Современные приемы принятия решений

На протяжении всей истории своего существования психология управления искала наиболее эффективные приемы принятия управленческих решений. Сегодня специалисты отмечают, что теория и практика управления создали ряд современных приемов принятия решений. Некоторые из них получили в литературе образные названия.

Основными современнымиприемамипринятия управленческих решений являются следующие:

1) «мозговой штурм»;

2) приглашенный оппонент;

3) «мультипликативная защита»;

4) модель Карнеги;

5) консалтинг.

Мозговой штурм – это совместные усилия широкого круга специалистов по выработке сложного решения. Для выработки проекта решения приглашаются сотрудники, стоящие на разных позициях. При этом, как правило, обсуждается и оценивается несколько возможных альтернатив.

Иногда указанный прием называют банком идей.

Так, мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 годов заставил политических лидеров ведущих стран совместно искать пути выхода. «Большая двадцатка» стран неоднократно собирались на уровне глав правительств, министров финансов и экономики. В результате, совместно разработанные меры по преодолению мирового кризиса оказались достаточно действенными.

Приглашенный оппонент – это специалист со стороны, которого пригласили специально для критической оценки подготовленного проекта решения. Если он найдет убедительные недостатки, значит, проект решения требует доработки.

В порядке защиты диссертаций в соответствии с положением Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Беларуси предусмотрены официальные оппоненты (2 для кандидатской и 3 – для докторской). В их задачу входит дать аналитическую оценку достоинств и недостатков диссертации. При этом сами они в Совет по защите не входят, и в тайном голосовании о присвоении диссертанту ученой степени не участвуют.

Блестящий американский теоретик менеджмента Ричард Дафт [5] образно называет приглашенного со стороны оппонента для критики проекта решения адвокатом дьявола. В задачу такого оппонента входит поиск недостатков и слабых мест в предлагаемом проекте решения.

Мультипликативная защита – это дискуссия группы разработчиков проекта решения со специально приглашенными оппонентами. Задача разработчиков состоит в защите своего варианта проекта решения, а задача оппонентов – указать на недостатки, если они имеются.

Так, 41-й президент США Рональд Рейган при необходимости подготовки сложных государственных решений часто практиковал создание двух параллельных команд разработчиков. Подготовленные ими два варианта проекта решения обсуждались на совместной дискуссии команд. Итогом обычно становилось появление третьего варианта решения, который содержал наиболее удачные части обоих проектов.

Модель Карнеги – это совместный поиск сложного решения группой специалистов, с участием представителей смежных областей. Это позволяет взглянуть на проблему под новым углом зрения. Участие разных специалистов позволяет рассмотреть проблему широко, а не узко специально.

Например, при подготовке открытия новой специализации «международный менеджмент» на специальности «менеджмент» в БНТУ в 2004 г. и разработке учебного плана (перечень и объем учебных дисциплин на весь срок обучения), выпускающая кафедра менеджмента использовала не только своих преподавателей. К разработке были привлечены группа будущих работодателей (директоров предприятий) выпускники кафедры предыдущих лет, студенты-старшекурсники, специалисты смежных кафедр других вузов.

Консалтинг – это привлечение дополнительной информации при подготовке решений, использование услуг внешних консультантов. Ими могут быть узкие, но глубокие специалисты в интересующей заказчика области.

Сложный процесс, связанный с поиском путей принятия решений в динамичных социально-экономических условиях, требует оперирования большим объемом информации. Помочь в этом могут консалтинговые фирмы. Они способны взять на себя вопросы сбора и анализа информации, подготовку сложных проектов решений, разработку и сопровождение крупных бизнес-проектов, проведение обучающих семинаров и многое другое.

Выводы по главе 6

1. На процесс принятия управленческих решений оказывают влияние объективные и субъективные условия. Содержание принимаемых управленческих решений в определяющей степени зависит от факторов влияния: психологических, экономических и иных.

Основными психологическими факторами влияния являются: личность руководителя, качество исходной информации, обстоятельства принятия решения, возможные последствия.

2. Процесс подготовки и принятия управленческого решения является творческо-логическим действом. Каждый руководитель осуществляет его индивидуально. Тем не менее, существует вполне определенный алгоритм принятия решений.

Алгоритм можно представить в виде шести последовательных действий: диагностика проблемы; выбор критериев; определение альтернатив; выбор оптимального варианта; реализация выбранного варианта; обратная связь.

3. Руководители, как субъекты управления, по-разному ведут себя при осуществлении процедуры принятии решений. Психология управления выделяет три основных роли руководителя в процессе принятия управленческих решений: «предприниматель», «распределитель», «исправитель».

В процессе принятия решений руководители реализуют разныемодели поведения. При этом особое внимание уделяется степени привлечения подчиненных к участию в выработке проекта прошения. В зависимости от этого различают три основных модели поведения руководителя: саморешение, консультационное и демократичное решения.

4. В психологии управления особое значение придается прогнозной оценке правильности принятого решения. В этом случае, при обнаружении недочетов в вырабатываемом решении, еще не поздно внести необходимые коррективы. Осуществить предварительную оценку правильности решения бывает весьма сложно. Однако существуют вполне определенные признаки правильного решения: обоснованность, своевременность, непротиворечивость, конкретность.

5. Теория и практика управления создали ряд современных приемов принятия решений. Основными из них являются: «мозговой штурм», приглашенный оппонент, «мультипликативная защита», модель Карнеги, консалтинг.

Контрольные вопросы

1. Какие условия влияют на процесс принятия решений?

2. Что такое «степень неопределенности» при принятии решений?

3. Назовите факторы влияния на принятие решений?

4. Укажите основные пункты алгоритма принятия решений.

5. Каковы возможные роли руководителя при принятии решений?

6. Назовите модели поведения руководителя при принятии решения.

7. Каковы признаки правильного решения?

8. Назовите и объясните современные приемы принятия решений.

9. Каков, на ваш взгляд, наиболее эффективный современный прием принятия решений?

Литература

1. Аверченко, Л.К. Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Миколаенко. – Новосибирск: М.: ИНФРА-М, 1997. – 150 с.

2. Ванштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Ванштейн. – Минск: БГУ, 2007. – 207 с.

3. Володько, В.Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Ф. Володько. – 3-е изд. – Минск: АiВ, 2010. – 307 с.

4. Володько, В.Ф. Психология управления: курс лекций / В.Ф. Володько. – Минск: АУ, 2003. – 97 с.

5. Дафт, Р. Менеджмент / Р. Дафт. – СПб.: Питер, 2002. – 832 с.

6. Карпов, А.В. Психология принятия управленческих решений / Т.С. Карпов; под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Юристь, 1998.

7. Психология менеджмента: учебник / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: СПбУ, 2000. – 572 с.

8. Цыгичко, В.Н. Руководителю – о принятии решений / В.Н. Цыгичко. – М., 1996.

9. Юкаева, В.С. Управленческие решения / В.С. Юкаева. – М., 1999.

Наши рекомендации