Тема 8. личность и малая группа

8.1. Личность и социум.

Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт многочисленных остаточных групповых влияний. Почти все (за исключением физиологически обусловленных особенностей) в психологии человека складывается и закрепляется в ходе социального взаимодействия.

Отношения между людьми, складывающиеся в социуме, несут в себе социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему данных отношений.

Группа (социум) является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, строить Я-концепцию. Иначе, как от других людей, в процессе общения с ними, человек знания о себе получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее -разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я».

Исходя из того, кто он есть (исходя из своей Я-концепции), человек строит свои отношения с другими. Когда в серии экспериментов посредством гипноза успешно изменялась личная определенность испытуемого (его Я-концепция), он был более не в состоянии определить своих отношений с экспериментатором и приходил в замешательство.

Во всех сообществах существует своего рода дифференциацияучастников по рангу. Социальный статус - это обозначение положения личности в сообществе в зависимости от прав и обязанностей, которые она получает благодаря своему положению. Статус, как бы ни был он низок, важен, ибо без него человек не имеет прав в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей.

Личность может менять свое место в социальной среде (изменять свой статус), может переходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать свою социальную среду.

Важно помнить, что группа может обезличивать, деиндивидуализировать человека. Поскольку в группе он анонимен, ему не нужно особенно задумываться о последствиях своего поведения. Человек намного легче в группе достигает сильного эмоционального возбуждения. В сплоченных группах у индивида резко снижается уровень самосознания и самоконтроля. Следствием деиндивидуализации является импульсивность поведения, повышенная реактивность.

8.2. Виды и характеристики малых групп.

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признак}' (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать о существовании друг друга.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанное взаимными контактами.

Малая группа - немногочисленна по своему составу (от 2 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей.

По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства и 2) референтные (эталонные) группы, нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют следующие функции: I) социального сравнения; 2) нормативную функцию, т.к. референтная группа - источник норм, правил, к которым индивид стремится приобщиться.

Неорганизованные или случайно организованные группы

(зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.)

характеризуются добровольным временным объединением людей на

основе сходства интересов или общности пространства.

^ По уровню развития выделяют следующие разновидности групп.

v Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются

• только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

л/ Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей

организационной структурой, межличностные отношения носят

деловой характер, подчиненный достижению требуемого

результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде

деятельности.

V Корпорация - группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.

л/ Коллектив - группа людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

8.3. Лидерство в малых группах.

В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально (руководитель), а может и не занимать никакого официального положения, но фактическируководить коллективом в силу своих организаторских способностей (лидер). Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается «снизу». Лидер не просто ведет других, но и хочет вести их за собой, а другие не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера всегда оцениваются выше, чем соответствующие качества остальных членов группы,

Основными признаками лидерства являются:

- более высокая активность и инициативность индивида при
решении группой определенной задачи;

- большая информированность о решаемой задаче, о членах
группы и ситуации в целом;

- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы,

большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе; - большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы. Основные функции лидера:

организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах;

выработка и поддержание групповых норм; внешнее представительство группы в отношениях с другими группами;

принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы - деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства •• лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы.' В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных: на решение групповых задач; на общение и взаимоотношения в группе; универсальных лидеров.

Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-специалист, лидер-мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроя и т.д.

Разработаны такие классификации стилей лидерства: авторитарный, демократический, либеральный (К. Левин); стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека (Р. Лайкерт).

8.4. Конформизм и групповое давление.

Конформизм (от лат. conformis - подобный) - это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих. В классических экспериментах М. Шерифа, С. Аша, Р. Кратчфилда и С. Милграма было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой подставной группой), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.

Групповое давление — это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризуется принятием индивидом мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Внешний конформизм характеризуется внешним согласием с мнением группы или поведением, соответствующим групповым нормам, при котором внутренне индивид проявляет несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой. Внутренний конформизм характеризуется изменением первоначальной позиции индивида в пользу группы.

Внешне сходное «конформное» поведение может иметь в своей основе принципиально разные психологические механизмы. Психологическими механизмами внутреннего конформизма могут служить идентификация (полное или частичное уподобление партнеру по взаимодействию в сил)' позитивного эмоционального отношения к нему) и интернализация, т.е. внутреннее усвоение установок и ценностей других индивидов или группы в целом, принятие их как своих собственных.

Вопросы оля самоконтроля и повторения

1. Какие разновидности групп вам известны?

2. Что такое группа? Малая группа'?

3. Чем группы членства отличаются от референтных групп?

4. Какие бывают виды групп по уровню своего развития? Каковы их
характеристики ?

5. Что такое лидерство?

6. Чем лидер отличается от руководителя? В чем совпадают эти понятия?

7. Каковы основные признаки лидерства?

8. Какие функции выполняет лидер'.'

9. Какие виды лидеров и стили лидерства вам известны?
10.Что такое конформизм и групповое давление?

11 .Чем внешний конформизмотличается от внутреннего?

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Почему люди объединяются в малые группы?

2. Определите, к какому типу относится группа людей из 15 человек, если
известно, что:

- они почти не знают друг друга;

- их всех знает человек, который не входит в эту группу;

- члены группы никогда не собираются вместе.

3. Приведите примеры феноменов группового давления и конформизма.

4. Какие факторы влияют на эффективность работы группы?

5. Какой стиль лидерства наиболее эффективен?

6. Психолог А.В. Петровский утверждает, что «социально-психологический
облик группы первичен, черты ее лидера вторичны». Можно ли
безоговорочно согласиться с данным утверждением?

7. Конформизм - это плохо или хорошо?

8. Как меньшинство может влиять на большинство?

9. Как вы справляетесь с нежелательным для вас групповым давлением?
Всегда ли вы в состоянии ему противостоять?

Наши рекомендации