Мотив и мотивация. Теория А. Маслоу

Огромный вклад в развитие бихевиористского направления и науку управления внес Абрахам Маслоу, один из ведущих американских психологов в области исследования мотивации. В работе «Теория человеческих потребностей» он изложил теорию иерархии потребностей, часто называемую «пирамидой потребностей» (рис. 2.1).

 
  Мотив и мотивация. Теория А. Маслоу - student2.ru

Рис. 2.1. Пирамида потребностей Маслоу

Физиологические потребности обеспечивают стремление человека к выживанию. Он нуждается в воздухе, дыхании, пище, одежде, жилище, сексе, ощущении защищенности.

Потребности безопасности связаны с предотвращением опасных для человека изменений, защитой от физического и психологического нападения извне и гарантий удовлетворения физиологических потребностей в перспективе (материальное благополучие, здоровье, обеспеченная старость и т.п.).

Социальные потребности (осознание принадлежности и причастности) отражают необходимость ассоциировать себя с какой-либо общностью (группой), иметь социальные контакты, ощущать привязанность, чувствовать поддержку, стремиться к установлению дружеских отношений.

Сознание собственного достоинства (признание окружением, результат самоутверждения) -- это потребность индивида признания окружающими его личных качеств и достижений. Человек, желает занимать престижное место в коллективе, испытывать уважение, социальный успех.

Потребность самовыражения, или осуществления самого себя -- это желание реализовать свои потенциальные возможности в развитии, стремление к развитию личности, самореализации, самоактуализации, осмыслению своего назначения в мире.

Иерархический характер потребностей обуславливает первоочередность удовлетворения потребностей более низкого уровня и лишь затем -- более высокого уровня, которая становится фактором, определяющим поведение индивида. Человек -- открытая система, и в процессе его развития приоритеты его потребностей изменяются.

Управление должно осуществляться на основе выявления потребностей работника и использования соответствующих методов мотивации. Чтобы стимулировать работника к эффективному труду, менеджер должен знать, какие именно потребности движут подчиненными ему людьми, и предоставить им возможность удовлетворить эти потребности посредством действий, которые одновременно обеспечат достижение целей организации. Потребности, мотивирующие определенного работника в конкретной ситуации, в другое время могут не возыметь никакого эффекта, а на другого работника в аналогичной ситуации и вовсе не подействовать.

Потребность -- это физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо; Мотив-- побудительная причина, повод к какому-нибудь действию; Мотивация -- это процесс формирования мотивов (человека или группы людей), побуждающих к более эффективной работе для достижения целей организации.

Теория Альдельфера

Теория ERG Альдерфера. К. Альдерфер -- автор так называемой «Теории ERG» представленной в работе «Существование, причастность и рост: человеческие потребности в организации» выделил три уровня потребностей: существования -- E (existence), связи (причастности) --R (relatedness), личностного роста -- G (growth). Как и у Маслоу, они располагаются иерархически (рис. 2.2).

 
  Мотив и мотивация. Теория А. Маслоу - student2.ru

Рис. 2.2. Иерархия потребностей Альдерфера

Потребности существования связаны с выживанием и воспроизводством человека. Они объединяют два уровня потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности (за исключением групповой безопасности) и физиологические.

Потребности связи могут быть удовлетворены за счет общения с другими людьми и ощущения уважения с их стороны. С ними ассоциируются роли человека как семьянина и члена коллектива, его отношения с друзьями, врагами, начальниками и подчиненными. Связи корреспондируются с группой социальных потребностей, а также с частью потребностей признания и самоуважения, которые выражаются в стремлении человека занимать определенное положение в окружающем мире. К ним принадлежат в кокой-то мере и потребности групповой безопасности по Маслоу.

Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения, а также включают потребности группы сознания собственного достоинства и самоутверждения пирамиды Маслоу. Они связаны со стремлением к развитию уверенности, самосовершенствованию и т.п.

Иерархия, предложенная Альдерфером, отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Если потребности более высоких уровней по каким-то причинам не удовлетворяются, то это может компенсироваться усиленным удовлетворением конкретных потребностей более низкого уровня, т.е. наблюдается обратный ход сверху в низ (регрессия потребностей). Процесс движения по уровням потребностей вверх называется процессом удовлетворения потребностей, а противоположном направлении -- процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность. Например, человек потерпевший фиаско в своих амбициях роста, испытывает необходимость в связи, причем в большей степени, чем ранее. Если выполняемая работа не позволяет удовлетворить потребности роста, то более важными для работника становятся социальные потребности, а если и они не могут быть реализованы, то усиливаются потребности существования, и это необходимо использовать в процессе мотивации.

Таким образом, Альдерфер пришел к выводу, что движение потребностей осуществляется не только вверх как у Маслоу, но и вниз, его вектор зависит от того, какая потребность может быть реально удовлетворена.

Теория Мак-Клелланда

Д. Мак-Клелланд в работе «Два лица власти» выделил следующие виды потребностей,мотивирующих трудовую деятельность людей и приобретенных под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения:успеха, причастности и власти.

Потребность успеха (достижений) удовлетворяется, если работа доводится до благополучного завершения. Люди с выраженной потребностью успеха обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, ориентируясь на свои возможности. Они предпочитают принимать умеренно рискованные решения и ожидают немедленной обратной реакции от своих действий и решений. Им нравится делать выбор и отвечать за него, они одержимы задачами, которые решают, и легко берут на себя персональную ответственность.

По мнению Мак-Клелланда потребность успеха характеризует не только отдельных людей, но и отдельные общества. Те из них, где потребность в достижениях велика, обычно имеют хорошо развивающуюся экономику, то время как в обществах, с более слабой потребностью достижения, развиваются хуже.

Потребность причастности, или соучастия, аналогична социальной потребности по версии Маслоу. Она проявляется в стремлении индивида общаться, быть причастным к деятельности коллектива. Люди с высоким порогом соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, остро нуждаются в одобрении и поддержке со стороны окружающих, прислушиваются к чужими суждениям о себе. Такие сотрудники предпочитают работу, позволяющую им находиться в активном взаимодействии как с коллегами, так и с клиентами. Руководство организации должно регулярно оценивать уровень данной потребности у работников, чтобы найти ей применение в процессе управления.

Потребность власти, или властность, выражается в желании контролировать действия других людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за их действия. Люди, испытывающие такую потребность, обычно полны энергии, не боятся конфронтации, решительно отстаивают собственную позицию. В зависимости от цели, ради которой индивид стремится к власти, различают два типа личности. Первый тип концентрирует внимание только на своей руководящей позиции в организации, интересы организации для него часто отходят на задний план. Второй тип добивается власти, чтобы обеспечить решение групповых задач. Удовлетворение он находит в возможности определять цели, ставить задачи перед коллективом, участвовать в их решении и мотивировать людей на достижение поставленных целей. Для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа.

Потребности успеха, причастности и власти Мак-Клелланд не расположил иерархически, подчеркивая важность их сочетания. Например, если человек находится на руководящей должности и имеет высокую потребность властвования, то для успешного осуществления им управленческой деятельности желательно, чтобы потребность в причастности была у него относительно слабо выражена. Результаты работы менеджера может снижать комбинация сильных потребностей власти и успеха, ориентированных на достижение личных амбициозных целей. Эти обстоятельства необходимо принимать во внимание при выработке методов управления.

25. Теория «Х» и «Y» Дугласа Мак-Грегора

Обобщение противопоставлений научной школы и школы биохевиористских учений нашло отражение в теории «Х» и «Y» Дугласа Мак-Грегора изложенной им в работе «Человеческая сторона предприятия».

Согласно Мак-Грегору, существуют два типа управления: Х и Y. Они обусловлены подходом руководителя к работникам.

Для организаций типа Х характерны следующие предпосылки:

· обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к труду и старается избегать работы;

· большинство людей только по принуждению, по приказу, под контролем и угрозой наказания, совершают необходимые для организации действия и усилия;

· средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.

Для организаций типа Y характерны следующие предпосылки:

· для человека естественно предпринимать физические и эмоциональные усилия на работе. Нежелание работать не является его наследственной чертой. В зависимости от условий труда он воспринимает работу как источник удовлетворения или наказание. Внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения индивида к деятельности в организации. Люди способны к самоконтролю и самопобуждению к деятельности в интересах организации, если испытывают чувство ответственности за обязательства перед организацией;

· ответственность и обязательства человека перед организацией зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее значимым вознаграждением является удовлетворение потребностей индивида в самовыражении и самоактуализации;

· обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стремится к этому.

Мак-Грегор пришел к выводу, что многим людям присущи желание и готовность использовать свой опыт, знания и воображение в целях решения проблем организации, но индустриальное общество слабо использует эти потребности и интеллектуальный потенциал человека. Необходимо создавать условия, при которых работник, прилагающий усилия для достижения целей организации, одновременно наилучшим образом добивался бы своих личных целей, так как управление типа Y значительно эффективнее.

Наши рекомендации