Средняя группа (первое полугодие)
Цель:
Привлечение внимания детей к звуковой стороне речи, активизация слухового внимания.
Формирование умения выделять слова из высказывания (фразы) и делить слова на слоги.
Формирование навыка глобального чтения.
Содержание:
Игры и игровые приемы со словами с использованием словообразования, словоизменения.
Речевые игры, направленные на выделение слова из высказывания (фразы).
Речевые игры, направленные на деление слова на слоги. Игра «Домино».
Домино для игрового обучения глобальному чтению на основе непроизвольного запоминания
Домино является частью комплекта пособий «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи» и одним из компонентов дидактического материала к Методике обучения чтению полуглобальным методом. Также домино может использоваться отдельно от целостного комплекса средств, предусмотренных методикой, как самостоятельная игра.
Цель игры: познакомить детей с целостным образом графического слова, запомнить некоторое количество графических слов глобально, на основе непроизвольного запоминания.
Использовать домино лучше в добукварный период. Позднее, в букварный период, это позволит на основе знакомых графических слов соотнести фонематический и графический образы слов, то есть полноценнее понять фонематический и слоговой принципы русской письменности, связь фонематической, слоговой и графической структуры слова.
Домино лучше начать использовать за 3-4 месяца до начала букварного периода: в первом полугодии старшей группы (при обучении детей группы риска по дислексии) или средней группы (при обучении здоровых детей).
Комплект состоит из разделов А и Б. Раздел А включает карточки только с картинками — 5 разных игровых наборов по 28 карт. Раздел Б состоит из 5 наборов карточек типа «картинка-слово». Картинки и соответствующие им слова в наборах из А и Б с одинаковыми номерами (см. список ниже) совпадают. Одинаковые наборы А и Б объединены одинаковым цветом фона, что облегчает работу с ними. Необходимо обратить внимание, что в процессе игры, если возникнет комбинация «картинка — слово» — «слово — картинка», необходимо сначала разместить эти фишки домино так, чтобы правильно соотнести два одинаковых слова и сравнить их и только затем поставить друг за другом, согласно правилам игры.
Сначала используются игровые наборы раздела А. Правила игры соответствуют обычному домино, но можно увеличивать количество играющих до восьми человек. Когда принцип игры достаточно хорошо усвоен (через 1-2 мес), воспитатель постепенно заменяет карты из игрового набора раздела А соответствующими по номеру карточками раздела Б. В первую очередь целесообразно заменять карты, содержащие те слова, которые будут использованы в авторском букваре в числе первых. Темп замещения карточек наборов А карточками наборов Б устанавливается индивидуально, в зависимости от прочности усвоения значения графических слов и соотнесения их с картинками.
Игры рекомендуется использовать в процессе совместной деятельности. В зависимости от индивидуального уровня способностей подгруппы целесообразно менять сложность игры, убавляя или прибавляя долю карточек из Б-наборов.
При полном освоении игры со всеми пятью Б-наборами (при полной замене А-наборов на Б-наборы) дети осваивают глобальное чтение 28 одно- и двусложных слов. Эти слова Можно использовать как при усвоении звукобуквенных связей, слогового и фонематического анализа, так и при освоении навыка слогового чтения во втором полугодии (т. е. в букварном периоде).
Набор А-1 Набор Б-1
1.Ухо — ухо 1. Ухо — ухо
2.Ухо — дым 2. Ухо — дым
3.Ухо — нос 3. Ухо — нос
4.Ухо — ель 4. Ухо — ель
5. Ухо — кот 5. Ухо — кот
6. Ухо — шар 6. Ухо — шар
7.Ухо —дом 7. Ухо —дом
8. Дом — дом 8. Дом — дом
9. Дом — дым 9. Дом — дым
10. Дом — нос 10. Дом — нос
11. Дом — ель 11. Дом — ель
12. Дом — кот 12. Дом — кот
13. Дом — шар 13. Дом — шар
14. Шар — шар 14. Шар — шар
15. Шар — дым 15. Шар — дым
16. Шар — нос 16. Шар — нос
17.Шар — ель 17. Шар — ель
18.Шар — кот 18. Шар — кот
19.Кот — кот 19. Кот — кот
20.Кот — дым 20. Кот — дым
21.Кот — нос 21. Кот— нос
22.Кот — ель 22. Кот — ель
23.Ель — ель 23. Ель — ель
24.Ель — дым 24. Ель— дым
25.Ель — нос 25. Ель — нос
26.Нос — нос 26. Нос — нос
27. Нос — дым 27. Нос — дым
28. Дым — дым 28. Дым — дым
Набор А-2 Набор Б-2
1. Рак — рак 1. Рак — рак
2. Рак —кит 2. Рак —кит
3. Рак —тир 3. Рак —тир
4. Рак —душ 4. Рак —душ
5. Рак —мышь 5. Рак — мышь
6. Рак —ежи 6. Рак —ежи
7. Рак —осы 7. Рак —осы
8. Осы — осы 8. Осы — осы
9. Осы —кит 9. Осы —кит
10.Осы — тир 10. Осы— тир
11.Осы — душ 11. Осы — душ
12.Осы — мышь 12. Осы— мышь
13.Осы — ежи 13. Осы — ежи
14.Ежи — ежи 14. Ежи — ежи
15.Ежи — кит 15. Ежи — кит
16.Ежи — тир 16. Ежи — тир
17.Ежи — душ 17. Ежи — душ
18.Ежи — мышь 18. Ежи — мышь
19.Мышь — мышь 19. Мышь — мышь
20. Мышь — кит 20. Мышь — кит
21. Мышь — тир 21. Мышь— тир
22.Мышь — душ 22. Мышь — душ
23. Душ — душ 23. Душ — душ
24. Душ — кит 24. Душ — кит
25. Душ — тир 25. Душ — тир
26. Тир — тир 26. Тир — тир
27. Тир — кит 27. Тир — кит
28. Кит — кит 28. Кит — кит
Набор А-3 Набор Б-3
1Козы — козы 1. Козы — козы
2 Козы — ваза 2. Козы — ваза
3 Козы — лапа 3. Козы — лапа
4 Козы — рука 4. Козы — рука
5 Козы — лужа 5. Козы — лужа
6 Козы — кура 6. Козы — кура
7 Козы — сова 7. Козы — сова
8 Сова — сова 8. Сова — сова
9 Сова — ваза 9. Сова — ваза
10. Сова — лапа 10. Сова— лапа
11. Сова — рука 11. Сова — рука
12. Сова — лужа 12. Сова— лужа
13. Сова — кура 13. Сова — кура
14.Кура — кура 14. Кура — кура
15.Кура — ваза 15. Кура— ваза
16.Кура — лапа 16. Кура — лапа
17.Кура — рука 17. Кура— рука
18.Кура — лужа 18. Кура — лужа
19. Лужа — лужа 19. Лужа — лужа
20. Лужа — ваза 20.Лужа — ваза
21. Лужа — лапа 21. Лужа— лапа
22. Лужа — рука 22. Лужа — рука
23. Рука —рука 23. Рука — рука
24. Рука — ваза24. Рука— ваза
25. Рука — лапа 25. Рука — лапа
26. Лапа — лапа26. Лапа — лапа
27. Лапа — ваза 27. Лапа — ваза
28. Ваза — ваза28. Ваза — ваза
Набор А-4Набор Б-4
1. Луна — луна 1. Луна— луна
2. Луна — репа 2. Луна — репа
3. Луна — роза 3. Луна — роза
4. Луна — весы 4. Луна— весы
5. Луна — ноги 5. Луна — ноги
6. Луна — пена 6. Луна— пена
7. Луна — паук 7. Луна — паук
8. Паук — паук8. Паук — паук
9. Паук — репа9.Паук — репа
10.Паук — роза 10.Паук — роза
11.Паук — весы 11. Паук — весы
12.Паук — ноги 12. Паук — ноги
13.Паук — пена 13. Паук — пена
14.Пена — пена14. Пена — пена
15.Пена — репа15. Пена— репа
16.Пена — роза16. Пена — роза
17.Пена — весы17. Пена— весы
18.Пена — ноги 18. Пена — ноги
19.Ноги — ноги 19. Ноги — ноги
20.Ноги — репа 20.Ноги — репа
21.Ноги — роза21. Ноги— роза
22.Ноги— весы 22. Ноги — весы
23.Весы — весы23. Весы — весы
24.Весы — репа24. Весы —репа
25.Весы — роза25. Весы— роза
26.Роза — роза26. Роза — роза
27.Роза — репа27. Роза— репа
28.Репа — репа28. Репа — репа
Набор А-5Набор Б-5
1.Окно — окно1. Окно — окно
2.Окно —юла 2. Окно —юла
3.Окно — усы3. Окно — усы
4.Окно — мыши4. Окно —мыши
5Окно — дома5.Окно — дома
6Окно — руки6. Окно —руки
7Окно — юбка7.Окно— юбка
8Юбка — юбка8. Юбка — юбка
9Юбка — юла9.Юбка— юла
10Юбка — усы10. Юбка— усы
11Юбка — мыши11.Юбка— мыши
12Юбка — дома12. Юбка— дома
13Юбка — руки13. Юбка— руки
14Руки — руки14. Руки — руки
15Руки — юла15. Руки —юла
16Руки — усы16.Руки— усы
17Руки — мыши17. Руки —мыши
18Руки — дома18.Руки— дома
19Дома — дома19. Дома — дома
20Дома — юла20.Дома— юла
21Дома — усы21. Дома —усы
22Дома — мыши22.Дома — мыши
23Мыши — мыши23. Мыши — мыши
24Мыши — юла24. Мыши — юла
25. Мыши — усы25.Мыши— усы
26 Усы — усы26. Усы — усы
27.Усы — юла27.Усы — юла
28.Юла — юла28. Юла — юла
Жирным шрифтом обозначены слова, а обычным — картинки на карточках типа «картинка-слово».
Демонстрационный наглядный материал
Пособие содержит 24 предметных картинки. Они используются при проведении занятий (см. планы занятий 1-20). Для удобства использования педагог может самостоятельно указать номер картинки в речевом материале планов работы с детьми на занятии.
Предметные картинки:
1. Шар 7. Кот 13. Лужа 19. Роза
2. Рак 8. Кит 14. Вода 20. Рыба
3. Ухо 9. Иглы 15. Молоко 21. Вилы
4. Душ 10. Ежи 16. Яблоко 22. Стакан
5. Осы 11. Ель 17. Еда 23. Кура
6. Дом 12. Дым 18. Конфета 24. Дрова
Букварный период