Основополагающими принципами психологии являются

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»

Н.Г.Новак, А.А.Кардаш

ПСИХОЛОГИЯ

Тексты лекций

Гомель 2004

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88 Я 73

Н 723

Рецензенты:

кафедра социальной и педагогической психологии

УО «Гомельский государственный

университет им. Ф.Скорины»

И.В. Сильченко, кандидат психологических наук, доцент

Рекомендованы к изданию научно-методическим советом

учреждения образования «Гомельский государственный

университет имени Франциска Скорины»

22 декабря 2004 года, протокол № 4

Новак Н.Г., Кардаш А.А.

Н 723Психология. - Министерство образования Республики

Беларусь: УО «Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины»; авт.-сост.: Новак Н.Г., Кардаш А.А. - Гомель, 2004. - 200 с.

В текстах лекций представлены основные понятия и положения по курсу «Психология».

Адресованы студентам специальности «География», «Геоэкология»

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88 Я 73

© Н.Г.Новак, А.А.Кардаш, 2004

© Учреждение образования «Гомельский государственный

университет имени Франциска

Скорины», 2004

ВВЕДЕНИЕ

Знание сущности, принципов и методов психологии, а также психологических механизмов межличностного общения, особенностей создания продуктивной развивающей среды и умение использовать эти знания на практике выступают существенным фактором, определяющим эффективность деятельности будущих преподавателей.

В настоящее время возрастает необходимость рационального компетентного использования человеческого потенциала в педагогической деятельности, а также общественная и педагогическая значимость проблемы формирования и развития личности. Поэтому для будущих специалистов в сфере образования овладение психологическими знаниями является необходимым условием профессионального становления.

В рамках отведенного учебным планом количества лекционных часов по курсу студенты знакомятся с основными вопросами общей, социальной и возрастной психологий. Эти знания помогут студентам структурировать материал, получаемый при изучении других дисциплин, с точки зрения развития, изменения, качественного преобразования и применения в практической деятельности.

Тексты лекций завершаются списком литературы, рекомендуемой студентам для самостоятельного изучения и подготовки рефератов, а также приложениями.

Тема 1. Общее представление о психологии как науке

1. История развития представлений о психологии.

2. Основные подходы при изучении психики.

3. Житейская и научная психология.

4. Задачи и отрасли современной психологии.

1. История развития представлений о психологии.На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых и интерес к человеческой природе, особенностям взаимодействия человека с другими людьми, условиям развития и формирования личности в человеческом обществе постоянно усиливается. Еще в первобытном обществе человека волнует множество вопросов о том мире, в котором он живет, кроме того, его интересовало, что же происходит с ним: переживания, которые он испытывал, различные идеи, мысли в голове, видения во время сна… Поиск ответов на эти и другие вопросы дал начало многим обрядам, преданиям, религиям и философии – матери всех наук. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, образовании, в игре и спорте без знания и понимания психологических особенностей человека. Человек является объектом исследования различных наук, при этом каждая из которых рассматривает свой круг проблем.

Психология с одной стороны очень старая, но в то же время - совсем молодая наука. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но основные проблемы, которые сейчас рассматривает психология, долгое время рассматривались в рамках философии. Известный психолог конца ХIХ - начала ХХ вв. Г.Эббингауз подчеркнул очень точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история.

Психология в переводе с древнегреческого («phyche» - душа, «logos» - наука) означает - наука о душе, о том, что в ней происходит. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические филосо­фы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образо­вание, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, сущес­твует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа на­чинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистичес­кая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика, проявляется в различных способнос­тях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность челове­ка — ощущение, оно принимает формы чувственно вос­принимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — обра­зов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и кон­трасту, тем самым указав основные виды связей — ассо­циаций психических явлений.

Итак, впервые психология определялась как наука о душе и была одним из разделов философии. На протяжении веков идеалистические и материалистические взгляды претерпевали некоторые изменения. Эти изменения и дополнения строились на основании важных открытий, сделанных учеными (Герофил, Эразистрат, Декарт, Лейбниц и др.). Родоначальником эмпирической (опытной) психологии стал в 18в. английский философ и педагог Джон Локк. Кроме этого, ему принадлежит ряд психологических теорий и одна из них о том, что человек рождается на свет не имея никаких идей. Его душа - «чистая доска» (табула раса), на которой опыт выводит свои письмена.

В 19в. психология отделяется от философии и становится самостоятельной наукой.

Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознание. На смену психологии души пришла психология сознания. Но сознание еще долго принималось как явление особого рода, которое познается только в самонаблюдении и недоступно ни для какого анализа.

В 1879г. Вундтом в Лейпциге была организована первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Вскоре, в 1885 году, Бехтерев В. М. организовал подобную лабо­раторию в России. С этого времени в психологии основным методом исследования становится эксперимент ( исследователь создает определенные условия с целью изучения необходимых фактов, процессов и явлений), т.е. чаще всего исследуется то, что можно наблюдать - поведение. В начале 20в. благодаря, с одной стороны, достижениям в области науки (в частности, в ходе исследований в рамках невропатологии и психиатрии было доказано, что человеческой психике помимо сознательных свойственны также и неосознаваемые проявления), и социально-экономическим требованиям - с другой (постановка новых практических задач, связанных с развитием капиталистического производства, требовавшего разработки средств, позволяющих все-таки контролировать поведение другого человека), назрел кризис психологии сознания и поведения. Начинают формироваться и развиваться различные психологические теории и направления, предметом изучения которых является психика. На современном этапе развития для психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, учитывающей интересы практики.

Таким образом, можно выделить следующие этапы развития психологии, ее становления как самостоятельной науки.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух ты­сяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой (интроспекция) и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возни­кает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции чело­века (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). Происходит накопление фактов.

IVэтап — психология как наука, изучающая объек­тивные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология (от греч.psyche - душа и logos – учение, наука) – наука о механизмах, закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

2. Основные подходы при изучении психики.Различные исследования предметной области психологии нашли отражение в достижениях традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций. Важнейшие из них следующие.

Бихевиоризм или теория поведения (от англ. behaviour - «поведение») – одно из веду­щих направлений психологии, получившее широкое распростра­нение в различных странах и в первую очередь в США. Родона­чальники бихевиоризма — Э. Торндайк, Дж. Уотсон.

В 1913г. американский психолог Джон Уотсон (1873-1958) предлагает в качестве объекта изучения - поведение. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые в принципе не на­блюдаемы непосредственно. Поведение же понимается ортодок­сальными бихевиористами как совокупность отношений «сти­мул — реакция» (S – R). По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт челове­ка, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

Следовательно, поведением человека можно управлять, предсказывать его, что у человека можно сформировать любые качества, т.е. «изготовить» универсального человека с помощью системы стимулов и наказаний (причем, отрицалось значение и врожденных задатков, и собственных убеждений человека). Осознание человеком внутренних условий тех или иных действий в научном плане для бихевиористов не имело значения, их не интересовало, что находится между стимулом и наблюдаемой реакцией.

Уотсон провозглашал: «Дайте мне дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа - доктора, юриста, артиста, купца или же нищего или вора безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предшественников».

Такая программа являлась антигуманной, психологическая наука превратилась в «психологию без психики». Но уже в 30-е годы идеи бихевиоризма пошатнулись. В Америке начался очередной экономический кризис, который сопровождался массовой безработицей, разорением и обнищанием. Стало очевидно, что все-таки необходимо принимать во внимание настроения, реакции человека и социальную среду, в которой он находится. Так на смену бихевиоризму приходит необихевиоризм. Его представители (Р.Вудворте, Э.Толмен, К.Халл). Необихевиористы в той или иной степени отказались от класси­ческой формулы бихевиоризма, и пытается учесть и про­явление сознания как реальной детерминанты поведения челове­ка. При этом становится очевидным, что в промежутке между дей­ствием стимула и поведенческими реакциями происходит пере­работка поступающей информации как активный процесс, без учета которого не удается объяснить реакцию человека на налич­ные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием «привходящих, или промежуточных переменных».

Мно­гие выводы, достижения бихевиоризма плодотворны с научной точки зрения и исключительно практичны.

Психоанализ— учение, разработанное австрийским невропатологом, психиатром и психологом 3. Фрейдом; предстает как общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психоло­гического учения 3. Фрейда, которое выступает в качестве клю­чевого звена единой психотерапевтической концепции. Многочисленные наблюдения психиатров и невропатологов показывали, что человек часто не осознает мотивы и побуждения своих поступков. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извеч­ном конфликте между сознательным и бессознательным в психи­ке человека.

В структуре психики выделяется три компонента: сознание - это то, что человек осознает, понимает, о чем думает; предсознание - это система моральных норм, запретов и ценностей, которые человек усвоил в детстве; бессознательное - это инстинкты, которые человек не осознает и которыми не может управлять, но которые полностью руководят поведением и действиями человека. Последнему придавалось наибольшее значение, в частности, человекам управляют два основных инстинкта: инстинкт жизни, продления рода (либидо – сексуальная энергия) и инстинкт смерти, саморазрушения (агрессивная энергия).

Сознание, опираясь на предсознание (на систему запретов, нашу внутреннюю цензуру), постоянно стремится удержать в узде бессознательное. Бессознательное же ищет различные обходные пути и все-таки проявляется в виде сновидений, ошибочных действий (описок, очиток, оговорок) и невротических симптомов.

По мнению 3. Фрейда, действия человека управляются глубин­ными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследо­вать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциа­ций, сновидений, описок и оговорок и т.д. Корни поведения че­ловека — в его детстве. Основополагающая роль в процессе фор­мирования, развития человека отводится сексуальным инстинк­там и влечениям.

В рамках психоаналитического направления имеют место и дру­гие точки зрения. Так, ученик Фрейда А. Адлер полагал, что в ос­нове поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детст­ве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения. К. Г. Юнг считал, что личность формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также обра­зы предков, пришедшие из глубин веков. Поэтому необходимо при исследовании человека и работе с ним учитывать также понятия «коллективного бессознательного». В неоф­рейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внут­ренне присущим каждому человеку «основным беспокойством» (или «базальной тревогой»), лежащим в основе внутриличностных конфликтов.

Гештальтпсихология (от нем. geastalt - образ, целостная форма, структура) — одно из крупнейших направлений в зарубежной пси­хологии, возникшее в Германии первой половины XX века и вы­двинувшее в качестве центрального тезис о необходимости цело­стного подхода к анализу сложных психических явлений. Представители этого направления — немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келлер, К. Коффка, Ф. Перлс (1893-1970). Согласно данному подходу, человек воспринимает мир не в виде отдельных частей, а в виде целостных образов, при этом объединение частей в систему, некий образ дает нечто общее, чем простая их сумма (системный подход).

Замет­ное место в рамках гештальтпсихологии занимает изучение механизма ассоциаций, по которым происходит объединение отдельных элементов в целостные образы.

Основное внимание Гештальтпсихология уделила исследова­нию высших психических функций человека (восприятия, мыш­ления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам.

В процессе жизни человек постоянно находится в «контакте» с природой, другими людьми, окружающей действительностью, собой. Гештальтисты отмечают, что каждый психически здоровый человек умеет устанавливать контакты с окружающей средой и, когда необходимо, уходить от них (завершать их). За невротиком же травмирующие ситуации тянутся очень долго и он не может их завершить.

Важным моментом теории является понятие «фигуры и фона»: в каждый определенный момент что-то воспринимается и осознается как «фигура» (то, что доминирует, соответствует потребностям в данный момент), при этом остальные образы и явления уходят на второй план, становятся «фоном»; затем данная фигура теряет свою значимость и на ее место из фона выдвигается, новая более актуальная фигура, а первая становится фоном.

Гуманистическая психология — направление в зарубежной пси­хологии, в последнее время бурно развивающееся и у нас в стра­не, признающее своим главным предметом личность как уникаль­ную целостную систему, которая представляет собой не нечто за­ранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

У каждого человека есть врожденная потребность в самоактуализации, развитии и самосовершенствовании. В процессе жизни на формирующуюся личность воздействуют через воспитание и обучение, прививают социальные нормы, тем самым приглушают и вытесняют собственные стремления и потребности ребенка. И если условия жизни мешают реализации способностей, то возникает внутриличностный конфликт, что приводит к аномальному развитию. Гуманисты считают, что человек рождается с потребностью в добре, нравственности, доброжелательности и главная задача взрослых – не мешать самореализации. Ими также была предложена «формула успеха»:

УСПЕХ= уровень достижений
уровень притязаний

Для достижения успеха необходимо либо увеличить уровень достижений, либо снизить уровень притязаний.

В рамках гуманистической психоло­гии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Фундаментальными по­требностями человека, согласно данной теории, являются: физио­логические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлеж­ности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потреб­ность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации.

Генетическая психология— учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изу­чающая происхождение и развитие интеллекта человека, особен­но в детском возрасте.

Парапсихология(от греч. раrа — возле, около) — область гипо­тез, представлений, фиксирующих и пытающихся объяснить: 1) формы чувствительности, обеспечивающие прием информации способами, не объяснимыми активностью, деятельностью извест­ных органов чувств; 2) формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие без посредства мышечных усилий. Нередко в рамках данного направления исследуются гипноз, предчувствия, ясновидение, спиритизм, телекинез, телепатия, психокинез и дру­гие, как реальные, так и мнимые, явления.

Индивидуальная психология— одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концеп­ции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремле­ния к его преодолению как главного источника мотивации пове­дения личности. Наибольшее распространение, особенно в облас­ти педагогики и психотерапии, индивидуальная психология по­лучила в 20-е годы нашего века.

Концепция трансактного анализа— совокупность научных взгля­дов американского психолога Э. Берна и его последователей о том, что судьба человека предопределена в существенной степени осо­бенностями его бессознательного, которое как бы влечет его к оп­ределенным событиям — успеху, неуспеху, трагедиям и т.д. По взглядам Э. Берна, в бессознательном человека как бы сидит не­кий маленький человек и дергает за веревочки, управляя жизнью большого человека по сценарию, зафиксированному в бессозна­тельном с помощью жизненных ситуаций, имевших место при активном формировании бессознательного (детские, юношеские годы).

Отечественная психологическая наука 20в.

Выдающуюся роль в становлении отечественной психологической науки сыграли Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, К.Н.Корнилов, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов, Б.М.Теплов, Д.Н.Узнадзе и др.

Основополагающими принципами психологии являются

1) принцип детерминизма,

2) принцип единства сознания и деятельности,

3) принцип развития.

Принцип детерминизма, предполагающий закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов; психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Человек не рождается с готовым набором качеств, а развивается в результате усвоения им продуктов человеческой культуры и в ходе его общения с другими людьми (Л.С.Выготский). Кроме этого, усвоение культуры осуществляется человеком не пассивно, а в процессе его активного взаимодействия с внешним миром, в процессе его деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Принцип единства сознания и деятельности, предусматривающий формирование, развитие и проявление сущности личности в про­цессе практической деятельности; не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Причем, сознание в деятельности не только проявляется, но и формируется.

Принцип развития: психическое возникает, существует и меняется в процессе реального развития. Развитие - основной способ существования личности на всем протяжении ее индивидуального пути.

А также принципы активности, взаимодействия внешних воздействий и внутренних ус­ловий, психической целостности, интегративности и др.

3. Житейская и научная психология.Основой возникновения психоло­гии как науки явился житейский практический опыт людей. Психологи­ческие знания помогли людям лучше познать друг друга, повлиять на отдель­ные действия и поступки, предупре­дить нежелательные, учесть индиви­дуальные особенности.

Эти знания накапливались, пере­давались из поколения к поколению, закреплялись в пословицах и поговор­ках, в произведениях искусств. Одна­ко в целом эти знания были лишены систематичности, глубины доказатель­ности и поэтому не могли быть твер­дой основой для работы с людьми.

Житейские психологические зна­ния существенно отличаются от на­учных прежде всего тем, что они бы­ли основаны на интуиции и носили конкретный ситуативный характер. Знания, которыми располагает житей­ская психология, базировались в ос­новном на наблюдениях и предполо­жениях.

Научная психология в противовес житейской строится на обобщениях, знания осознаны и в их приобрете­нии существенную роль играет экс­перимент.

Отличия житейской и научной психологии:

1)Житейские знания используются в конкретных ситуациях по отношению к конкретным людям. Научные знания более универсальны, применимы к целому ряду ситуаций.

2)Житейские знания добываются интуитивно, при общении с другими людьми. Научные знания исходят из научных законов.

3)Житейские знания передаются от поколения к поколению. Научные знания - через систему образования.

4)Житейские знания мы приобретаем только наблюдением, научные знания добываем и с помощью эксперимента.

5)Житейская психология существует на уровне житейского сознания и базируется в рамках определенной социальной группы. Научная психология накапливает свой материал в книгах.

4. Задачи и отрасли современной психологии.Основными задачами современной научной психологии являются:

1)Изучить общие закономерности развития психики в онтогенезе.

2)Дать общую характеристику деятельности и личности на каждом возрастном этапе.

3)Выявить психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания.

4)Установить психологические причины отклонений в психическом развитии отдельных людей и разработать методы диагностики и коррекции.

Наши рекомендации