Особенности восприятия и понимания эмоций человека

Имеющиеся данные говорят о том, что детям с ЗПР при рас- ; смотрении изображения значительно легче опознавать эмоциональ-.' ные состояния людей в контексте общей ситуации (сюжета), чем по выражению лиц или по выразительным движениям (Т. 3. Стер-нина). Кроме того, было обнаружено определенное сходство в опо­знании эмоциональных состояний всеми группами детей, а имен­но, все они лучше опознают радость и гнев, хуже страх.

Дети с ЗПР опознают эмоцию страдания лучше, чем нормаль­но развивающиеся сверстники.

В целом все дети младшего возраста (дошкольного и младшего школьного) лучше воспринимают те эмоции, в изображении ко­торых больше мимических знаков.

При изучении опознания пяти эмоциональных состояний (ра­дости, гнева, страха, удивления и грусти) по различным частям

лица (рта и бровей) выяснилось, что при существовании опреде­ленного разброса показателей отмечаются определенные законо­мерности, свойственные детям данной категории и характеру ЗПР. В частности, было установлено, что дети с более выраженной ЗПР и ЗПР, обусловленной социальной депривацией, хуже опознают эмоциональные состояния по мимике лица. Об этом свидетель­ствуют и их ответы, например эмоцию удивления одна девочка определила как «красивое настроение», другой вариант ответа: «Он что-то почувствовал».

Детям с ЗПР и нормально развивающимся больше говорит об эмоциональном состоянии линия рта. По линии бровей дошколь­ники определили гнев, грусть, и всем оказалось недоступно опо­знание страха и удивления. Дошкольники с ЗПР психогенного про­исхождения испытывают трудности при определении эмоциональ­ных состояний по линии бровей, а дети с ЗПР, имеющие при этом дополнительные речевые нарушения, хуже опознают эмоции по линии рта.

Особенности коммуникации

Для изучения представления о коммуникативных жестах мож­но использовать игру «Молчанку», предложенную Л.П.Григорье­вой для изучения невербальных средств коммуникации у детей с нарушениями зрения. В качестве критериев владения жестами ис­пользуются часто употребляемые жесты нормально развивающихся детей, используемые ими в свободной деятельности.

Дошкольники с ЗПР правильно используют жесты, обозначаю­щие указание, отрицание, согласие и незнание, реже и не всегда правильно ими используются жесты приветствия и одобрения. Было замечено также, что для передачи какой-либо информации дети с ЗПР используют свою индивидуальную систему кодирования, в которой жесты не всегда соответствуют общепринятой системе.

Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей воз­никает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

В результате неблагополучия в сфере межличностных отноше­ний у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности (Кэмпбэлл, 1977). В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвергания или неудач дети с ЗПР реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как най­ти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии.

У детей с ЗПР наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций (Sturma, 1982):

агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, физически более слабые дети, животные, или на вещи;

бегство. Ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например отказывается от посещения детс­кого сада. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр.;

регрессия (возврат на более низкий уровень развития) также является достаточно частой реакцией ребенка с ЗПР. Он не хочет быть большим и самостоятельным, так как это приносит одни неприятности;

отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуа­ции. Ребенок вытесняет из сознания слишком травмирующую дей­ствительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой он не может избежать.

Результаты социометрического исследования состояния меж­личностных взаимоотношений в группе дошкольников с ЗПР в сравнении с группой нормально развивающихся сверстников по­казали в целом менее благоприятную социальную ситуацию. В част­ности, анализ результатов социометрического исследования по­казал довольно низкий уровень благополучия межличностных от­ношений. Значительное число детей (70 %) оказалось в неблаго­приятных статусных группах «изолированных», «непринятых». Ин­декс «изолированности» превысил установленные границы и со­ставил 30%. Низким оказался также взаимный выбор детьми друг друга. Не было в социометрической структуре их группы и так называемых «звезд» («предпочитаемых»).

В группах детей с ЗПР в сравнении с группой массового дет- ] ского сада было очень мало перекрестных выборов между девоч­ками и мальчиками. Дети с ЗПР в основном предпочитали сверст­ников своего пола. Сравнительный анализ критериев выбора парт­нера для общения нормально развивающихся детей и детей с ЗПР показал, что между ними существуют различия: среди детей с ЗПР в основном были дети, выделяющие положительные каче­ства сверстников: «хороший, дает игрушки, не дерется, добрый». Также были дети, отнесенные нами к группе без осознанного мотива выбора: «просто нравится»; среди нормально развиваю­щихся дошкольников наибольшее число детей ставили на первое место интерес к совместной деятельности — игре. Некоторые дети выделили дружеские отношения.

Таким образом, анализ критериев выбора партнера для обще­ния показал, что для дошкольников с ЗПР наиболее предпочти­тельными оказываются общие положительные качества, личност­ные свойства сверстника. А для нормально развивающихся детей

при несомненной значимости положительных личностных качеств партнера по общению ведущим мотивом становится интерес к главной деятельности дошкольного возраста — игре.

Было проведено специальное исследование1, в котором до­школьники должны были сложить разрезную картинку (по одной на каждого) из элементов, которые были разделены между всеми членами группы. Только при условии кооперации задание могло быть выполнено группой.

В итоге в группах нормально развивающихся детей и детей с ЗПР были выявлены разные уровни сформированности базовых навыков эффективного общения — навыков сотрудничества.

У детей с ЗПР этот уровень оказался довольно низким. Вначале они были растеряны и не могли самостоятельно решить эту труд­ную задачу — каждому собрать свою картинку, некоторые части которой находятся у других детей.

После помощи экспериментатора, заключающейся в подсказ­ке, что можно меняться частями картинок, сложил картинку ре­бенок, у которого было больше всего частей и которому помог другой мальчик, давший недостающую часть. Но это была един­ственная попытка сотрудничества. Другие дети, после того как поняли суть задания, или пытались отнять недостающие части у других детей, или проявляли пассивность и отказывались от дея­тельности. Одна девочка даже заплакала и убежала, так как не хотела попросить часть картинки у другой девочки, а отнять не смогла. Практически все дети были ориентированы лишь на то. чтобы собрать только свою картинку, не обращая внимания на желания других детей — партнеров по деятельности.

Были дети, которые вообще не проявляли инициативы, а толькс смотрели, как собирают картинки другие ребята, и ждали помо­щи от экспериментатора. Помощь взрослого на протяжении всегс эксперимента была максимальной, только в этих условиях дети смогли разрешить трудную ситуацию и достичь положительногс результата. Время выполнения этого задания дошкольниками с ЗПР составило 12 мин.

У нормально развивающихся детей ситуация была значительнс лучше. Так, при небольшой помощи вначале, после объяснения как можно собрать целую картинку, дети действовали в основ­ном самостоятельно. Чаще, чем дети с ЗПР, они бесконфликтнс менялись частями, пытались найти части картинки для своегс товарища, помогали друг другу сложить целую картинку. Но и л них наблюдались разногласия, например не отдавали не нужнук себе, но нужную товарищу часть картинки. Однако в целом кар­тина была намного благоприятнее, чем в группах детей с ЗПР

1 Приводятся данные неопубликованного исследования, проведенной Н.Ю.Купряковой под руководством Л.В.Кузнецовой.

12:

Данная деятельность заняла у нормально развивающихся дошколь­ников вдвое меньше времени (7 мин) и не потребовала значи­тельной помощи взрослого.

Анализируя полученные результаты эксперимента, можно сде­лать вывод, что дети с ЗПР не владеют адекватными способами сотрудничества, у них оказываются несформированными навыки кооперации, а это необходимые составляющие процесса эффек- ; тивного общения.

Все это может обусловливать развитие неблагоприятных меж­личностных отношений в группе дошкольников, способствовать закреплению у детей негативных поведенческих и личностных ка- 'I честв.

Неумение наладить продуктивные отношения с окружающи­ми, отклоняющийся тип поведения, низкая или неадекватно за­вышенная самооценка у детей с ЗПР может способствовать раз­витию негативных личностных отношений и антисоциальных тен- , денций в подростковом возрасте.

Было проведено специальное исследование особенностей по­ведения подростков с различной патологий развития (умственная отсталость и ЗПР) в конфликтной ситуации в сравнении с нор­мально развивающимися сверстниками (О.К.Агавелян, 1999). Ока­залось, что из пяти типичных способов выхода из конфликтной ситуации (сотрудничество, соперничество или конфронтация, компромисс, приспособление, избегание) уровень соперничества в группе ЗПР самый высокий, особенно у мальчиков — на уровне 49% и от VI к VIII классу наблюдается рост данной тенденции.] Аналогичная тенденция наблюдается и у умственно отсталых де­тей. Автор объясняет рост конфронтирующих тенденций в обще­нии определенной нереализованностью стремлений, сочетающейся с ростом потребности в социальном признании и самоутвержде­нии. У нормально развивающихся подростков в целом наблюдает­ся рост показателей сотрудничества, отсутствует болезненное стремление к личному самоутверждению.

Таким образом, актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей с ЗПР, при определенной несформированно-сти у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в пове­дении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия.

Наши рекомендации