Блок 2. Тренинг формирования команды
Время – 12 ч (4занятия по 3 ч).
Цель - достижение такого состояния рабочей группы, когда она способна наиболее эффективным образом решать различные задачи.
Тренинг помогает группе наладить систему взаимоотношений, при которой каждый участник получает возможность наиболее успешно проявить свои качества и способности, сообразуясь, однако, с общими целями и конечной эффективностью совместной деятельности.
Задачи тренинга:
1) помощь группе в процессе прохождения основных экстремальных фаз групповой динамики, создание и поддержание климата доверия и безопасности;
2) осознание участниками тренинга ведущей роли стратегии сотрудничества, формирование соответствующих групповых норм;
3) демонстрация синергетического эффекта при групповом решении проблем, выработка критериев эффективного взаимодействия;
4) освоение технологий группового принятия решений [18];
5) выявление преимуществ ситуативного лидерства в совместной деятельности, раскрытие лидерских свойств каждого участника;
6) определение сильных и слабых сторон группы, предоставление возможности каждому участнику продемонстрировать и использовать свои личные сильные качества в групповой работе;
7) осознание членами группы своего положения, репертуара ролей и стратегии поведения в групповой деятельности;
8) создание особой ролевой структуры, в которой представлены оптимальное соотношение и взаимодополняемость ролей;
9) усвоение участниками правил подачи и принятия обратной связи;
10) формирование групповой культуры с учетом правил и принципов совместной деятельности (в результате последовательного соблюдения принципов тренинга).
В рамках тренинга формирования команды основными техническими элементами являются моделирование ситуаций группового принятия решений и анализ полученного материала. Наиболее эффективно использование видеокамеры для фиксации процесса групповой работы, поскольку последующему анализу подвергается не только деятельность группы в целом, но и поведение каждого отдельного участника. Только видеокамера позволяет исследовать подробно сложную систему внутригруппового взаимодействия, а именно тщательный анализ и обсуждение результатов ситуации играют ключевую роль в обучении навыкам и умениям.
Первый шаг тренинга - моделирование процесса группового принятия решения. Высокую эффективность показывает проведение в группе тренинга формирования команды (упражнение «Потерпевшие кораблекрушение», описанное К. Рудестамом, дает возможность просчитать величину синергетического эффекта).
1. «Потерпевшие кораблекрушение»[23].
Цель: исследование процесса принятия решения в группе, обучение эффективному поведению для достижения согласия, информирование относительно стилей поведения, руководства и доминирования в группе, сплочение группы.
Время: 3 ч.
Материалы: видеотехника, бумага, ручки.
Каждого члена группы просят выполнить задание в течение 10 мин и дают следующую инструкцию: «Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять банкнот. Ваша задача - классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так до пятнадцатого, наименее важного для вас.
Секстант.
Зеркало для бритья.
Пятигаллоновая канистра с водой.
Противомоскитная сетка.
Одна коробка с армейским рационом США.
Карты Тихого океана.
Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной),
Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси.
Маленький транзисторный радиоприемник.
Репеллент, отпугивающий акул.
Двадцать квадратных футов непрозрачного пластика.
Одна кварта пуэрториканского рома крепостью 80°.
Пятнадцать футов нейлонового каната.
Две коробки шоколада.
Рыболовная снасть».
Группе предлагается решить задачу сначала индивидуально, а затем выработать и принять общее решение, причем не разрешается использовать метод голосования и другие методы компромиссного принятия решения. Математическая обработка результатов позволяет определить наличие и силу синергетического эффекта, после чего можно приступать к анализу причин удачи или неудачи.
Ведущий стимулирует обсуждение с помощью вопросов: «Какие виды поведения мешали или помогали процессу достижения согласия?», «Какие появились паттерны лидерства?», «Кто оказывал влияние на работу группы?», «Какова была атмосфера в группе во время дискуссии?», «Какие действия предпринимались участниками для проведения своего мнения?», «Как улучшить принятие решения группой?»
Поэлементно обсуждается видеоматериал, выделяются фазы групповой работы, определяются наиболее активные и наиболее пассивные участники группы, их вклад в групповую работу и значение этого вклада. Ведущий предлагает членам группы разработать рекомендации для успешной групповой деятельности, после чего раздает информационные листы, содержащие список принципов групповой работы. Дальнейшая работа группы направлена на вычленение тех принципов, которые соблюдались в группе наилучшим образом, и тех, которые соблюдались наименее активно. Завершается первый шаг обсуждением того, что дало каждому участие в предыдущей работе, и формулировкой итогов.
Следующий шаг - групповое решение другой игровой задачи, однако на этом этапе основной акцент делается на обсуждении проблемы лидерства и анализе лидерских функций.