Деловая этика в системе гуманитарного знания

Уфимский филиал

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОРПОРАТИВНАЯ И ДЕЛОВАЯ ЭТИКА»

для студентов первого курса заочного отделения

Уфа 2011

Печатается по решению кафедры иностранных языков и гуманитарных дисциплин.

Составитель: Голованова Е.Ю., к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков и гуманитарных дисциплин.

Методические указания содержат рекомендации для студентов заочного отделения по изучению основных вопросов дисциплины «Корпоративная и деловая этика», по написанию и защите реферата и предназначены для самостоятельной работы студентов.

© НОЧУ ВПО Московский институт экономических преобразований (Уфимский филиал)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КОРПОРАТИВНАЯ И ДЕЛОВАЯ ЭТИКА» 5

1.1 Этика как наука 5

1.2 Деловая этика в системе гуманитарного знания 7

2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ РЕФЕРАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРПОРАТИВНАЯ И ДЕЛОВАЯ ЭТИКА» 10

2.1 Выбор темы реферата 10

2.2 Требования к содержанию реферата 14

2.3 Требования к оформлению реферата 16

3 ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 17

ПРИЛОЖЕНИЯ 19

ВВЕДЕНИЕ

Курс "Корпоративная и деловая этика" является прикладной учебной дисциплиной, призванной познакомить студентов с основами эффективного делового взаимодействия, этическими принципами поведения в бизнесе, деловым этикетом.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

· требования, предъявляемые к внешности и одежде делового человека;

· правила знакомства и приветствия;

· особенности взаимоотношений на работе;

· служебный речевой этикет;

· этикет деловой переписки;

· этикет телефонного разговора;

· этикет организации официальных встреч;

· этикет организации встреч, приемов, презентаций;

· требования, предъявляемые к умению слушать;

· особенности коммуникативных барьеров.

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КОРПОРАТИВНАЯ И ДЕЛОВАЯ ЭТИКА»

Этика как наука

Этика от (др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») – это наука о морали и нравственности. Она изучает нравственные процессы, жизнь человека и общества: ведущие мотивы общественного поведения, нравственное бытие человека. Она возникла более двух с половиной тысяч лет назад как раздел философии, изучающий феномен морали. Термин впервые был употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, так как она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать?

Этика является важным элементом человеческой культуры. Она принизывает собой все многообразие общественной жизни, и к ней причастны все люди. Этика изучает нравственную жизнь человека и общества, то есть все, что относится к взаимоотношениям человека с другими – родственниками, друзьями, коллегами по работе, а так же все, что связано с отношением человека к обществу вообще. Она отвечает на следующие важные вопросы: Что определяет поступки человека? Почему одного человека окружающие считают добрым, порядочным, а другого нет? Что такое добро и можно ли научить человека добру? Что такое порок и чем он отличается от добродетели? Что такое милосердие? Можно ли организовать жизнь на принципах справедливости? Что такое совесть, и какую роль она играет в жизни человека? И многие другие. Каждая эпоха выдвигает на первый план свои конкретные вопросы морали, которые кажутся современникам злободневными и насущными.

Существенная часть этики связана с нравственной жизнью личности, она занимается вопросами, связанными с внутренним миром человека, вторгается в область самых сокровенных чувств и эмоций человека. Такие понятия как «добро», «зло», «справедливость», «счастье» глубоко проникли в эмоциональный мир человека. Этику интересует моральное наполнение таких человеческих качеств, как порядочность, честность, чувство стыда за совершенный поступок, раскаяние и т.п. Но также она изучает и явления негативного морального плана – лживость, предательство, лень, зависть, алчность и другие.

В обыденной жизни слова «этика», «мораль» и «нравственность» употребляются как взаимозаменяемые. Также слово «этика» часто употребляется в значении «кодекс или свод принципов жизни людей». Например, мы говорим о профессиональной этика и подразумеваем совокупность правил, которыми руководствуется человек в общении с руководством, коллегами и клиентами.

С точки зрения науки нужно различать эти понятия: этика – это наука, теоретическая дисциплина, а мораль и нравственность – то, что она изучает, иначе говоря, объект этики.

Мораль есть исторически сложившаяся и признанная обществом совокупность правил и норм поведения людей, регулирующих их отношения друг к другу, к разным социальным группам, обществу в целом и поддерживаемых личным убеждением (совестью) и силой общественного мнения. В определенных контекстах понятие морали нередко отождествляется с понятием нравственности. Однако при рассмотрении поведения отдельно взятой личности эти понятия следует различать, так как для личности нравственностью являются лишь те нормативы общественной морали, которые стали внутренним элементом ее духовного мира и на которые она опирается (иногда неосознанно) в повседневном поведении. Если же брать общество в целом, то в категориальном плане мораль и нравственность в его жизнедеятельности предстают как одно и то же. Вызвано это в конечном итоге тем, что центральным и основополагающим пунктом морали является вопрос о соотношении общественных и индивидуальных личных интересов.

Мораль – это один из сущностных аспектов взаимодействия личности и общества. Если бы те и другие интересы полностью совпадали, не понадобилось бы никакой морали. На уровне морального сознания отдельно взятого человека как биосоциального существа соотношение общественных и индивидуальных интересов непосредственно представлено в форме взаимоисключения долга и чувственных влечений.

Этика как теория морали сущность и происхождение морали, формулирует моральную философию общества, моральные кодексы и нормы поведения человека в частной и профессиональной жизни. Функциями этики как науки выступают:

· Этика описывает мораль и нравственную культуру общества, при этом она фиксирует историю морали, ее нынешнее состояние, ее принципы, идеалы и нормы.

· Этика объясняет и анализирует сущностный смысл морали и отдельных ее принципов, правил и норм, она стремится вписать их в практическую социальную реальность в качестве элементов духовной жизни современного общества.

· Этика учит морали.

Деловая этика в системе гуманитарного знания

Этика является гуманитарной дисциплиной (от лат. homo – человек), т.е. наукой, объектом изучения которой является человек. Поэтому этика тесно связана и взаимодействует практически со всеми гуманитарными науками:

· Литература и искусство с одной стороны, этика с другой взаимно обогащают и дополняют друг друга. Вся нравственная жизнь общества и личности отражаются в литературе и искусстве каждой эпохи, вызывая сочувствие, негодование, восхищение современников.

· Этнография помогает этике в изучении и реконструкции нравов и морали различных стран и народов, в понимании и объяснении общечеловеческих элементов морали.

· Психология помогает этике раскрыть механизм поведения личности, особенности детерминации внутренней жизни человека.

· Этика изначально развивалась как раздел философии - практическая философия. Философия как мировоззренческая наука не дает рецептов правильного поведения и правильного мышления, она скорее ставит вопросы, а в поисках ответов на эти вопросы человек учится самостоятельности мышления, развивает духовный потенциал и интеллектуальную культуру личности.

· Этика связана с правом. К античности восходит идея взаимосвязи законов и добродетели.

В настоящее время в структуре этики принято выделять следующие части:

· История этики и морали – раскрывает картину возникновения и развития этики, этические учения от древности до наших дней, воссоздает генезис и эволюцию морали, ее различные социально-исторические типы.

· Теория морали – учение о сущности морали, ее структуре, принципах и категориях, механизме действия морали.

· Нормативная этика – конкретизация морали данного общества, учение о высших моральных ценностях, моральных нормах и правилах общения, о моральном человеке и правильном поведении людей в повседневной жизни.

· Прикладная этика – это конкретизация общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности, особенностей профессии.

Таким образом, «Корпоративная и деловая этика» - это прикладная дисциплина, которая изучает совокупность принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства.

2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ РЕФЕРАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРПОРАТИВНАЯ И ДЕЛОВАЯ ЭТИКА»

Чтобы получить допуск к зачету по дисциплине «Корпоративная и деловая этика» студент должен написать и защитить реферат по данной дисциплине и подготовить к устному зачету ответы на основные вопросы по курсу.

Выбор темы реферата

Студент выбирает тему, номер которой совпадает с четвертой и пятой цифрами его зачетной книжки. Например:

Номер зачетной книжки – 41567076. Следовательно:

Тема реферата № 67: Врачебная этика

Рефераты, номер темы которых не совпадает с порядковым номером зачетной книжки студента, к защите не допускаются.

СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРПОРАТИВНАЯ И ДЕЛОВАЯ ЭТИКА»

Блок 1. История этики.

00. Зарождение морали и этики.

01. Генезис этических представлений в Древней Индии.

02. Генезис этических представлений в Древнем Китае.

03. Становление этического сознания в иудаизме.

04.Этика раннего христианства.

05. Античная этика.

06. Этика Платона.

07. Этика Сократа.

08. Этика Аристотеля.

09. Этические воззрения в эпоху Средневековья.

10. Этические воззрения в эпоху Возрождения.

11. Этическая мысль Нового времени.

12. Этика Р.Декарта.

13. Этические представления французских просветителей.

14. Этика Спинозы.

15. Этика И.Канта.

16. Этика Г.Гегеля.

17. Этика Ф.Ницше.

18. Этика А.Шопенгауэра.

19. Этические искания в русской философии.

20. Истоки русского народа, его культуры и морали.

21. Нравственность язычества.

22. «Домострой» как памятник нравоучительной литературы.

23. Нравственное учение славянофилов (XIX век).

24. Этическое учение В.Соловьева.

25. Этика Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

26. Этика ХХ века.

Наши рекомендации