Диагностика семейной системы
Тест «Рисунок семьи»
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А. И. Захарова, Н. Кармана и др.
Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Инструкция. Нарисуйте свою семью. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут.
При индивидуальном тестировании следует отметить в протоколе:
1)последовательность рисования деталей;
2)паузы более 15 секунд;
3)стирание деталей;
4)спонтанные комментарии ребенка;
5)эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).
Анализ и интерпретация результатов по тесту «Рисунок семьи»
Обработка теста «Рисунок семьи» проводился по следующей схеме:
№, п/п | Выделяемые признаки | Отметки о наличии признаков |
Общий размер рисунка | Средний размер, задействован практически весь лист | |
Количество членов семьи | два | |
Соответствующие размеры членов семьи: муж жена | Соответствие размеров Легкая гипертрофированность | |
Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними | Расстояние в виде круглого стола, взаимное расположение супругов | |
Наличие животных | нет | |
Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т. д. метафорическое изображение в движении, действии Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3...) (от1 до10) | Семья изображена на кухне за ужином и приятной беседой с чашкой чая. Супруги утверждают, что это их привычное занятие вечером. Эмоции проявлены в 8 баллов | |
Степень аккуратности исполнения | Довольно аккуратно и эстетично |
Интерпретация теста «Рисунок семьи»
На основании особенностей изображения можно определить:
1)степень развития изобразительной культуры
Семья отличается четкостью и выразительностью образов, изяществом линий, эмоциональной выразительностью.
2)особенности состояния во время рисования
Наличие сильной штриховки, маленькие размеры свидетельствуют о степени напряженности, скованности. Применение ярких цветовых оттенков говорит о хорошем расположении духа, отсутствии утомления;
3)особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие
Степень выраженности положительных эмоций у членов семьи, степень их близости – неоднозначна (сидят за столом вместе / находятся далеко друг от друга, сильно выражены эмоции).
Анализ рисунка (по Л. Карману):
1)графическое качество
характер линий – преобладают ровные линии, чрезмерная штриховка.
пропорции фигур – соответствуют норме, наблюдается легкое уменьшение размеров.
использование пространства – практически не используется верхняя часть рисунка.
аккуратность – довольно аккуратно, с акцентами на деталях.
2)формальная структура
динамичность рисунка – изображено реалистическое действие на фоне интерьера.
расположение членов семьи – расположены за столом, но далеко друг от друга, при этом беседуют.
содержание (анализ смысла рисунка) – семья изображена в привычном для них моменте жизни, супруги сидят напротив друг друга и разговаривают, заняты различными процессами (муж – собирается пить чай, а жена – есть, а затем пить чай).
Заключение
Интегративный подход
Данный подход объединяет различные диагностические техники в общую схему. Наиболее известной является «модель Мак-Мастерса», разработанная Эпштейном, Бишопом и Левиным и включающая шесть аспектов.
A. Способность семьи к осознанию и решению проблем. Оценивается способность семьи осознать проблему, оценить ее последствия, принять общее согласованное решение.
Б. Коммуникация в семье. Оцениваются открытость, понятность и другие характеристики передачи и восприятия информации в семье.
B. Ролевая структура. Оценивается принятие или отвержение каждым членом семьи ролевой структуры семьи.
Г. Аффективная отзывчивость. Определяется специфика эмоциональных контактов в семье.
Д. Мотивационные характеристики. Исследуется уровень эмоциональной вовлеченности в жизнь семьи: достаточность, эмпатичность, автономность.
Е. Контроль поведения. Учитываются способы воздействия семьи на поведение своих членов и способы воздействия членов семьи друг на друга: систематичность, гибкость и т. д.
А. Члены семьи, способной к осознанию к решению проблем:
1. понимают, что они не удовлетворены жизнью из-за наличия определенной проблемы, требующей для своего разрешения определенных интеллектуальных и волевых усилий;
2. рассчитывают на получение всей информации от того члена семьи, кто первый ее обнаружил;
3. рассматривают различные альтернативы для решения проблемы;
4. достаточно оперативно принимают определенное решение;
5. осуществляют это решение;
6. убеждаются в успешности своих действий и оценивают их результаты.
Б. Успешность коммуникации в семье определяется двумя характеристиками:
1. открытость или, напротив, замаскированность (неясность, двусмысленность) информации, которой обмениваются между собой члены семьи;
2. непосредственность передачи послания адресату (вместо передачи через посредника).
В. Ролевая структура включает:
1. функции, выполняемые данной семьей;
2. привычные образцы поведения;
3. навыки и умения, используемые при выполнении ролей;
4. правила «приписывания» ролей членам семьи;
5. установление ответственности за различные внутрисемейные события.
Г. Аффективная отзывчивость проявляется в том, что человек:
1. уверенно описывает ситуацию;
2. проясняет и конкретизирует то, что имел в виду;
3. просит об обратной связи;
4. получает обратную связь и принимает услышанное во внимание.
Д. Выделяют следующие типы нарушений мотивации:
1. недостаточная эмоциональная вовлеченность в семью;
2. «нарциссическая» вовлеченность – семью используют для удовлетворения чувства тщеславия и самоутверждения;
3. сверхвовлеченность – индивид растворен в семье и буквально не может жить без нее;
4. симбиотическая связь – полная зависимость от другого члена семьи, подчинение своей жизни его интересам.
Е. Контроль над поведением может быть ригидным или гибким, хаотичным или последовательным и т. д.
Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (1999) разработали поэтапную методику изучения семьи.
На 1-м этапе (предварительного знакомства) отмечаются нарушения жизнедеятельности семьи в целом и семейных взаимоотношений, выясняются уровни конфликтности, напряженности, тревожности, степень взаимопонимания и удовлетворенности семейной жизнью. Этот этап занимает первые 10-15 минут беседы.
На 2-м этапе выясняют обстоятельства, которые могли сыграть травмирующую роль в жизни семьи, учитывают различия в представлениях членов семьи о том, что происходит в семье и что должно быть в идеале, уточняют причины искажений в восприятии ситуации и/или ее описании.
3-й этап (выявление психотравмирующей ситуации) посвящен перебору диагностических гипотез для локализации проблемы, которая действительно является патогенной.
На 4-м этапе устанавливается коррекционный семейный диагноз, отвечающий на вопрос, какие изменения в жизни семьи могут привести к изменению психотравмирующей ситуации, снятии ее травматичности.
Литература
1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии – СПб Питер, 2001 –352 с ил – (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
3. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 260 с.
4. Старшенбаум Г. В.Сексуальная и семейная психотерапия. – М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. – 300 с.
5. Черников А.В. Генограмма и категории анализа семейной истории // Психологическая консультация. Научно-популярный журнал. Вып.1. – М., 1998. – С. 109–125.
6. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. – Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 208 с. – (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 97).
7. Шерман Роберт, Фредман Норманн Структурированные техники семейной терапии. Руководство. Авторизированный перевод с английского кандидата психологических наук А.З.Шапиро – 270 с.
8. Эйдемиллер Э.Г. , Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.