Теоретические основы изучения лидерских способностей в юношеском возрасте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультетпедагогический__________________________________________

Кафедрапсихологии_______________________________________________

Дата регистрации работы в деканате _________

Дата регистрации работы на кафедре _________

Отметка о допуске к защите _________

Оценка за защиту _________

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)

по дисциплинепсихология развития__________________________________

Тема: «Гендерные особенности лидерских способностей в юношеском возрасте»

Исполнитель:

студентка педогогическог факультета

3 курса, группы ПТ - 31

Студент (факультет, курс, группа)

Сальманович Анна Викторовна_______

Фамилия, имя, отчество

Руководитель:

преподаватель кафедры психология_____

Ученое звание, ученая степень, должность,

Бабылева Ольга Николаевна___________

Фамилия, имя, отчество

Барановичи 2012 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………….6

1.1. Понятие о способностях и их природе………………………6

1.2. Лидерские способности и их основные характеристики…12

1.3. Развитие способностей в юношеском возрасте…………....15

1.4. Гендерный аспект в межличностных отношениях…..……19

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………………….25

2.1. Организация и методы исследования……………………...25

2.2. Анализ и интерпретация результатов……………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………37

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….40

РЕФЕРАТ

Курсовая работа 39с., 2 рис., 2 табл., 34 источника, 4 прил.

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ, ЛИДЕРСТВО, СПОСОБНОСТИ, ГЕНДЕР, ОБЩЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Объектом исследования являются способности юношей, предметом – гендерные особенности лидерских способностей в юношеском возрасте.

Цель работы: выявить особенности лидерских способностей у девушек и юношей.

При выполнении работы использованы методы анализа научной литературы; тестирования и метод качественного и количественного анализа результатов исследования.

При выполнении работы использованы следующие исследования и разработки:

1. Анализ проблемы способностей в психолого-педагогической литературе.

2. Эмпирическое исследование лидерских (в том числе организаторских) способностей у юношей и девушек.

3. Анализ гендерных различий и особенностей изучаемых способностей.

Технико-экономическая и социальная значимость: различия в проявлениях лидерских качеств юношей и девушек, безусловно, существуют. Но эти различия никоим образом не могут препятствовать исполнению девушкой лидерской роли.

Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

(подпись студента)

ВВЕДЕНИЕ

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки.

Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству (хорошее цветоразличие, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез человеческой личности.

Наиболее значительным направлением изучения гендерных особенностей лидерских способностей представляется исследование современного поколения студенческой молодежи в связи с проблемой воспитание лидеров: сегодняшние лидеры среди социально активных студентов в будущем могут проявить себя в качестве руководителей, общественных и политических лидеров, сферой деятельности которых является общество и его социальные институты.

Исследование гендерных аспектов лидерства в студенческой группе представляет особый интерес в связи с двойственностью ее происхождения. С одной стороны, она является результатом прямых и косвенных педагогических, административных воздействий. С другой стороны, это саморазвивающийся организм, действующий по собственно выработанным правилам, не зависящим от мнения взрослых. Эта симбиотичность находит свое выражение в структуре студенческой группы, состоящей из систем формальных и неформальных отношений

Трезво оценивая свои лидерские способности, можно планировать свою будущую деятельность, и свое положение в обществе.

Тема способностей актуальна в наши дни. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной.

Объект исследования – способности юношей.

Предмет исследования: гендерные особенности лидерских способностей в юношеском возрасте.

Гипотеза: существуют различия в уровне развития лидерских способностей у юношей и девушек.

Цель исследования: выявить особенности лидерских способностей у девушек и юношей.

Данная цель реализуется при помощи следующих задач:

1. Проанализировать проблему лидерских способностей в психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать особенности развития способностей в юношеском возрасте.

3. Изучить лидерские (в том числе организаторские) способности у юношей и девушек.

4. Произвести анализ гендерных различий и особенностей изучаемых способностей.

Методы исследования:

1. Метод анализа научной литературы;

2. Психодиагностический метод (тестирование);

3. Метод качественного и количественного анализа результатов исследования.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Наши рекомендации