Характеристика восприятия времени и движения.
Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.
Восприятие последовательности явленийопирается на четкую расчлененность в объективно существующую смену одних явлений другими и связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Повторное его восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.
Восприятие длительностиявлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 с путем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.
Восприятиетемпа — это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).
Восприятие ритма— это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.
Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают его:
— характер (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.);
— форму (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. п.);
— амплитуду (размах) — маленькая, большая:
— направление (направо, налево, вверх, вниз):
— скорость (быстрое или медленное; при циклических движениях — быстрый или медленный темп);
— продолжительность (краткое длительное):
— ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).
Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.
Литература:
- Gregory R.L. Perceptual illusions and brain models. Royal Society, 1968,
- Day R.H. Visual spatial illusions: a general explanation. Science, 1972.
- Leibowitz H., Brislin R., Perlmutter L., Henessy R. Ponzo perspective illusion as a manifestation
- of space perception. Science, 1966.
- Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М., 1999
- Грановская Р.М."Элементы практической психологии" СПб. Изд. "Свет" -2000.
- Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М.: Прогресс,1970.
- Грегори Р. Разумный глаз. М: Мир, 1972.
- Демидов В. Как мы видим то, что видим. Изд. "Знание", М.,2000
- Кей К. Зрительные обманы. – Смоленск: Русич, 1999.
- Крысько В.Г."Психология и педагогика в схемах и таблицах" Мн.: Харвест, 1999.
- Маклаков А.Г."Общая психология" СПб.: Питер, 2000.
- Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гипенрейтер и др. – изд. 2-е, испра. и доп. – М.: «ЧеРо»,2002.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие. М: Педагогика, 1980.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга первая. М, "Педагогика",1989
- Сикл Э. Оптические иллюзии: Галерея 1 – 11: Пер. с англ. /Э. Сикл. –М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.
- Шиффман X. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003.
Представления.
4.4. Сущность, виды представлений.
4.4.1.Сущьность представлений.
4.4.2.Виды представлений.
Литература.
Сущность, виды представлений.
Сущьность представлений.
Представление — процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
Сущность сигнальной функциипредставлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразнойинформации о нем, которая впоследствии под влияниемконкретных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих нашим поведением.
Сигнальная функция представлений становится наиболее действенной при появлении динамического стереотипа корковых процессов. Считая наши представления первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность, И.П. Павлов показал, что они складываются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Отличительной особенностью сигнальной функции, например, двигательных представлений является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующие в осуществлении движений.
Регулирующая функцияпредставлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
Настроечная функцияпредставлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.
Изучая физиологические механизмы произвольных движений, И.П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Действенность этой функции состоит в обеспечении определенного тренирующего эффекта двигательных представлений.
Физиологическую основупредставлений составляют следы в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти следы сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной системы.
Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при известной активности наших ощущений и восприятий, создают необходимые условия для построения нужного представления. Само представление с его конкретной структурой возникает в результате образования условных временных связей в коре головного мозга благодаря функции первой сигнальной системы.
Виды представлений.
Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы.
Различают зрительные представления (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представления музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.
Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие характеристики. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один их вид: у художника - зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный ит. д.
Представления различаются по степени обобщенности.
Представления бывают единичными и общими в отличие от восприятий, которые всегда единичны. Единичные — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета. Общие — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.
Представления различаются по степени проявления волевых усилий.
Непроизвольные — представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.
Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.
Представления различаются по продолжительности.
Оперативные представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору РЛС для выполненияэлементов своей сложной деятельности необходимо постоянно активизировать наборы различного рода представлений для определения типа самолета, отметка о наличии которого появилась на его дисплее локатора.
Кратковременные — представления, очень непродолжительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и, пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления, которые он потом может и забыть.
Долговременные — представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.
Внимание.
4.5. Сущность, виды внимания.
4.5.1. Сущность внимания.
4.5.2. Виды внимания.
Литература.
Сущность, виды внимания.
Сущность внимания.
Внимание— это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.
Физиологические основы внимания.Внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, связанные с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.
Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных свыполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие — заторможенными.
Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры, в результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.
Свойства внимания.Концентрация внимания — способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.
Избирательность внимания — сосредоточение его на наиболее важных предметах.
Распределение внимания — возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять одновременно множество операций.
Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.
Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.
Устойчивость внимания — это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.
Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.
Виды внимания.
Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и непреднамеренным. Каждый из видов внимания зависит от ряда условий, в которых он осуществляется.
Преднамеренное (произвольное) — это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.
Целенаправленностьопределяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности. Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только связанные с задачей, выполняемой и данный момент; из многих объектов выбираются те, которые необходимы при выполнении данного вида деятельности.
Организованностьпреднамеренного внимания означает, что мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем на него свое внимание, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.
Повышенная устойчивостьпреднамеренного внимания позволяет организовать работу на протяжении более или менее долгого времени. Она связана с ее планированием.
Сосредоточенное внимание — внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим и статическим.
Динамическимназывается такое внимание, которое в начале работы характеризуется малой интенсивностью и только спомощью больших усилий человек повышает его интенсивность.
Статическое— это внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени его выполнения.
Непреднамеренное (непроизвольное) — это внимание, вызываемое внешними причинами — теми или иными особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть и интенсивность раздражения, и новизна внеобычность объекта, и его динамичность.
Интенсивность раздражениязаключается в более сильном действии объекта (например, более сильный звук, более яркий свет), который привлекает к себе внимание.
Новизна и необычность объекта,даже если он и не выделяется интенсивностью своего действия, также становится стимуломвнимания.
Резкая смена, динамичность объекта,наблюдающаяся при сложных и длительных действиях (например, при наблюдении за спортивными состязаниями, восприятии кинокартины и т. п.), также всегда вызывает особое внимание.
Память.
4.6. Сущность, виды, характеристика памяти.
4.6.1. Сущность памяти.
4.6.2. Теоретические подходы к пониманию особенности запоминания.
4.6.3. Характеристика памяти.
4.6.4. Приёмы запоминания.
4.6.5. Закономерности памяти.
Литература.