Пластика и звук экранного языка

■ Эволюция выразительных средств кинематографа. Функции звука. Вертикальный монтаж. Звукозрительная полифония. Ди­алог на телевидении ■

Пластика изображения и звуковой ряд, взаимодействуя, по­могают развитию драматического конфликта и имеют сильное эмоциональное воздействие. (Характерным примером могут быть сны доктора Борга в фильме «Земляничная поляна» И. Бергмана.) Говоря о звукозрительное™ современного экранного языка, вы­делим некоторые особенности пластики и звука. Проиллюстриру­ем это на примере эволюции выразительных средств кинематографа.

В немом кино пластика была единственной формой выражения. Как всякое пластическое искусство, кино должно было преодоле­вать ряд серьезных ограничений. Оно выбирало сюжеты, позволя­ющие раскрывать внешнее и внутреннее действие через движение внешнего мира. Немота экрана требовала тщательного отбора та­ких моментов, когда движение и пластическая характеристика ис­ключают необходимость иных, более сложных и тонких проявле­ний индивидуальности, и часто заставляла искать долгие околь­ные пути для развития сюжета.

Пластический образ в живописи лишен развития во времени. В немом кинематографе к изображению часто подходили именно с этих позиций, поэтому монтажное решение пластических кад­ров-символов, каждый из которых отражал момент наивысшей экспрессии, не приводило к синтетическому восприятию образа. И лишь появление звука открыло новые пути к высшей стадии выразительности образного языка — к полифонической структуре.

С приходом звука меняется характер драматургии, появляются новые, близкие к литературным средства и принципы построе­ния образа. Меняется стилистика и, главное, содержание игры актеров.

Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители

§ 2. Пластика и звук экранного языка



Благодаря выразительности слова значительно расширился круг возможностей социальной, бытовой, национальной и даже возраст­ной характеристики персонажей. Слово позволило вывести на круп­ный план психологический подтекст, показать самые незаметные нюансы человеческих переживаний и движения мысли.

Вместе с тем слово взяло на себя несвойственные функции: все то, что раньше передавалось изобразительной характеристи­кой (фон действия, настроение эпизода, эмоциональная окраска событий) стало выражаться с помощью слова. Появились такие реп­лики героев: «Посмотри, какое красивое небо...». Слово, диалог из­менили ритмическое строение фильмов, исчез короткий монтаж, все реже использовалась пластическая композиция, а драматурги­ческая и интеллектуально-аналитическая функции слова стали под­менять действие в кадре. И лишь современное кино и телевидение монтажно объединили пластические возможности изображения с эмоциональным и интеллектуальным значением слова.

Для того чтобы грамотно соединить звук и изображение, необ­ходимо знать особенности их воздействия на человека: пластика (изображение) направлена на подсознание, слово — на сознание. Поэтому на телевидении, где слово, звук играют ведущую роль, образная структура часто базируется на сознательном восприятии диалогов, монологов, а визуальное, пластическое построение кад­ров является вторичным, почти фоном словесного или звукового действия. Вследствие этого снижается активность визуального вос­приятия, удлиняются монтажные куски, монтаж носит характер

связок.

Звук выполняет две основные функции:

♦ воссоздание эстетического звучания (человеческая речь, ес­тественные шумы);

♦ пробуждение различных ощущений (страх, радость, горе).

Прямое совпадение звука и изображения раскрывает содержа­ние произведения; совпадение слова и изображения служит рас­крытию логики развития характера; контрапункт слова и изобра­жения показывает внутреннее состояние героя.

Содержание кадров может создать радостное настроение своим колоритом, уравновешенностью композиции, ритмическим по­строением, а звуковое сопровождение (неустойчивые звуки аккор­дов, неожиданный вскрик и т.д.) вносит диссонанс. Поэтому звук или слово детерминирует (определяет, обусловливает) смысловое значение кадра. Именно это и предопределяет характер монтажа

как смысловой соотносимости отдельного кадра с предшествую­щими и последующими.

Вертикальный монтаж есть звукозрительное построение, ко­торое строится по двум линиям: по горизонтали развивается сю­жет, по вертикали — его образное воплощение. При этом возника­ет чувственное соответствие между зрительным и звуковым рада­ми. Основным принципом вертикального монтажа является совпадение эмоционального и смыслового рисунков звука и изоб­ражения, подчиненных единым задачам и основной идее монтаж­ного куска.

Существуют определенные соотношения между звуком и изоб­ражением:

♦ изображение подчинено звуковому решению;

♦ звук подчинен изобразительному решению;

♦ звук усиливается изображением;

♦ изображение усиливается звуком;

♦ звук и изображение порождают новый образ;

♦ звук разрушает изображение.

Повествовательный тип сюжетосложения требует сохранения причинно-следственных связей (логическое соподчинение звука и изображения). Если в основе соединения монтажных фраз лежат ассоциации, то они могут быть созданы прямым действием (ассо­циации прямого порядка), звуком или изображением (умозритель­ные и эмоциональные ассоциации). Иначе говоря, ассоциации могут быть вызваны предметами материального мира, душевными пере­живаниями героя, состоянием его внутреннего мира.

Драматурги, режиссеры, композиторы подходят к проблемам синтеза музыки, звука и слова с точки зрения сложного полифо­нического рисунка, который раскрывает основную тему произве­дения, помогает развитию сюжета, показывает переживания, внут­ренний мир персонажей.

Звукозрительная полифониясоздается при несовпадении во времени длительности изобразительного и звукового рядов.

Одна из первых попыток использования внутреннего авторского монолога была предпринята А. Тарковским в фильме «Иваново детство», где монтажный контрапункт стал основным организу­ющим началом. Кроме прямого рассказа о жизни маленького вои­на Ивана в фильме есть еще одна тема — философская (размыш­ления автора о том, как могло случиться, что детство, счастье

Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители

§ 2. Пластика и звук экранного языка



пластика и звук экранного языка - student2.ru пластика и звук экранного языка - student2.ru исковеркано, превращено в «мертвое дерево» (пластический троп в финале — мертвое обугленное дерево как страшный символ со­прягается в нашей памяти с первыми кадрами, когда Иван летит над землей, и деревья все в зелени первой листвы, сопровождают его полет). Гармонический идеал у А. Тарковского всегда в прошлом. У Ивана это оставшиеся в памяти солнечные картины детства, улы­бающаяся мать, чистая вода в прозрачном колодце. В «Солярисе» это прошлое Криса, маленький коттедж на берегу озера, зеленая трава, капли дождя, семья за столом на веранде. Человек у А. Тар­ковского всегда поставлен в независящие от него невыносимые и трагические условия. Он побеждает, но какой ценой?

Разберем эпизод «Игра Ивана» из фильма «Иваново детство». Режиссер выражает идею фильма с помощью сопоставления изоб­ражения с «неорганизованным» звуком. Информационная роль слова сведена к минимуму, решающую роль приобретает эмоцио­нальная выразительность звука. Иван играет в церкви (даже жесто­кости войны, личная трагедия героя не смогли до конца убить в нем ребенка), и неожиданно луч его фонарика выхватывает над­пись: «Нас 8 человек, каждый не старше 18. Через час нас поведут убивать. Отомстите за нас...» И Иван начинает «слышать» их голо­са — не только тех восьми человек, а сотен, тысяч, для которых так же внезапно оборвалась жизнь. Эти голоса становятся громче, они сливаются вместе в один страшный гул, в котором «тонет» Иван. Так звуковая тема начинается раньше перехода от реально­сти к «видениям», к «снам» и заканчивается позже, объединяя изображения не только словесно, звуково или музыкально, но и выявляя общий смысл, подтекст эпизода. Чаще всего звуковая тема будит у героя ассоциации или, наоборот, пробуждает его от «сна». Особенно изящно выглядят панорамы, которые как бы переходят из одного кадра в другой (капающая вода на стене через панораму становится водой на стенках колодца), логически и эмоционально связывают сознание и подсознание.

Совершенно иначе А. Тарковский выстраивает изображение в фильме «Сталкер». Длительная панорама вызывает тоскливое чув­ство, она выматывает душу, а персонажи под монотонный скрип вагонетки все дальше и дальше удаляются в «зону». И вдруг неожи­данно герои заговорили. Слова, произнесенные с экрана, начина­ют приобретать значимость. Зритель вслушивается в каждое слово, которое «ложится» на изображение, отошедшее на второй план. Такое управление сознанием и подсознанием служит организую-

щим началом, и выразительность пластического кадра всегда свя­зана с «его звучанием» во всех фильмах этого неординарного ре­жиссера.

В финале фильма сделана попытка выделить полифоничность звучания каждого ряда: изобразительного, словесного и звукового. Изображение и музыка, ведя каждый свою партитуру, сливаются в контрапунктическом звучании и начинают восприниматься как символ. И финал преображается на глазах: более светлые тона вдруг начинают проявляться, придавая всему показанному на экране более значимое звучание.

Одним из редких по своей «оголенности» и последовательно­сти примеров органичного слияния изображения и слова является творчество шведского режиссера Ингмара Бергмана.

Для фильма-исповеди (именно так можно охарактеризовать наиболее принципиальные картины режиссера) естественно же­лание главных героев «выплеснуться» наружу, облегчить свою со­весть и освободиться от груза загнанных в подсознание воспоми­наний, «грешных» помыслов, невоплощенных деяний. Так же ес­тественно это желание выливается в длительные, иногда затянутые монологи, которые накладываются на крупный план говорящего или слушающего персонажа. Противоречащая на первый взгляд специфике экранного искусства внешняя статика кульминацион­ных эпизодов «Молчания», «Персоны» или «Стыда» может быть принята за театральность.

На самом деле И. Бергман строит эпизод на противопоставле­нии статики пространственных изменений бурной динамике внут­ренних процессов, материализуя движение мысли, микромира сознания. Его драматургическая концепция требует нового соот­ношения между словом и изображением и заставляет пластичес­кий образ следовать за нюансами мысли. Благодаря точной режис­серской разработке, блестящей игре актеров, справляющихся с задачей «визуализации» мышления в жестких рамках возможно­стей, предоставляемых длительными крупными планами или сме­ной нескольких средних и крупных планов, концепция кинема­тографа И. Бергмана обретает жизнь. Актеры способны зрительно выразить рождение мысли, чувства, потока ассоциаций потому, что режиссер отличается глубоким пониманием проблем совре­менного человека и вкладывает в уста своих персонажей жесто­кие, но правдивые слова, выражающие суть духовного тупика лич­ности. Вне страстной, одержимой, почти патологической тональ-

пластика и звук экранного языка - student2.ru Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители

§ 2. Пластика и звук экранного языка



пластика и звук экранного языка - student2.ru пластика и звук экранного языка - student2.ru ности бергмановских монологов эти эпизоды выглядели бы только скверным театром на пленке.

Иногда И. Бергман передает функции слова музыке, хотя она лишена строгой детерминированности слова, поэтому идея может и не получить должной ясности воплощения. Однако в фильме «Осенняя соната» шведский режиссер отлично справляется с зада­чей, музыка позволяет ему внести новые, сообщающие образам многогранность, краски. Эта картина рассказывает историю не­сложившейся жизни молодой женщины Евы, которая обвиняет во всех своих ошибках и неудачах мать, пианистку, чей эгоизм ли­шил героиню ласки, домашнего уюта и уверенности в себе. Зри­тель смотрит на мать — Шарлотту через призму восприятия дочери. Однако эпизод, по ходу которого одну и ту же балладу Шопена исполняют обе женщины, ломает сложившейся стереотип оценки персонажей.

Крупные планы Шарлотты, слушающей, как играет Ева, от­крывают в ней и раскаяние, и нежность, и надежду, и заинтере­сованность в судьбе дочери, и то глубинное понимание искусства и красоты, которого лишена Ева. В исполнении Евы баллада зву­чит стандартно, плоско — как технический экзерсис. Игра Шар­лотты отмечена внутренней силой, глубиной, теми неповторимы­ми оттенками, которые рождают лишь подлинный талант и инди­видуальность. Драма взаимоотношений матери и дочери получает качественно новое измерение: не может быть во всем виновата мать, в своем злом, мстительном одиночестве повинна и сама Ева.

Можно провести некую параллель между «театральностью» филь­мов Ингмара Бергмана и Никиты Михалкова. У русского режис­сера это полифония различных жанров (начиная от вестерна, кон­чая мелодрамой и гротеском), и в то же время это фильмы-испо­веди. Характерным примером может служить «Неоконченная пьеса для механического пианино», где театральный характер носят ми­зансцены и манера игры актеров. Платонов (в исполнении А. Ка­лягина) — он и «шутник Миша» и «господин Чацкий», ироничен и смешон одновременно. Словесное действие выявляет сущность героев с их резонерством и мечтательностью, которая приобрета­ет нелепые черты и уродливые формы. Так, в одном эпизоде ро­мантические кадры зеленых кущ, фейерверков, туманов вдруг нео­жиданно обрываются, и на экране появляется резкий, обнажен­ный кадр — черно-белое изображение старого ствола дерева. Слова Платонова, обращенные к Софье, начинают звучать с горькой иронией: «Пощадите меня, не разрушайте моей жизни!.. Я верил

в долгую счастливую жизнь... Я верил в потом... потом — суп с котом». Здесь «словесный поток», которым так грешат все персо­нажи, прикрываясь им от настоящих дел, отгораживаясь от жиз­ни, теряя свою значимость, и лишь междометия, отрывочные фра­зы начинают «срывать одежды» с людей. Именно поэтому таким диссонансом звучит следующий кадр, построенный полностью на пластике: Платонов галопирует вниз по склону холма; он катит­ся, скользит по мокрой траве, ернически напевая дискантом ита­льянскую арию, которая является лейтмотивом фильма. Герой срывается вниз и в то же время остается среди «своих» — неле­пых, раздетых, бредущих (чем-то это шествие напоминает знаме­нитые «хороводы» Феллини) в предрассветных сумерках под сло­ва утешений недалекой, но доброй и доверчивой Саши: «... и мы увидим жизнь новую, светлую, чистую... и новых прекрасных лю­дей, которые поймут нас и простят»... Фильм оставляет ощуще­ние грусти оттого, что человек одинок (это подчеркивается рит­мом и монтажом: длинные статичные планы, неожиданно обо­рванные, как и реплики, короткими врезками, моментальными «фотографиями» персонажей, когда они остаются один на один с собой), и оттого, что в мелодраме, почти гротеске, звучат умело привнесенные режиссером горько-иронические нотки чеховской прозы.

К сожалению, для телеэкрана «тонкая» игра звука и изображе­ния пока недоступна. Так как изображение на телевидении лише­но множественности градаций изобразительных и светотональных фактур, оно имеет оттенок камерности показа. А основная мысль передается при помощи диалогов.Эмоциональные и смыс.ловые паузы в этих диалогах воспринимаются как цезуры, ритмические паузы. Слово-действие и действие сопрягаются, что дает постоян­ное ощущение присутствия персонажа в поле зрения зрителя. По­этому используется локальное построение мизансцены.

На телевизионном экране существуют привычные формы диа­логов (в кадре двое, трое выступающих) или так называемый «мон­тажный диалог», когда в монтажный строй включены высказыва­ния нескольких людей, имеющих различную точку зрения об од­ной и той же проблеме. При такой форме диалога чем острее поставлена проблема и выявлены диаметрально противоположные позиции, тем насыщеннее драматизм происходящего и динамич­нее идет монтажный спор. Для того чтобы у зрителя сложилось ощущение реальности беседы и не было чувства, что люди, уча­ствующие в ней, не соединены в едином пространстве, необходи-

Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители

§ 2. Пластика и звук экранного языка



мо соблюдать определенные монтажные правила «ведения» такого диалога: точное композиционное построение каждого кадра и тем-поритмическое соотношение между относительной длиной кадров. И чем лаконичнее построены ответы, тем более напряженно выг­лядит диалог. Другим вариантом телевизионного диалога могут быть монолог и его комментарий. При этом также нужно точно сораз­мерять абсолютные длины кусков: комментарий не должен во много раз превышать монолог, ибо тогда у зрителя возникнут неудовлет­воренность и ощущение, что одному из выступающих не давали сказать слова.

Монтажный метод построения диалога имеет как положитель­ные, так и отрицательные стороны. По воле режиссера выявляется скрытый подтекст, на первый план выдвигается эмоционально-образная структура. Основную нагрузку несет изобразительный ряд и темпоритм монтажных кусков. Смена крупностей, ракурсная съемка, свето-тональное решение позволяют создать пластический рисунок диалога, выявить психологический настрой героев, а их эмоцио­нальное состояние будет конструироваться. Текст отходит на второй план. Такое «абстрагирование» пространства (оно становится более условным) и времени (сжатие до минимума) позволяет органично вводить музыкальное и шумовое сопровождение. Этот метод часто употребляется для передачи внутреннего монолога (в фильмах «Ле­тят журавли» М. Калатозова, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Монолог» И. Авербаха и т.д.). Однако порой пустые многословные диалоги становятся излишне значительными, экспрессивными, они несут в себе заряд, который их же и разрушает.

Рассмотрим структурные особенности построения диалогов, их типы, которые наиболее часто употребляются сегодня на телевидении:

♦ статичный диалог без действия, снятый статичной каме­рой, со статичным расположением актеров, с «видимым» движением, т.е. с помощью движения камеры;

♦ статичный диалог с нейтральным действием, которое яв­ляется лишь фоном для диалога;

♦ диалог с активным действием, связанным с диалогом.

Так как часто основной смысл действия раскрывается в диало­ге, монтаж можно осуществить на движении персонажа, подчи­няясь пространственным и масштабным изменениям мизансцены. Отдельные реплики могут быть разделены длительными паузами, находиться в середине диалога, поэтому монтаж подчиняется смыс­ловым переходам на новую точку общения.

При сложном расчленении диалога, снятого с нескольких то­чек в разных направлениях, звук становится ведущим фактором: чередование кадров, их длина подчиняются смыслу и ритму про­износимых фраз. Здесь необходимо соблюдать некоторые этичес­кие правила: персонаж должен произнести фразу в кадре, если он ее начал, находясь в статичном положении. Иначе зритель может подумать, что при монтаже часть фразы была изъята или вы­ступающему не дают говорить. Если говорящий направляется от центра кадра к его краям, фраза может быть закончена за кадром. У зрителей тогда создается иллюзия «выхода» персонажа за преде­лы кадра.

Диалоги по своей форме могут быть «замкнутыми» (персонажи ведут диалог между собой), а зритель является лишь сторонним наблюдателем. Тогда «четвертая стена» позволяет использовать любые монтажные переходы: по фразе, по взгляду, по движению, при помощи врезок, включения в сюжет музыкального сопровож­дения как лейтмотива.

Сегодня все большее значение приобретают «разомкнутые» диалоги, которые откровенно направлены в кинозал (или с экра­на телевизора) каждому из зрителей. Для такой формы диалога характерны длинные планы, обращение на камеру, в центре вни­мания — слово, изображение при этом выполняет второстепен­ную роль. Временное течение диалога в его последовательности создает ощущение безыскусности, рождения мысли на глазах у зрителя Такие телевизионные приемы, как «разомкнутый» диа­лог, откровенное «общение», с камерой стали использовать в по­вествовательном кинематографе; ими часто пользовался С. Гераси­мов. В фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» Н. Михалкова, в котором основное место занимают статичные об­щие планы, придающие особую живописность действию, создаю­щие атмосферу «безвременья», диалоги носят открытый характер. Платонов, Софья да и другие персонажи не столько общаются между собой, сколько обращаются к зрителю.

Существуют парные диалоги. При таком построении диалога часто используется принцип треугольника, где необходимо соблю­дать линию общения.

Сцены с парным диалогом обычно единообразны по планировке и малоподвижны — собеседники стоят или сидят друг против друга, иногда идут рядом или едут в машинах.

Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители

§ 2. Пластика и звук экранного языка



пластика и звук экранного языка - student2.ru Выработался некий канон монтажной разработки таких диалогов, который то в сокращенном, то в расширенном варианте встреча­ется и во многих современных фильмах: в начале сцены идет об­щий экспозиционный план, затем — средний и расчленение на круп­ные планы, которые дополняются повторением планов ансамбля, чтобы напомнить зрителю о месте действия, его атмосфере и ми­зансцене в целом, как она выглядит со стороны, а не с точки зрения самих персонажей, видящих только по отдельности друг друга1.

Есть целый ряд моментов, на которые при звукозрительном монтаже необходимо обратить самое пристальное внимание:

♦ если говорящий начал двигаться, движение будет привле­кать больше внимания, чем слово;

♦ если после движения один из персонажей заговорил, кон­центрация внимания будет на слове;

♦ если персонажи движутся на фоне моря, улицы, в маши­не, необходимо давать интершумы;

♦ если используются два параллельных действия в одном дли­тельном кадре, диалог персонажей, которые находятся в центре, необходимо вынести на первый план, а все осталь­ное должно играть роль интершума;

♦ если музыкальное сопровождение или шумы начинаются раньше изобразительного ряда (в предыдущем эпизоде или кадре), они объединяются в восприятии зрителя как про­должение одного из них.

Музыка и шумы, как монологи, диалоги и закадровый ком­ментарий, являются одними из ведущих элементов драматурги­ческой структуры. Представим себе фильм, снятый сегодня в не­мом варианте; каждый кадр будет гиперболизирован в нашем вос­приятии, так как пауза воспринимается как эмоциональный удар, как прорыв во времени и в пространстве. Традиционное использо­вание музыки (как элемента, который разъединяет или объединя­ет не только отдельные кадры, но и отдельные сюжетные линии) изменяет эмоциональное звучание, влияет на восприятие темпо-ритма изобразительного ряда, является неотъемлемой частью дра­матургии фильма или телепередачи. Но наравне с этим существу­ют жанры, где музыка становится ведущим началом: это рок-опе-

ры (телевариант «Сестра Керри»), мюзиклы («Вестсайдская исто­рия», «Мелодии старого квартала») и т.д.

Когда музыка является органической частью сюжета, а не атт­ракционом или вставным куском, она может не только иметь фун­кциональное назначение, но и служить символом.

Очень интересное замечание по поводу полифонии современного экрана сделал композитор Г. Гладков, написавший музыку для мно­гих кино- и телефильмов: «Под фонограмму снимаются иногда и отдельные эпизоды в обычных, немузыкальных фильмах, чтобы помочь актерам точнее прочувствовать ритм — как динамику, так и внутренний ритм сцены. С помощью шаржирования музыкально­го ритма режиссер может создать комический эффект, а внезап­но оборвав музыку, заставить «звучать» паузу, подчеркнуть тра­гизм ситуации.

В будущем, мне кажется, технический прогресс откроет перед музыкой еще более широкие перспективы. Один из путей разви­тия — дифференциация всех звуковых компонентов: музыки, речи, шумов. Понимаете, что я хочу сказать? Предоставление возмож­ности каждой из «звуковых дорожек» по ходу фильма максималь­но полно выразить себя. Сейчас в современном фильме и физи­ческое звучание (в смысле силы звука), и смысловое идут более или менее ровно: разговор — шумы — музыка. Но можно ведь сделать такую запись, что или все шумы будут выявлены до преде­ла, от грохота землетрясения до пения маленькой пташки, и это превратится в звукошумовую симфонию; или речь толпы приобре­тет полифоническое звучание, от отдельных фраз до выкриков; или, представьте, музыка лилась спокойно, выполняя свою слу­жебную роль, — и вдруг словно ворвалась в фильм и выплескива­ется в полную силу: хор, оркестр — вся мощь и богатство!»1

Современное телевидение, так же как и кинематограф, дает немало примеров, на стыке, слиянии жанров рождается интерес­ное произведение. Так, когда в фильме «Ассоль» (режиссер Б. Сте­панцев, оператор Б. Кипарисов) изображение и звук в равной сте­пени несут сюжетную и образную нагрузки. У каждого героя есть своя музыкальная тема и цветовая партитура (следует отметить использование красного цвета, его «нарастание» к финальным



1 ФелоновЛ. Современные формы монтажа. М., 1982. С. 156

1 Петров А., Колесникова Н. Диалоги о киномузыке. М.: Искусство, 1982. С. 148.

Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — шльки з^км»

кадрам становится не только эмоциональным, но и смысловым акцентом), которые либо противопоставляются друг другу (Ассоль и Хин), либо сливаются в сложном полифоническом рисунке (отец и дочь, Ассоль и Артур).

* * *

Звукозрительность современного экранного языка определяется особенностями пластики и звука, которые формировались по мере эволюции выразительных средств кинематографа. Сегодня кино и телевидение монтажно объединили пластические возможности изоб­ражения с эмоциональным и интеллектуальным значением слова.

Драматурги, режиссеры и композиторы создают сложный поли­фонический рисунок, синтезируя музыку и слово. В результате изоб­ражение и слово сливаются воедино, помогая наиболее полно рас­крыть основную тему произведения, последовательно развивать сю­жет, показывать внутренний мир и сложные переживания героев.

Из рассмотренных примеров видно, что современный этап раз­вития экранных искусств отличается от периода 1960-1970-х го­дов, когда основное внимание было направлено на слияние звука и изображения. Сегодня происходит слияние жанров и направле­ний, а звук и изображение, подчиняясь драматургическому строю и монтажу, остаются ведущими средствами выразительности.

Вопросы

О Как проходила эволюция выразительных средств кинематографа? © Какова роль диалога на телевизионном экране? В чем заключают­ся его структурные особенности? © В чем вы видите перспективы полифонии современного экрана?

Монтажное построение

Наши рекомендации