СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Психолог: Введение в профессию: учеб
Основная литература:
Психолог: Введение в профессию: учеб. пособие./Под ред. Е.А. Климова.- 2-е изд. : 10 экз. рек. УМО. - М. : Академия, 2008. - 208
Карандашев В.Н.
Психология : введение в профессию. : 4 экз. / В.Н. Карандашев. - М. : Смысл, 2000. - 288с.
"Карандашев В.Н.
Психология введение в профессию. : 1 экз. / В.Н. Карандашев. - М. : Смысл, 2000. - 288с.
Карандашев В.Н.
Психология. Введение в профессию.- 4-е изд.,перераб. и доп. : 1 экз. Рек. МО. / В.Н. Карандашев. - М. : Академия, 2008. - С. 512.
Дополнительная литература:
1. Абрамова Г.С., Юдчиц А.Ю. Психология в медицине. М. 1988.
2. Агаева Е.Л., Брофман В.В., Лаврентьева Т.В., Дьяченко О.М. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога / Под общ. ред. Л.А.Венгера. М. 1992.
3. Атватер И. Я вас слушаю. М. 1988.
4. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. №2.
5. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М. 1995.
6. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М. 1996.
7. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. №1.
8. Гаврилова Т.П. Психологическое знание в арсенале средств практического психолога // Психологическая наука и образование. 1998. №2.
9. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.П., Козлова Е.Н. Феномены конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. №4.
10. Грецов А.Г., Ангервакс А.Е. Почему наши проблемные подростки редко обращаются за помощью к психологам // Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А.Регуш. СПб. 2001.
11. Гримак Л.П. Общение с собой. М. 1991.
12. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. №2.
13. Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы) // Психологический журнал. 1980. Т.1. №2.
14. Зазыкин В.К. Психология в рекламе. М. 1992.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. 2000.
16. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л. 1984.
17. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. 2002. Том 23. №6. С. 51-59.
18. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. 1993. №5.
19. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души. СПб. 2001.
20. Лабутова И.В., Бондаренко О.Р. Открытие Карла Роджерса в пространстве русской художественной литературы. Психологический практикум. Нижний Новгород. 1996.
21. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. 1994.
22. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб. 1997.
23. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу. М. 1990.
24. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М. 1993.
25. Огинский М.М., Розин М.В. Мифы психотерапии и их функции // Вопросы психологии. 1991. №4.
26. Орлов А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. №2.
27. Орлов А.Б. Склонность и профессия. М. 1981.
28. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. №4.
29. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. №1.
30. Пахальян В.Э. Каким должен или может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии. 2002. №6.
31. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск. 1991.
32. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб. 2000. (Этические принципы и правила работы психолога. С. 545-552.)
33. Практикум по социально-психологическому тренингу. СПб. 1997.
34. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М. 1998.
35. Профессиональный кодекс этики для психологов // Вопросы психологии. 1990. №6.
36. Психолог в армии (круглый стол) // Психологический журнал. 1997. №1.
37. Психолог в детском дошкольном учреждении. М. 1996.
38. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К.Тутушкиной. СПб. 1999.
39. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М. 1991.
40. Психология XXI века: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. 2000. №1. №2.
41. Романенко О.К. Групповая терапия заикающихся // Журнал практического психолога. 1996. №5.
42. Рудестам К. Групповая психотерапия. М. 1993.
43. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг. Ярославль. 2002.
44. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. М. 1991.
45. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М. 1997.
46. Степанова М.А. Профессия: практический психолог // Вопросы психологии. 2001. №5.
47. Страхов В.И. Педагог и психолог: некоторые аспекты общения // Детский психолог. Выпуск 12. 1996.
48. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990.
49. Этические принципы скандинавских психологов // Вопросы психологии. 1989. №1.
50. Я работаю психологом / Под ред. И.В.Дубровиной. М. 1998.
ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ДЛЯ САМОАТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ (выполняется студентами самостоятельно для проверки своих знаний)
Вариант 1
1) Термин «профессия» восходит к корневым значениям слов (латинского, французского языков) с примерно таким переводом:
a) говорить публично, объявлять, заявлять;
b) ремонтировать, исправлять;
c) производить, выпускать.
2) Профессиональная направленность личности - это:
a) качество личности, в котором отражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективное отношение к профессиональной стороне деятельности;
b) действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией;
c) проектирование трудового жизненного пути.
3) Описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, а также требований, которые она предъявляет к человеку, - это:
a) нормативные документы;
b) квалификационные требования;
c) модель специалиста.
4) Совокупность изменяющихся под влиянием воспитания и обучения индивидуально-психологических качеств личности, обеспечивающих успешность обучения деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней, составляет:
a) профессиональные задатки;
b) профессиональные способности;
c) профессиональный талант.
5) Процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах называется:
a) профессиональной специализацией;
b) профессиональной адаптацией;
c) профессиональным самоопределением.
6) На каком этапе образования большинство психологов избирает для себя одну из специализаций:
a) в средней школе;
b) на младших курсах вуза;
c) на старших курсах вуза.
7) Качества, необходимые в каких-либо определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, способность мысленно представлять пространственный предмет, «вертеть» его в уме - для конструктора и т.п., называются:
a) навыки, опыт, выучка;
b) моральные качества;
c) частные, специальные способности.
8) В какой из ситуаций психологу-профконсультанту сложнее всего работать с учащимися:
a) проводить консультацию со школьниками, у которых наблюдается расхождение между интересами и способностями;
b) с категорией школьников, у которых отсутствуют интересы, кто пассивен и привык перекладывать свои проблемы на плечи других людей;
c) с учащимися, у которых выражены интересы и способности к разным областям деятельности, что ставит перед ними проблему самоограничения.
9) Индивидуальный стиль деятельности - это:
a) система приемов и способов осуществления деятельности, которую субъект постепенно вырабатывает с учетом своих стойких личных качеств;
b) обусловленная типологическими особенностями система навыков, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности;
c) совокупность общих и индивидуальных умений, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать (возмещать, сглаживать) его недостатки.
10) Профессиональная пригодность - это:
a) вероятностная характеристика, отражающая возможности человека к овладению какой-либо профессиональной деятельностью;
b) технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физиологическим возможностям человека;
c) совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.
11) Социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на те группы населения, которые:
a) являются психически больными людьми;
b) обладают высокой культурной продуктивностью и способны нести ответственность за свою индивидуальность;
c) являются психически здоровыми людьми.
12) Главный принцип работы практического психолога:
a) «не повреди»;
b) «изменись сам»;
c) «не лезь не в свое дело».
13) Суть профессиональной деятельности практического психолога:
a) выдать как можно больше советов клиенту;
b) не решать за клиента его проблему, а решать ее вместе с клиентом;
c) манипулировать сознанием клиента..
14) Квалифицированный психолог:
a) нуждается во взаимодействии и сотрудничестве с коллегами;
b) самодостаточен и в сотрудничестве не нуждается;
c) обладает высоким уровнем компетентности и игнорирует мнение коллег.
15) Зачем психологу сильный и твердый характер?
a) чтобы подавить волю клиента;
b) чтобы быть убедительным и не пойти на поводу у клиента;
c) чтобы пользоваться авторитетом у коллег.
16) Понятие и принятие своих ограничений в деятельности характеризует психолога как:
a) квалифицированного;
b) неквалифицированного;
c) опытного.
17) Цель психологической помощи, оказываемой психологом:
a) продемонстрировать свою исключительность как носителя профессии;
b) установить новые возможности клиента;
c) убедить в правильности советов психолога.
18) Безоценочное отношение психолога к клиенту это:
a) стремление психолога избегать прямого оценивания действий и личности клиента;
b) не оценивать внешний вид клиента;
c) не оценивать финансовые возможности клиента.
19) Конфиденциальность в работе психолога означает:
a) неразглашение или передача третьим лицам данных о клиенте и результатах консультирования;
b) применение в работе только апробированных методик;
c) поддержание психолога на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.
20) Какое качество личности является определяющим для работы психолога:
a) эмоциональность;
b) эмпатия;
c) волевой характер.
Вариант 2
1. Основателем научной психологии считается
А) З.Фрейд;
Б) Д. Карнеги; В) В. Вундт; Г) Л. С. Выготский; Д) Дж. Уотсон.
2. В результате обучения в нашем вузе вы получите квалификацию:
А) практического психолога;
Б) психолога, преподавателя психологии; В) клинического психолога; Г) психоаналитика.
3. В состав психологического сообщества не входят:
А) парапсихологи;
Б) психологи-консультанты; В) психологи-педагоги; Г) психологи-ученые.
4. К видам психологических знаний относятся знания, полученные из:
А) житейской психологии;
Б) научной психологии;
В) практической психологии;
Г) все ответы верны.
5. К этическим принципам психологов относятся:
А) принцип «здесь и теперь»;
Б) принцип детерминизма;
В) принцип единства сознания и деятельности;
Г) принцип компетентности.
6. Соблюдение принципа неразглашения в работе психолога
А) должно быть абсолютным и неизменным;
Б) может быть в определенной мере ограничено морально-этической позицией самого
психолога;
В) определяется начальством;
Г) определено Гражданским Кодексом РФ.
7. Способность к поиску и обобщению новых знаний особенно важны для:
А) психолога-ученого;
Б) психолога-практика;
В) преподавателя психологии.
8. Профессиональная подготовка психолога не включает изучение
А) математических дисциплин (высшая математика, информатика...);
Б) естественно-научных дисциплин ( физика, химия...);
В) отдельных разделов анатомии и физиологии человека; Г) общепрофессиональных дисциплин.
9. Профессия «психолог» появилась в:
А) 17 веке; Б) 18 веке; В) 19 веке; Г) 20 веке.
10. Научная психология не занимается:
А) вопросами одаренности;
Б) очищением кармы;
В) изучением явлений массового сознания;
Г) ничем из перечисленного.
11. Основными видами деятельности психолога являются:
А) психодиагностика;
Б) психологическое просвещение; В) коррекционная развивающая деятельность; Г) психологическое консультирование; Д) все ответы верны.
12. Психологу торгового предприятия приходится решать следующую проблему:
А) разработка машин, а также автоматических систем управления производственными
процессами;
Б) изучение экономической культуры социальной среды;
В) психологическое обеспечение рекламы.
13. Работа с конкретным запросом, идущим от отдельного клиента, группы или
организации, включает
А) психодиагностическую работу; Б) психопрофилактическую работу; В) психологическое консультирование; Г) все ответы верны.
14. Установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно
воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные
показания в компетенции:
А) судебно-психологической экспертизы; Б) криминальной психологии; В) пенитенциарной психологии.
15. К деятельности спортивного психолога относится:
А) психодиагностика;
Б) психологическая подготовка;
В) ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
16. Психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития
называется:
А) психоанализ; Б) психокоррекция; В) психопатология; Г) психодиагностика.
17. Основной функцией психолога в фирме является:
А) активное участие в профориентационной работе;
Б) коррекция неадекватных реакций и форм поведения;
В) исследование личностных качеств работников, которые могут быть предпосылками к
совершению действий в ущерб организации.
18. Знания, выраженные в пословицах и поговорках, в традициях, знаниях, которые
передаются из уст в уста называются:
А) житейской психологией; Б) психологией в искусстве; В) научной психологией; Г) парапсихологией.
19. К деятельности клинического психолога относятся:
А) психотерапия;
Б) диагностика нарушений психических функций;
В) психологическая реабилитация психически больных;
Г) все ответы верны.
20. Психическое развитие продолжается:
А) от рождения до смерти;
Б) от рождения до старости;
В) от появления речи до зрелого возраста;
Г) от рождения до окончания юношеского возраста.
Вариант 3
1. Профессия «психолог» появилась в:
А) 17 веке; Б) 18 веке; В) 19 веке; Г) 20 веке.
2. К видам психологических знаний относятся знания, полученные из:
А) житейской психологии;
Б) научной психологии;
В) практической психологии;
Г) все ответы верны.
3. К этическим принципам психологов относятся:
А) принцип «здесь и теперь»;
Б) принцип детерминизма;
В) принцип единства сознания и деятельности;
Г) принцип компетентности.
4. Способность к поиску и обобщению новых знаний особенно важны для:
А) психолога-ученого;
Б) психолога-практика;
В) преподавателя психологии.
5. Основными видами деятельности психолога являются:
А) психодиагностика;
Б) психологическое просвещение;
В) коррекционная развивающая деятельность;
Г) психологическое консультирование;
Д) все ответы верны.
6. Психологу торгового предприятия приходится решать следующую проблему:
А) разработка машин, а также автоматических систем управления производственными
процессами;
Б) изучение экономической культуры социальной среды;
В) психологическое обеспечение рекламы.
7. Работа с конкретным запросом, идущим от отдельного клиента, группы или
организации, включает
А) психодиагностическую работу; Б) психопрофилактическую работу; В) психологическое консультирование; Г) все ответы верны.
8. Основной функцией психолога в фирме является:
А) активное участие в профориентационной работе;
Б) коррекция неадекватных реакций и форм поведения;
В) исследование личностных качеств работников, которые могут быть предпосылками к
совершению действий в ущерб организации.
9. Установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно
воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные
показания в компетенции:
А) судебно-психологической экспертизы; Б) криминальной психологии; В) пенитенциарной психологии.
10. К деятельности спортивного психолога относится:
А) психодиагностика;
Б) психологическая подготовка;
В) ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
11. В состав психологического сообщества не входят:
А) парапсихологи;
Б) психологи-консультанты; В) психологи-педагоги; Г) психологи-ученые.
12. Психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития
называется:
А) психоанализ; Б) психокоррекция; В) психопатология; Г) психодиагностика.
13. Соблюдение принципа неразглашения в работе психолога
А) должно быть абсолютным и неизменным;
Б) может быть в определенной мере ограничено морально-этической позицией самого
психолога;
В) определяется начальством;
Г) определено Гражданским Кодексом РФ.
14. Научная психология не занимается:
А) вопросами одаренности;
Б) очищением кармы;
В) изучением явлений массового сознания;
Г) ничем из перечисленного.
15. Знания, выраженные в пословицах и поговорках, в традициях, знаниях, которые
передаются из уст в уста называются:
А) житейской психологией; Б) психологией в искусстве; В) научной психологией; Г) парапсихологией.
16. Основателем научной психологии считается
А) 3. Фрейд;
Б) Д. Карнеги; В) В. Вундт; Г) Л. С. Выготский; Д) Дж. Уотсон.
17. К деятельности клинического психолога относятся:
А) психотерапия;
Б) диагностика нарушений психических функций;
В) психологическая реабилитация психически больных;
Г) все ответы верны.
18. Психическое развитие продолжается:
А) от рождения до смерти;
Б) от рождения до старости;
В) от появления речи до зрелого возраста;
Г) от рождения до окончания юношеского возраста.
19. В результате обучения в нашем вузе вы получите квалификацию:
А) практического психолога;
Б) психолога, преподавателя психологии; В) клинического психолога; Г) психоаналитика.
20. Профессиональная подготовка психолога не включает изучение
А) математических дисциплин (высшая математика, информатика...);
Б) естественно-научных дисциплин ( физика, химия...);
В) отдельных разделов анатомии и физиологии человека; Г) общепрофессиональных дисциплин.
Вариант 4
1. Важнейшим условием эффективной работы профессионального психолога является:
А) богатый жизненный опыт;
Б) умение давать четкие конкретные советы;
В) ориентация на нормы и ценности человека, обратившегося за помощью;
Г) обращение к своему личному опыту или опыту других людей.
2. К возможному высказыванию квалифицированного психолога относится:
А) «Я обязательно помогу вам изменить себя»;
Б) «Со мной тоже такое бывало, но потом это пройдет, вот увидите»;
В) «Никогда больше так о себе не думайте»;
Г) «Возможно не поздно начать все сначала»;
Д) «Ваши чувства должны измениться».
3. Выделите наиболее значимое качество профессионального психолога:
А) высокий интеллект;
Б) постоянство привычек;
В) эмоциональность;
Г) трудолюбие;
Д) артистичность;
Е) сопереживание;
Ж) красноречие;
З) умение убеждать.
4. Определите, какое из высказываний несет психологическую информацию:
А) «У него красивые зеленые глаза»;
Б) «Она каждый раз выглядит по-разному»;
В) «Сегодня он съел на обед две порции салата»;
Г) «Ей очень идет новый замшевый костюм».
5. Обозначьте наиболее важную и эффективную роль профессионального психолога:
А) инициатор самоисследования;
Б) терпеливый слушатель;
В) советник;
Г) посредник;
Д) специалист по внушению;
Е) умный аналитик.
Вариант 5
1. Среди приведенных высказываний клиента найдите формулировку психологической задачи:
А) «У меня ничего не получается, я чувствую себя не таким, как все люди»;
Б) «Я хочу, чтобы вы помогли мне разобраться в моих чувствах»;
В) «Объясните моей жене ее ошибки в воспитании ребенка»;
Г) «Боюсь, что мой друг не совсем нормальный»;
Д) «Это просто невыносимо, когда дети отказываются уважать старших».
2. Важнейшим условием проведения качественной психодиагностики выступает:
А) наличие в арсенале средств психодиагноста универсальных методик;
Б) умение формулировать вопросы;
В) способность осуществлять выбор адекватных цели психодиагностики диагностических средств.
3. Эффективность психокоррекции определяется:
А) силой воздействия на клиента;
Б) разнообразием осуществляемых коррекционных мероприятий;
В) степенью соответствия психокоррекции возрастным и индивидуальным особенностям клиента;
Г) продолжительность проводимой работы.
4. Определите, какое из представленных высказываний психолога свидетельствует о позиции взаимодействия на равных консультанта и клиента:
А) «Если вы действительно хотите изменить ситуацию, вам следует прислушаться к мнению профессионала»;
Б) «Не нужно падать духом. Пожалуйста, не плачьте… Хорошо, я покажу вам, как можно все исправить»;
В) «Могу предложить вам несколько вариантов, но выбирать будете вы сами».
5. Существенным признаком активного слушания является:
А) использование развернутых ответов;
Б) отражательный характер высказываний слушателя;
В) оптимистичный настрой психолога;
Г) конфиденциальность.
Вариант 7
1. Девиз профессионального психолога:
А) «Чужую беду руками разведу» (русская пословица);
Б) «Не будь слишком сладким – как бы тебя не съели; не будь слишком горьким – как бы тебя не выплюнули» (восточная мудрость);
В) «Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, он всегда сможет себя прокормить» (восточная мудрость);
Г) «Торчащий гвоздь необходимо забить» (японская пословица);
Д) «Сначала учись, потом учи» (восточная мудрость);
Е) все ответы верны;
Ж) все ответы неверны.
2. Профессиональное сознание психолога отличается:
А) гуманным отношением к людям;
Б) нравственной ответственностью в принятии профессиональных решений;
В) высокой степенью рефлексивности;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
3. Ответственность психолога предполагает:
А) гарантию позитивных изменений человека;
Б) обеспечение личностного благополучия клиента в процессе оказания психологической помощи;
В) обязательную реализацию предложенных рекомендаций;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
4. Ведущие качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога:
А) грамотная оценка действий, мыслей и переживаний клиента;
Б) четкие ограничения своей профессиональной деятельности;
В) отгороженность от собственных чувств;
Г) способность к внушению;
Д) все ответы верны;
Е) все ответы неверны.
5. Методы профессионально психолога…:
А) универсальны для всех отраслей;
Б) зависят от определенных психологических теорий;
В) должны быть неизменны во времени или под влиянием культуры, в которой применяются;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
6. Психологическая информация, полученная в практической психологии, характеризуется:
А) высокой степенью обобщенности;
Б) конкретизацией научных знаний;
В) соответствием установкам значимых людей;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
7. Грамотное сообщение психологической информации предполагает:
А) безоценочный характер;
Б) доступность изложения;
В) сочетание прямых и косвенных способов сообщения;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
8. Решение психологической задачи предполагает:
А) описание образа мыслей клиента;
Б) готовность к принятию новой психологической информации;
В) фиксацию потребностей клиента;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
9. Психологическое консультирование – это…:
А) форма общения клиента и психолога;
Б) своеобразная исповедальная практика;
В) процесс, способствующий личностному росту клиента и психолога;
Г) все ответы верны;
Д) все ответы неверны.
10. Признаки успешной консультативной беседы:
А) консультант позволяет клиенту самому принимать важные решения;
Б) психолог приводит примеры из своего личного опыта;
В) консультант старается прервать слишком затянувшееся высказывание клиента;
Г) психолог обеспечивает принятие клиентом критериев правильной жизни;
Д) все ответы верны;
Е) все ответы неверны.
11. Согласно гуманистическому подходу Карла Роджерса личностный рост клиента возможен при условии:
А) отсутствия отрицательных чувств клиента;
Б) неизменности установок психолога;
В) разработки специальной процедуры корректировки целей клиента;
Г) абсолютного доверия психолога к клиенту;
Д) все ответы верны;
Е) все ответы неверны.
12. Школьный психолог…:
А) представляет интересы ребенка в системе образования;
Б) занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости;
В) помогает разрешению внутришкольных конфликтов;
Г) способствует интеллектуальному и личностному росту учащихся;
Д) все ответы верны;
Е) все ответы неверны.