | 0-6 | 7-8 | 10—11 | 12—13 | 14—15 | 16—17 | 18-19 | 20-21 | 22-26 | |
F | 0-5 | 6-8 | 9—11 | 12—14 | 15—16 | 17—18 | 19—20 | 21—22 | 24—26 | |
G | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9—10 | 11 — 12 | 13—14 | 15—16 | 19—20 | ||
H | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8—10 | 11—13 | 14—16 | 17—18 | 19—20 | 21—22 | 23—26 |
I | 0-2 | 5-6 | 7-8 | 10—11 | 12—13 | 14—15 | 16—20 | |||
L | 0-3 | 5-6 | 7-8 | 10—11 | 12—13 | 15—16 | 17—20 | |||
M | 0-4 | 5-6 | 8-9 | 10—11 | 12—13 | 15—16 | 17—18 | 19—26 | ||
N | 0-5 | 6-7 | 11 — 12 | 14—15 | 17—20 | |||||
0-3 | 5-6 | 7-8 | 9—10 | 12-13 | 14—15 | 16-17 | 18—26 | |||
Q1 | 0-4 | 7-8 | 10—11 | 14—15 | 16—20 | |||||
Q2 | 0-3 | 5-6 | 7-8 | 10—11 | 12—13 | 14—15 | 16—17 | 18-20 | ||
Q3 | 0-3 | 4—5 | 7-8 | 9—10 | 12—13 | 15—16 | 17—20 | |||
Q4 | 0-2 | 3-4 | 5-6 | 7—9 | 10—12 | 13—15 | 16—17 | 18-19 | 20—21 | 22—26 |
Мужчины 16—18 лет
Таблица 3
Стены\ факторы | ||||||||||
А | 0—4 | 5—6 | 8—9 | 10—12 | 14—15 | 17—18 | 19—20 | |||
В | 0—4 | — | 12—13 | |||||||
С | 0-6 | 7-8 | 9—10 | 11 — 12 | 13—14 | 15—16 | 17—18 | 19—20 | 21—22 | 23—26 |
Е | 0-3 | 5-6 | 7-8 | 9—10 | 11 — 12 | 13—14 | 15—16 | 17—18 | 19-26 | |
0—5 | 6—7 | 8—10 | 11—12 | 13—15 | 16—17 | 18—19 | 20—21 | 23—26 | ||
0—4 | 5—6 | 7-8 | 9—10 | 11—12 | 14—15 | 16—17 | 19-20 | |||
Н | 0—2 | 3-4 | 5-7 | 8-9 | 10—12 | 13—15 | 16-17 | 18—20 | 21—22 | 23—26 |
I | 0—5 | 7-8 | 9—10 | 11—12 | 16—17 | 18—20 | ||||
L | 0—1 | 2-3 | 6—7 | 8-9 | 11 — 12 | 13—14 | 15—20 | |||
м | 0—5 | 6—7 | 9—10 | 11—12 | 13—14 | 15—16 | 18—19 | 20—26 | ||
N | 0-5 | 9—10 | 12—13 | 15—16 | 17—20 | |||||
О | 0-3 | 5—6 | 8-9 | 10—12 | 13—14 | 15—16 | 17—18 | 19—26 | ||
0-3 | 6-7 | 10—11 | 12—13 | 15-20 | ||||||
0—3 | 5—6 | 8-9 | 10—11 | 12—13 | 14—15 | 16—17 | 18-20 | |||
о3 | 0—4 | 6—7 | 8-9 | 11 — 12 | 15—16 | 17—20 | ||||
о* | 0-3 | 4—5 | 6—7 | 8—10 | 11—12 | 13—15 | 16—18 | 19—20 | 21-22 | 23—26 |
Женщины 19—28 лет
Таблица 4
Стены\ факторы | ||||||||||
А | 0-3 | 5-6 | 8-9 | 10—11 | 12—13 | 15—16 | 17—20 | |||
В | 0-4 | — | 12—13 | |||||||
С | 0-7 | 8-9 | 10—11 | 12—13 | 14—15 | 16—17 | 18—19 | 20—21 | 23—26 | |
Е | 0-6 | 7-8 | 10—11 | 12—13 | 14—16 | 17—18 | 20—21 | 22—26 | ||
F | 0—5 | 6-8 | 9—10 | 11—13 | 14—15 | 16—17 | 18—19 | 20—21 | 22—23 | 24—26 |
0—4 | 5-6 | 7—9 | 10—11 | 13—14 | 15—16 | 18—19 | ||||
Н | 0—2 | 3-4 | 5—7 | 8—10 | 11 — 13 | 14—16 | 17—18 | 19—20 | 21—22 | 23—26 |
I | 0-2 | 4—5 | 7-8 | 9—10 | 11—12 | 13—14 | 16—20 | |||
1_ | 0-3 | 5—6 | 8-9 | 10—11 | 13—14 | 16—20 | ||||
М | 0—5 | 7-8 | 10—11 | 12—13 | 14—15 | 16—17 | 19—20 | |||
N | 0-5 | 6—7 | 11 — 12 | 14—15 | 17—20 | |||||
0-3 | 5—6 | 7-8 | 10—11 | 12—13 | 14—15 | 16—17 | 18—26 | |||
0-4 | 7-8 | 11 — 12 | 14—15 | 16—20 | ||||||
0-3 | 5—6 | 8-9 | 10—11 | 12—13 | 14—15 | 16—17 | 18-20 | |||
о3 | 0-3 | 4—5 | 7-8 | 9—10 | 12—13 | 15—16 | 17—20 | |||
о* | 0-3 | 5—7 | 8-9 | 10—12 | 13—14 | 15—17 | 18—19 | 20—21 | 22—26 |
Мужчины 19—28 лет
Таблица 5
Стены\ факторы | ||||||||||
А | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9—10 | 12—13 | 14—15 | 17—18 | 19—20 | ||
В | 0-1 | 8-9 | 11 — 13 | |||||||
С | 0-7 | 8-9 | 10—11 | 12—13 | 14—15 | 16—17 | 18-20 | 21—22 | 23—24 | 25-26 |
Е | 0-2 | 4—5 | 6-7 | 8-9 | 10—11 | 12—14 | 15—16 | 17—18 | 19—26 | |
0-4 | 5-6 | 7-8 | 9—10 | 11—13 | 14—15 | 16—17 | 18—19 | 20—21 | 22—26 | |
в | 0-6 | 8-9 | 10—11 | 12—13 | 14—15 | 18-19 | ||||
И | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-9 | 10—12 | 13—14 | 15—17 | 18-20 | 21—22 | 23-26 |
0-5 | 6-7 | 9—10 | 12—13 | 15—16 | 18-20 | |||||
1_ | 0-1 | 3-4 | 6-7 | 9—10 | 12—13 | 14—20 | ||||
м | 0-6 | 8-9 | 10—11 | 13—14 | 15—16 | 18-19 | 20—26 | |||
N | 0-5 | 8-9 | 12—13 | 16—20 | ||||||
0-3 | 5-6 | 7-8 | 9—10 | 11—12 | 13—14 | 15—16 | 17—18 | 19—26 | ||
0-3 | 6-7 | 10—11 | 12—13 | 15—20 | ||||||
о2 | 0-3 | 5-6 | 7-8 | 10—11 | 12—13 | 14—15 | 16—17 | 18-20 | ||
о3 | 0-5 | 6-7 | 9—10 | 12-13 | 15—16 | 18-20 | ||||
0-2 | 3-4 | 5—7 | 8-10 | 11—12 | 13—15 | 16—17 | 18-20 | 21—22 | 23-26 |
Женщины 29—70 лет
Таблица 6
Мужчины 29—70 лет
Стены\ факторы | ||||||||||
А | 0-3 | 5-6 | 8-9 | 10—11 | 12—13 | 15—16 | 17—20 | |||
В | 0-1 | 8-9 | 11—13 | |||||||
С | 0-7 | 8—10 | 11—12 | 13-14 | 15—16 | 18-19 | 20—21 | 22—23 | 24—26 | |
,Е | 0-5 | 6—7 | 8-9 | 10—11 | 12—13 | 14—15 | 16—17 | 18—19 | 20—21 | 22—26 |
Р | 0-3 | 4—5 | 6-8 | 9—10 | 11 — 13 | 14—15 | 16—17 | 18—19 | 21—26 | |
0-4 | 5—7 | 8—10 | 11 — 12 | 14—15 | 16—17 | |||||
Н | 0-3 | 4—5 | 6-8 | 9—11 | 12—14 | 15—16 | 17—19 | 29—21 | 22—23 | 24—26 |
I | 0-2 | 5—6 | 7-8 | 9—10 | 11—12 | 13—14 | 16—20 | |||
L | 0-2 | 4—5 | 6—7 | 9—10 | 11—12 | 14—15 | 16-20 | |||
м | 0-5 | 6-7 | 9—10 | 12—13 | 14—15 | 16—17 | 18-19 | 20—26 | ||
N | 0-6 | 8-9 | 12—13 | 16—17 | 18-20 | |||||
O | 0—2 | 4—5 | 6—7 | 8-9 | 10—11 | 13—15 | 16—17 | 18-26 | ||
0-4 | 5-6 | 9—10 | 12—13 | 15—16 | 17—20 | |||||
0-3 | 5-6 | 7-8 | 9—10 | 12—13 | 14—15 | 16—17 | 18-20 | |||
о3 | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 10—11 | 13—14 | 16—17 | 18-20 | |||
о* | 1—2 | 3-5 | 6—7 | 8—10 | 11—12 | 13—15 | 16—17 | 18—19 | 20—26 |
апробацию в Школе практической психологии Академии психологии, предпринимательства и менеджмента. Как слушатели, так и студенты отмечали, что подсчет «сырых» баллов по такому бланку довольно прост и никаких затруднений не вызывает.
На бланке по всем факторам на каждый из вопросов теста приписывается значение альтернатив а2 Ь1 с, либо а Ь1 с2. Исключение составляет лишь фактор В, где соответствующей альтернативе (а, Ь или с) приписывается лишь один балл. Набранное количество «сырых» баллов испытуемый записывает в правой колонке бланка, суммируя индексы 1 и 2 при вобранных ответах-альтернативах (отмеченных в кружок) на соответствующие вопросы теста.
Перевод «сырых» баллов в стены производится по приведенным ниже таблицам 1—6.
Стены (условные баллы) распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый профиль личности. При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.
Рис. 1. Пример построения профиля личности
Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях, в таких, например, блоках:
— интеллектуальные особенности: факторы В, М, 0^
— эмоционально-волевые особенности: факторы С, С, I, О, Од, £)4;
— коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, Б, Е, ()2, К, Ь.
Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка.
Формулы расчета четырех вторичных факторов:
2. Интерпретация фа | кторов | ||||||||||||||
I. ФАКТОР А | |||||||||||||||
«—» Сизотимия | «+» Аффектотимия | ||||||||||||||
Скрытный, обособленный, критичный, непреклонный, отчужденный, необщительный, замкнутый, безучастный. Критичный; отстаивает свои идеи; холодный, отчужденный; точный, объективный; недоверчивый, скептичный; непреклонный; холодный (жесткий); сердитый, мрачный. | Сердечный, добрый, беспечный, общительный, открытый, естественный, непринужденный. Добродушный, беспечный; готов к содружеству, предпочитает присоединяться; внимательный к людям; мягкосердечный, небрежный; доверчивый; легко приспосабливается, идет на поводу; сердечный, веселый. | ||||||||||||||
В целом фактор ориентирован на определение степени общительности человека в группе. | |||||||||||||||
II. ФАКТОР В | |||||||||||||||
«—» Низкий интеллект Несобранный, тупой; конкретность, ригидность мышления; эмоциональная дезорганизация мышления. | «+» Высокий интеллект Собранный, сообразительный; наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности; | ||||||||||||||
Низкие умственные способности; не может решать абстрактных задач. | проницательный, быстро схватывающий; интеллектуально приспосабливается; существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией. | ||||||||||||||
III. ФАКТОР С | |||||||||||||||
«—» Слабость Я Слабость, эмоциональная неустойчивость; находится под влиянием чувств; легко расстраивается, переменчив. При расстройствах теряет равновесие духа; переменчив в отношениях и неустойчив в интересах; легко расстраивается, беспокойный; уклоняется от ответственности, имеет тенденцию уступать, отказывается от работы; не вступает в споры в проблематичных ситуациях; невротические симптомы; ипохондрия, утомляемость. | «+» Сила Я Сила, эмоциональная устойчивость; выдержанность; спокойный, флегматичный, трезво смотрит на вещи, работоспособный, реалистически настроенный. Эмоционально зрелый; имеет постоянные интересы; спокойный; реально оценивает обстановку, управляет ситуацией, избегает трудностей. Может иметь место эмоциональная ригидность, нечувствительность. | ||||||||||||||
IV. ФАКТОР Е | |||||||||||||||
«—» Конформность Мягкий, кроткий, послушный, услужливый, любезный; застенчивый, уступчивый, зависимый; берет вину на себя, безропотный, пассивный. Покорный, подчиняющийся, тактичный, дипломатичный; экспрессивный, легко выводится из равновесия авторитетным руководством, властями; скромный. | «+» Доминантность Доминирование, властность; неуступчивый, самоуверенный, напористый, агрессивный; упрямый, возможно до агрессивности; конфликтный, своенравный. Неустойчивый; независимый; грубый, враждебный; мрачный; непослушный, бунтарь; непреклонный; требует восхищения. | ||||||||||||||
V. ФАКТОР F | |||||||||||||||
«—» Десургенсия, сдержанность Озабоченный, спокойный, молчаливый, серьезный, неразговорчивый, благоразумный, рассудительный. | «+»Сургенсия, экспрессивность Беззаботный, восторженный, невнимательный, небрежный, беспечный. | ||||||||||||||
Молчаливый; с самоанализом; заботливый; задумчивый; необщительный; медлительный, осторожный; склонен усложнять, пессимистичен в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач, окружающим кажется скучным, вялым, чопорным. | Жизнерадостный, веселый, импульсивный, подвижный, энергичный; разговорчивый, откровенный, экспрессивный, живой, проворный. Отмечается значимость социальных контактов. Искренен в отношениях; эмоционален. Динамичен в общении. Часто становится лидером, энтузиастом; верит в удачу. | ||||||||||||||
VI. ФАКТОР G | |||||||||||||||
«—» Низкое супер-эго Подверженность чувствам, несогласие с общепринятыми моральными нормами, стандартами. Непостоянный, переменчивый, гибкий, вызывает недоверие; потворствует своим желаниям; небрежный, ленивый; независимый, игнорирует обязанности. Подвержен влиянию случая и обстоятельств. Беспринципность, неорганизованность, безответственность. Возможно антисоциальное поведение. | «+» Высокое супер-эго Высокая нормативность, сильный характер; добросовестный, настойчивый, моралист, степенный, уравновешенный, ответственный. Упорный, стойкий, решительный; достойный доверия; эмоционально дисциплинирован, собранный; совестливый, имеет чувство долга; соблюдает моральные стандарты и правила. Настойчивость в достижении цели; точность, деловая направленность. | ||||||||||||||
VII. ФАКТОР Н | |||||||||||||||
«—» Тректия Робость, нерешительность, застенчивость, сдержанность, боязливость. Смущается в присутствии других; эмоциональный; сдержанный; озлобленный, раздражительный; ограниченный, строго придерживается правил, быстро реагирует на опасность, отличается повышенной чувствительностью к угрозе; деликатный, внимательный к другим. | «+» Пармия Смелость, предприимчивость, социальная смелость, толстокожесть. Авантюристический, склонный к риску, общительный; активный, явный интерес к другому полу; чувствительный, отзывчивый; добродушный; импульсивный; расторможенный, держится свободно; эмоциональный, артистические интересы; беззаботный не понимает опасности. | ||||||||||||||
Не уверен в своих силах; предпочитает находиться в тени; большому обществу предпочитает одного-двух друзей. | |||||||||||||||
VIII. ФАКТОР I | |||||||||||||||
«—» Харрия Низкая чувствительность, толстокожесть, суровость, не верит в иллюзии, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жестокость. Несентиментальный, ожидает малого от жизни; мужественный, самоуверенный, берет на себя ответственность; суровый (до цинизма), черствый в отношениях; незначительные артистические наклонности, без утраты чувства вкуса; не фантазер; действует практично и логично; постоянный; не обращает внимания на физические недомогания. | «+» Премсия Мягкосердечие, нежность, чувствительность; зависимость, сверхосторожность, стремление к покровительству. Неугомонный, суетливый, беспокойный, ожидает внимания от окружающих; навязчивый, ненадежный; ищет помощи и симпатии; способный к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, пониманию; добрый, мягкий, терпимый к себе и окружающим; утонченный, жеманный, напыщенный, притворный, артистичный, женственный; фантазирует в беседе и наедине с собой, склонный к романтизму, художественность восприятия мира; действует по интуиции; изменчивый, ветреный; ипохондрик, беспокоится о состоянии своего здоровья. | ||||||||||||||
IX. ФАКТОР L | |||||||||||||||
«—» Алаксия Доверчивость внутренняя расслабленность; соглашается с условиями, откровенный. Чувство собственной незначимости; жалуется на перемены; неподозрительный, свободный от зависимости; легко забывает трудности; понимает, прощает; терпимый, благожелательный по отношению к другим, уживчивый; небрежно | «+» Протенсия Подозрительность, ревнивость, «защита» и внутреннее напряжение. Ревнивый, завистливый; большое самомнение; догматичность, подозрительность; задерживает свое внимание на неудачах; тиран. Требует от окружающих нести ответственность за ошибки; раздражительный. Его интересы обращены | ||||||||||||||
относится к замечаниям; покладистый, легко ладит с людьми, хорошо работает в коллективе. | на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен. | ||||||||||||||
X. ФАКТОР М | |||||||||||||||
«—» Праксерния Практичность, земные принципы, приземленность стремлений, мало воображения. Быстро решает практические вопросы; занят своими интересами; прозаичен, избегает всего необычного; следует общепринятым нормам; руководствуется объективной реальностью, надежен в практическом суждении; честный, добросовестный, беспокойный, но твердый. Ему свойственна некоторая ограниченность, излишняя внимательность к мелочам. | «+» Аутия Мечтальность, идеалистичность, богатое воображение, бо-гемность, рассеянность. Поглощен своими идеями; интересуется искусством, теорией, основными верованиями; увлечен внутренними иллюзиями; высокий творческий потенциал. Капризный, легко отступает от здравого смысла. Легко приводится в восторг, неуравновешенный. | ||||||||||||||
XI. ФАКТОР N | |||||||||||||||
«—» Прямолинейность Наивность, простоватость. Прямой, откровенный, естественный, непосредственный. Прямой, но бестактный в обращении. Имеет неконкретный ум. Общительный, несдержан эмоционально. Простые вкусы. Отсутствие проницательности. Неопытен в анализе мотивировок. Довольствуется имеющимся. Слепо верит в человеческую сущность. | «+» Дипломатичность Проницательность, хитрость. Опытный, искушенный, расчетливый, разумный. Изысканный, умеет вести себя в обществе. Имеет точный ум. Эмоционально выдержан. Искусственный. Эстетически изощрен. Проницателен по отношению к окружающим. Честолюбив, возможно ненадежен. Осторожен, «срезает углы». | ||||||||||||||
XII. ФАКТОР О | |||||||||||||||
«—» Гипертимия Беспечность, самоуверенность, самонадеянность, спокойствие, безмятежность, благодушие, хладнокровие. | «+» Гипотимия Чувство вины; полон страха, тревоги, предчувствий; самобичевание, неуверенность в себе, обеспокоенность. | ||||||||||||||
Веселый, жизнерадостный. Нераскаивающийся, безмятежный, спокойный. Нечувствителен к одобрению или порицанию окружающих. Беспечен. Энергичен. Небоязливый. Бездумный. | Депрессивный, подавлен, легко плачет. Легко раним, находится во власти настроений, впечатлительный. Сильное чувство долга, чувствителен к реакциям окружающих. Скрупулезный, суетливый. Ипохондрик. Симптомы страха. Одинокий, погружен в мрачные раздумья, ранимый. | ||||||||||||||
XIII. ФАКТОР Q1 | |||||||||||||||
«—» Консерватизм Почтенный, имеет установившиеся взгляды, идеи; терпим к традиционным трудностям; принимает только испытанное временем; подозрительность к новым людям. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. | «+» Радикализм Экспериментатор, либерал, свободомыслящий, аналитик, хорошая информированность, терпимость к неудобствам. Критически настроен; характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления. Не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает. | ||||||||||||||
XIV. ФАКТОР Q2 | |||||||||||||||
«—» Зависимость от группы Социабильность, несамостоятельность; последовательность, нуждается в групповой поддержке, принимает решения вместе с другими; следует за общественным мнением, ориентируется на социальное одобрение, безынициативен. | «+» Самодостаточность Групповая независимость, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения; может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим. | ||||||||||||||
XV. ФАКТОР Q3 | |||||||||||||||
«—»► Низкое самомнение Плохо контролируем, небрежный, неточный, следует своим побуждениям, не считается с общественными правилами, не внимателен и не деликатен, недисциплинирован; внутренняя | «+» Высокое самомнение Самолюбие, самоконтроль, точный, волевой, может подчинить себе, действует по осознанному плану, эффективный лидер, принимает социальные нормы, контролирует свои эмоции и | ||||||||||||||
конфликтность представлений о себе. | поведение, доводит дело до конца, целенаправлен. | ||||||||||||||
XVI. ФАКТОР Q4 | |||||||||||||||
«—» Низкая эго-напряжен-ность Расслабленный, спокойный, вялый, апатичный, сдержанный, не фрустрирующий; низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность, невозмутимость. | «+» Высокая эго-напряжен-ность Собранный, энергичный, возбужденный, раздражительный, повышенная мотивация; активен, несмотря на утомляемость, раздражительный, слабое чувство порядка. | ||||||||||||||
Вторичные факторы | |||||||||||||||
I. ФАКТОР F1 | |||||||||||||||
«—» Низкая тревожность Жизнь в целом удовлетворяет, способен достичь желаемого, но слабая мотивация и отсюда неспособность к достижению трудных целей. | «+» Высокая тревожность Но не обязательно невротик, так как тревога может быть ситуационной; возможно, плохая приспособляемость, неудовлетворенность достигнутым. Очень высокая тревога обычно нарушает деятельность. | ||||||||||||||
II. ФАКТОР F2 | |||||||||||||||
«—» Интроверт Робость, застенчивость, «достаточно себя», подавляем в межличностных конфликтах. Не обязательно застенчивость, может быть сдержанность, скрытность | «+» Экстраверт Хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты. | ||||||||||||||
III. ФАКТОР F3 | |||||||||||||||
«—» Сенситивность Хрупкая эмоциональность, чувствительность к тонкостям, может быть художественная мягкость, спокойствие, вежливость; трудности в принятии решений из-за избытка раздумий. | «+» Реактивная уравновешенность Стабильность, жизнерадостность, решительность, предприимчивость, склонность не замечать тонкостей жизни. Ориентирован на очевидное, явное. Трудности из-за слишком поспешных действий, без достаточного взвешивания. | ||||||||||||||
IV. ФАКТОР F4 | |||||||||||||||
«—» Конформность Подчинение, зависимость, пассивность, сдержанность. Нуждается в поддержке и ищет ее у людей. Склонность ориентироваться на групповые нормы. | «+» Независимость Агрессивность, смелость, хваткость, сообразительность, быстрота. | ||||||||||||||