Камерон К. и Куш Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001.


но желание участников восполнить такое впечатление искусственным удли­нением вектора в правом нижнем квадранте - как защитная реакция, как са­мооправдание. И если они выполняют работу с "Крестовиной" до обсуждения рисунков, тогда ее результат оказывается свободным от влияния обсуждения рисунков.

Так что, когда мы переходим к работе с "Крестовиной", мы просто обра­щаемся к стопке такого же количества листков с обозначенными векторами в 4 квадрантах. Обычно я прошу кого-нибудь двоих из участников этой рабо­ты быстро кусочками скотча прикрепить эти листки в 2-3 ряда один рядом с другим. А сам красным маркером соединяю концы векторов на каждом ри­сунке - получаются ряды трапеций. И мой первый вопрос участникам: "Ка­кие ориентации преобладают?"Прошу кого-нибудь желающих распреде­лить эти листки в группы по какому-то основанию. Чаще всего начинается поиск листков, где представлена клиентная ориентация. Но таких может быть совсем мало, и тогда кто-то сокрушается: "Да, и здесь у нас клиентная ориен­тация не видна..." Одной-двух группировок на стене достаточно. Обычно я завершаю их таким акцентом: правосторонние и левосторонние трапеции

Камерон К. и Куш Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001. - student2.ru

Удлините или укоротите стрелки в каждом квадранте в соответствии со сравнитель­ной силой названных там признаков применительно к вашей организации (пользуйтесь любым ярким фломастером, кроме красного)

Рис. 13. Что преобладает в вашей организации?

разношу на большое расстояние друг от друга. Самое время сравнить с "Ме­тафорой": "Если здесь сильно развита сосредоточенность на внутренних проблемах, то как с этим обстояло на рисунках? Давайте посмотрим"

(листки с рисунками намеренно оставлены рядом на стене). Где-то мы видим совпадение акцентов на рисунках и на схемах, где-то - нет или неявно, хотя обычно совпадение довольно выразительное. Надо обратить внимание груп­пы, что есть некоторая несовместимость между очень вытянутым правым нижним углом трапеции и прямым или тупым правым верхним углом ее -ведь сильная клиентная ориентация не может быть эффективной без ини­циативности, инновационности сотрудников. Сосредоточенность на внутрен­них проблемах либо означает конфликтность и неорганизованность, либо свидетельствует о том, что на фирме проходит реорганизация. И если второе -нормально, то первое - нет.

Еще один вопрос к участникам: "А трапецию какой формы вы считае­те наилучшей для организации?"Я рисую на листе большую крестовину и предлагаю нанести на нее лучший вариант трапеции. Поначалу кто-то под­ходит и изображает на ней квадрат, прошу другие версии - обязательно кто-то догадывается нарисовать трапецию с удлиненными правыми верхним и нижним углами. И большинство восклицает: "Это идеал!" А я заключаю: "Те­перь мы знаем, к чему надо стремиться, и понимаем, что один правый угол связан с другим".

"Теперь, - говорю я, - зайдем на нашу диагностику совсем с другой стороны".

3. РАБОТА СО СХЕМОЙ "ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА"

В начале книги, где речь шла о теории организации, мы с Вами уже обсуж­дали некоторые общие закономерности развития организаций, в частности ста-дирование жизненного цикла. В организационной самодиагностике часто бы­вает интересно и полезно предложить участникам вопрос: на какой стадии этого жизненного цикла находится ваша организация сейчас?

Как это делается процедурно? Где-нибудь после "Крестовины" я обра­щаюсь к участникам с рассказом о том, что организации чем-то напоминают живой организм, и в этом смысле они, как и мы, проходят разные этапы: рост, зрелость и старение. Но в отличие от нас им стариться и дряхлеть совсем необязательно, они могут жить намного дольше людей - веками. Был у меня клиент - одно предприятие, которому в момент моего появления там испол­нилось 170 лет.

Я кратко пересказываю то, что написано в разделе о жизненном цикле, и раздаю листки с его изображением, где отмечены как фазы, так и стадии (в каждой фазе несколько стадий). Снова прошу кого-то зачитывать названия каждой фазы и стадии поочередно и обсуждаем признаки, характерные для них. А потом предлагаю каждому поставить на своем листке отметину: какие перечисленные признаки проявляются в нынешнем состоянии их организа­ции в наибольшей степени. Акцентирую вот это "в наибольшей". Без такого акцента участники начинают ставить довольно много отметок на разных участ­ках параболы, и интегральная картина смазывается, теряет выразительность. *1отом я собираю эти листки, на большом листе флип-чарта или на стене вое-

произвожу параболу и переношу на нее все отметины. Как правило, получают­ся кластеры, группирующиеся плотно на некоторых стадиях.

Если же атмосфера не напряженная, отношения открытые — я прошу каж­дого выйти к этой параболе и самим нанести на нее соответствующее обозна­чение.

А после этого обращаю внимание всех, что так или иначе в любой органи­зации появляются признаки одряхления, и если пока на параболе их не оказа­лось или оказалось мало, то как же нам упредить их нарастание, т. е. каким образом заняться обновлением, оздоровлением общефирменного организма. А отсюда уже удобно и логично перейти к управленческим ошибкам и оргпа-тологиям. Полчаса на эту процедуру достаточно.

Наши рекомендации