Теоретические основы изучения лидерских способностей в юношеском возрасте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультетпедагогический__________________________________________
Кафедрапсихологии_______________________________________________
Дата регистрации работы в деканате _________
Дата регистрации работы на кафедре _________
Отметка о допуске к защите _________
Оценка за защиту _________
КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по дисциплинепсихология развития__________________________________
Тема: «Гендерные особенности лидерских способностей в юношеском возрасте»
Исполнитель:
студентка педогогическог факультета
3 курса, группы ПТ - 31
Студент (факультет, курс, группа)
Сальманович Анна Викторовна_______
Фамилия, имя, отчество
Руководитель:
преподаватель кафедры психология_____
Ученое звание, ученая степень, должность,
Бабылева Ольга Николаевна___________
Фамилия, имя, отчество
Барановичи 2012 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………….6
1.1. Понятие о способностях и их природе………………………6
1.2. Лидерские способности и их основные характеристики…12
1.3. Развитие способностей в юношеском возрасте…………....15
1.4. Гендерный аспект в межличностных отношениях…..……19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………………….25
2.1. Организация и методы исследования……………………...25
2.2. Анализ и интерпретация результатов……………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….40
РЕФЕРАТ
Курсовая работа 39с., 2 рис., 2 табл., 34 источника, 4 прил.
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ, ЛИДЕРСТВО, СПОСОБНОСТИ, ГЕНДЕР, ОБЩЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
Объектом исследования являются способности юношей, предметом – гендерные особенности лидерских способностей в юношеском возрасте.
Цель работы: выявить особенности лидерских способностей у девушек и юношей.
При выполнении работы использованы методы анализа научной литературы; тестирования и метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
При выполнении работы использованы следующие исследования и разработки:
1. Анализ проблемы способностей в психолого-педагогической литературе.
2. Эмпирическое исследование лидерских (в том числе организаторских) способностей у юношей и девушек.
3. Анализ гендерных различий и особенностей изучаемых способностей.
Технико-экономическая и социальная значимость: различия в проявлениях лидерских качеств юношей и девушек, безусловно, существуют. Но эти различия никоим образом не могут препятствовать исполнению девушкой лидерской роли.
Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
(подпись студента)
ВВЕДЕНИЕ
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки.
Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству (хорошее цветоразличие, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез человеческой личности.
Наиболее значительным направлением изучения гендерных особенностей лидерских способностей представляется исследование современного поколения студенческой молодежи в связи с проблемой воспитание лидеров: сегодняшние лидеры среди социально активных студентов в будущем могут проявить себя в качестве руководителей, общественных и политических лидеров, сферой деятельности которых является общество и его социальные институты.
Исследование гендерных аспектов лидерства в студенческой группе представляет особый интерес в связи с двойственностью ее происхождения. С одной стороны, она является результатом прямых и косвенных педагогических, административных воздействий. С другой стороны, это саморазвивающийся организм, действующий по собственно выработанным правилам, не зависящим от мнения взрослых. Эта симбиотичность находит свое выражение в структуре студенческой группы, состоящей из систем формальных и неформальных отношений
Трезво оценивая свои лидерские способности, можно планировать свою будущую деятельность, и свое положение в обществе.
Тема способностей актуальна в наши дни. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной.
Объект исследования – способности юношей.
Предмет исследования: гендерные особенности лидерских способностей в юношеском возрасте.
Гипотеза: существуют различия в уровне развития лидерских способностей у юношей и девушек.
Цель исследования: выявить особенности лидерских способностей у девушек и юношей.
Данная цель реализуется при помощи следующих задач:
1. Проанализировать проблему лидерских способностей в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать особенности развития способностей в юношеском возрасте.
3. Изучить лидерские (в том числе организаторские) способности у юношей и девушек.
4. Произвести анализ гендерных различий и особенностей изучаемых способностей.
Методы исследования:
1. Метод анализа научной литературы;
2. Психодиагностический метод (тестирование);
3. Метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ