Рудик петр антонович - основатель кафедры психологии гцолифк

Мотивация спортсмена, как психологический аспект преодоления лени.

АктуальностьПроблема лени - глобальная проблема человека. Современный мир чрезвычайно активно и стремительно меняется. Проблемы, связанные с присутствием у молодежи лени отражают несовершенства и пороки всего общества. Поэтому решение этих трудностей окажет влияние на благосостояние всего социума. Актуальность данной проблемы состоит в том, что мотивация спортсмена к спортивным занятиям, как правило, должна быть направлена на достижение результатов. Этот результат может быть оценен психофизиологическими параметрами человека, высокими достижениями, которые направлены на удовлетворение первичных и высших потребностей. В настоящее время необходимо пробудить заинтересованность подростков к занятиям спортом, что способствует гармоничному развитию личности. Выделение мотивов для каждого спортсмена является индивидуальной психолого-педагогической задачей.

Психологические проблемы юношества связаны, главным образом, с отсутствием четкого жизненного ориентира. С законами жизни парней и девушек знакомят не только родители, школа и книги, но и улица, продукты массовой культуры, СМИ, собственный опыт. Юношеский максимализм провоцирует в молодежи развитие равнодушия или агрессии, толкает к вступлению в молодежные неформальные группировки. Мотивация, как психологический аспект преодоления лени, поможет нынешней молодёжи выбрать правильный путь, секцию, а тренеру воспитать хороших спортсменов.

Цель исследованияВыявить мотивацию, как главный психологический аспект преодоления лени.

Объект исследованияМотивация, а также молодежь, занимающаяся и не занимающаяся спортом.

Предметом исследованияМотивация, ее разновидности в сфере физической культуры и спорта.

Задачи:

Мотивация в спорте

Мотивация, побуждающая человека заниматься спортом, как психологический аспект, выполняет особую роль в психологическом обеспечении спортивной деятельности.

Мотивация в спорте предполагает наличие факторов и процессов, побуждающих спортсмена к действию или бездействию в различных ситуациях.

Спортсмен должен донести до себя понимание того, что высокий смысл спортивной деятельности заключается в самосовершенствовании, самоутверждении собственного я, в победе не только соперников, но и собственных слабостей.

Спортсмен должен глубоко осознать, что познание жизни и себя возможно только через преодоление сложностей: бороться, чтобы научиться преодолевать любые препятствия, уметь подвергать себя напряжениям, успешно переносить трудности и добиваться успеха, воспитывать в себе уважение к труду, получение удовлетворения не только от результата (выигрышей, побед), но и от процесса (упорных тренировок). Все это есть ничто иное, как мощные мотивы к спортивной деятельности.

Мотивация спортсмена в значительной степени определяет уровень его специальной подготовки, которая является одной из основных составляющих его спортивных успехов. Дело в том, что сила и устойчивость мотивации во многом определяется возможностями спортсмена удовлетворить себя в конкретном виде спортивной деятельности, а уровень специальных знаний, умений и навыков демонстрирует возможности спортсмена.

Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру:

• Непосредственные мотивы спортивной деятельности

-потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;

-потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;

-стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;

-стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;

-потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.

• Опосредованные мотивы спортивной деятельности

-стремление стать сильным, здоровым;

-стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;

-чувство долга;

-потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.

Авксентий Цезаревич Пуни, вошедший в историю науки как один из крупнейших учёных, став основоположником целого направления спортивной психологии.

1. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л., 1977.

2. Пуни А.Ц. Теория и практика физической культуры. 1986, № 6.

на основании научно-практических исследований мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом.

Начальная стадия занятия спортом.

В этот период предпринимаются первые попытки включиться в спортивную деятельность.

Побуждающие мотивы:

• характеризуются диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта);

• имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила - любовь к физической культуре);

• связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес окружающих людей);

• часто включают в себя элементы долга (обязанность посещать уроки физической культуры, секции).

Стадия специализации в избранном виде спорта.

На этой стадии мотивами являются:

• развитие интереса к определенному виду спорта;

• стремление развить обнаруженные способности к определенному виду спорта; в) стремление к закреплению успеха:

• расширение специальных знаний, приобретение более высокой степени тренированности (выражается в стремлении к установлению личных рекордов - выполнение третьего разряда, второго, первого и т.д.).

Кроме того, спортивная деятельность становится потребностью. На фоне привыкания к физическим нагрузкам, необходимость испытывать их входит в привычку.

Стадия спортивного мастерства.

Здесь основные мотивы выражаются в стремлении:

• поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов;

• служить своими спортивными достижениями Родине;

• содействовать развитию данного вида спорта, потребности передать свой опыт молодым спортсменам.

Мотивы спортивной деятельности характеризуются ярко выраженной социальной направленностью и педагогическими стремлениями.

Условия для мотивации. Как мотивировать?

Мотивы возникают, когда надо удовлетворить потребности субъекта. Если мы поймем, что хотят наши спортсмены, и будем готовы помочь им осуществить их потребности, мы овладеем ключом к их мотивации.

А спортсмены хотят две вещи: удовольствие, которое стимулирует и возбуждает, и чувство собственного достоинства, которое включает необходимость чувствовать себя компетентным и успешным.

Потребность в удовольствии

Каждый из нас рождается с потребностью в определенном количестве стимуляции и эмоциональных переживаний - что зачастую называется потребностью в возбуждении, или можно сказать в удовольствии.

Оптимальное возбуждение.

Когда уровень нашего возбуждения слишком низок, нам становиться скучно и мы ищем стимуляции.

У спортсменов этой стимуляцией является тренировка, первичной целью которой является получение удовольствия.

В зависимости в какое время суток спортсмен обычно проводит тренировочные занятие утром или вечером, различаются уровни оптимального возбуждения во время дня.

Погружение в деятельность

Рассмотрим ряд средств, пользуясь которыми можно помочь спортсменам испытать оптимальное возбуждение и, благодаря этому, состояние «погружения в деятельность», тесно связанному с ощущением успеха.

1. Для изучения необходимо подбирать такие спортивные действия и упражнения, которые соответствуют уровню способностей спортсменов. Цель тренировки должна быть достаточно трудной, чтобы бросать вызов чувству гордости спортсменов, но не настолько трудной, чтобы не оставлять им шансов на успех. Если уровень способностей спортсменов высок, а тренировочные цели занижены, они начнут скучать. Если уровень способностей спортсменов низок, а цели завышены, они будут испытывать тревогу. Но если их способности совпадают с уровнем притязаний, спортсмены вероятнее всего будут испытывать чувство удовлетворения и добьются успеха.

2. Стимулируйте интерес к тренировкам, используя широкий круг средств (упражнений) для совершенствования спортивных навыков. Более того, позвольте молодым спортсменам самим предложить те средства, которые, по их мнению, помогут им овладеть новыми навыками.

3. Старайтесь, чтобы все спортсмены были вовлечены в выполнение упражнений, а не стояли бы долгое время в роли наблюдателей, ожидая своей очереди. Следуя предложениям, которые будут сформулированы позже , необходимо сделать тренировку такой же увлекательной, как и игра.

4. Избегайте постоянных инструкций в ходе тренировок и игр. Дайте спортсменам время, когда они смогут «отдохнуть» от вас, и сосредоточиться только на спортивной деятельности. Ваши постоянные громкие инструкции в ходе соревнований не позволяют спортсменам испытать «погружение в деятельность».

5. Не оценивайте постоянно действия своих подопечных. «Погружение в деятельность» не может быть достигнуто, если спортсмены постоянно оцениваются, или сами вовлечены в оценивание - безотносительно от результата оценивания. Есть специальное время для оценивания, не следует давать оценок в ходе соревнований.

Другие источники удовольствия

Кроме поиска оптимального возбуждения и «погружения в деятельность», как средств получения удовольствия, спортсмены ищут удовольствия в общении с другими молодыми людьми, которые разделяют их увлечение спортом. Тренеры, которые не осознают этого мотива для занятий спортом, могут неадекватно строить отношения в команде, которые лишат спортсменов возможности получать радость социальных контактов с партнерами. Это может произойти благодаря чрезмерной регламентации тренировок и соревнований, которая сильно ограничит игрокам возможности социализации и вовлечет в стихийные и легкомысленные отношения. Тренеры могут, также, создать такую обстановку в команде, что игроки будут чувствовать, что они в большей степени играют друг против друга, чем вместе в одной команде.

Результаты изучения причин, по которым спортсмены бросают занятия спортом, позволяют понять, как важен элемент удовольствия для спортсменов. Чаще всего называются такие причины:

- я нашел, что другие виды деятельности доставляют больше удовольствия;

- я потерял интерес;

- мне мало давали играть;

- было много работы и мало развлечений;

- мне не нравится тренер.

Уберите удовольствие из спорта, и вы потеряете всех спортсменов. И если они не уйдут совсем, их мотивация будет серьезно ослаблена.

Так как же мотивировать спортсменов? Одним ключевым средством является помощь, которую тренер может оказать спортсменам в реализации их потребности в получении удовольствия, делая занятия спортом возбуждающими и бросающими вызов их чувству гордости, а не скучными или опасными. Другой путь - помочь спортсменам реализовать их потребность в чувстве собственного достоинства.

Потребность в чувстве собственного достоинства

В спорте победа приравнивается к успеху, а поражение - к неудаче.

Когда спортсмен испытывает успех, это укрепляет его бедующее стремление к мастерству. Но если спортсмен терпит неудачу в погоне за успехом, он может упрекать себя за поражение и отнести это за счет недостатка способностей

Этот ранний опыт успеха или неудачи формирует два разных типа спортсменов: тех, кто мотивирован на достижение успеха, и тех, кто мотивирован на избежание неудач.

Как думают победители

Спортсмены, ориентированные на успех, имеют принципиально другой взгляд на победы и проигрыши, чем спортсмены, ориентированные на неудачу.

Для спортсменов, ориентированных на победу, случайные поражения неизбежны в спорте. Они верят в свой успех, и принимают на себя ответственность за свои поражения. Это здравый подход. Именно такой подход мы должны воспитывать в своих подопечных.

Как думают пораженцы

В противовес, спортсмены, ориентированные на неудачи полны тревог и сомнений по поводу своих способностей. Они склонны рассматривать свои проигрыши как следствие недостатка способностей, а свои редкие победы как счастливый случай или слабость противника. Подобный образ мыслей продуцирует неудачи; спортсмены винят себя за поражение, и это не внушает веры в будущие победы.

Ключевые моменты для запоминания

1. Мотивы к занятиям спортом формируются с целью удовлетворения потребностей спортсменов в получении удовольствия и уважения окружающих.

2. Люди нуждаются в оптимальном уровне возбуждения.

3. При оптимальном возбуждении легче достичь состояния «погружения в деятельность».

4. Мы можем помочь спортсменам испытать оптимальное возбуждение и «погрузиться в деятельность», приведя в соответствие трудность упражнений с их способностями, избегая монотонности тренировок, планируя активное участие каждого из них в выполнении тренировочных заданий, и избегая постоянных замечаний и оценивания их действий.

5. Спорт несет в себе потенциальную угрозу молодым спортсменам, поскольку они связывают свои спортивные достижения с чувством собственного достоинства.

6. Спортсмены, ориентированные на успех, рассматривают победы как следствие своих способностей, ища причину поражений в недостаточных усилиях.

7. спортсмены, ориентированные на неудачу, рассматривают поражения, как недостаток своих способностей, а редкие победы приписывают удаче, таким образом, они, с одной стороны, упрекают себя за поражение, а с другой, не верят в победу.

8. Спортсмены, ориентированные на неудачу, пытаются защитить чувство собственного достоинства, прилагая усилия к тому, чтобы другие не узнали их страхов относительно своих способностей. Тренеры часто ошибаются, принимая их пассивность за недостаток мотивации, но в действительности, эти спортсмены сильно мотивированы на то, чтобы избежать угрозы чувству собственного достоинства.

9. Тренеры связывают с учениками определенные ожидания, которые, будучи тем или иным способом высказаны ученикам, могут вызвать самоосуществление пророчеств.

10. Спортсмены, ориентированные на неудачу, сильнее уязвимы в отношении негативных ожиданий тренеров.

11. Спортсмены начинают бояться поражений поскольку:

- ошибки, которые являются естественной частью любого учебного процесса, неправильно интерпретируются как неуспех;

- психологический прессинг соревнований может заставить молодых спортсменов ставить перед собой нереалистично высокие цели, что гарантированно ведет к неудачам;

- спортсмены начинают больше стремиться к внешним наградам, а не к достижению своих личных целей.

12. Самым действенным средством повышения мотивации является внушение им мысли о том, что успех означает достижение их личных целей, а не целей других людей.

13. Мы можем играть жизненно важную роль в постановке спортсменами реалистичных личных целей, которые с одной стороны мотивируют их к проявлению максимальных усилий, а с другой, учитывают их индивидуальные способности.

14. Спортсмены показывают свои лучшие результаты, когда они оптимально возбуждены, или мотивированы. Слишком большое возбуждение ухудшает результаты.

15. Оптимум возбуждения разный в разных видах спорта и у разных спортсменов.

16. Спортсмены становятся тревожными, когда они не уверены, смогут ли они показать соответствующие результаты, если эти результаты важны для них. Чем больше неуверенность, и чем важнее результаты, тем выше степень тревожности.

17. Мы можем снизить степень тревожности, борясь с неуверенностью и занижая значение результата соревнования.

Заключение

Психологические требования к высокому уровню функциональной подготовленности и специальной работоспособности, особенно в условиях учебной деятельности, непрерывно увеличиваются. Следовательно, все больше возрастает и значение контроля и коррекции индивидуальных особенностей спортсмена, его психологических возможностей, которые играют решающую роль в эффективности и успешности спортивной деятельности, а также оказывают значительное влияние на формирование и совершенствование профессионально важных качеств.

Не зная особенностей потребностно-мотивационной сферы личности спортсмена, трудно готовить его к соревнованиям, формировать у него устойчивую, сильно действующую мотивацию. Тренер, вооруженный информацией об особенностях мотивации своего ученика, выступает как тонкий творец и истинный создатель спортивного результата.

Мотивация человека является составной частью его характера, она формируются в течение всей жизни, начиная с раннего детства. В детском возрасте источниками мотивации могут быть особенности психики данной личности, личная потребность в успехе, признании, общении с друзьями, особенности и склонность двигательной задачи.

Мотивация в спорте зависит как от внутренних причин (темперамент, черты характера), так и внешних (влияние родителей, педагогов, тренеров). Внедрение новых организационно-методических приемов физического воспитания, наличие необходимых современных сооружений, использование и модернизация технических средств создают положительный фон формирования стойких интересов (мотиваций) к спортивным знаниям.

У спортсменов мотивация - побуждение к действию, играет большую роль. Если спортсмен мотивирован на достижение высоких спортивных результатов и тренер знает особенности его мотивации, то перед ним открывается широкая перспектива повышения результатов своего ученика с помощью удовлетворения запросов и потребностей спортсмена.

Обращаясь к потребностям спортсмена в самоутверждении, самовыражении и исполнении общественного долга, можно повысить эффективность отдельных тренировочных занятий, конкретных заданий, настроить спортсмена на победу над более сильным соперником, переломить ход соревновательного поединка и т.п. Причем тренер должен в каждом конкретном случае знать, что наиболее актуально для данного спортсмена.

В заключении еще раз отметим, что спортивная и физическая активность является важной составляющей жизни молодого поколения. Занятия спортом и физической культурой доставляют учащимся удовольствие и оказывают положительное влияние на развитие их эмоциональной и когнитивной сферы, способствуя здоровому развитию личности. Подчеркнем необходимость фокусирования на аспектах, связанных с развитием личности через занятия спортом и физической культурой.

Мотивированный на спортивную деятельность человек более эффективно реализует любое дело, способен на максимальную отдачу всех своих физических и духовных сил, если этого требует достижение поставленной цели.

Литература

1. http://otherreferats.allbest.ru/sport/00195731_1.html

2. Макклелланд Д., «Мотивация человека», СПб., 2007

3. Гордеева Т.О., «Психология мотивации достижения», М., 2006

4. Горбунов Г.Д., «Мотивация спортсмена в тренировочном процессе», уч. пособие, М., ФиС, 1989

5. Арвисто М.А., «Мотивация фзкультурно-спортивной деятельности», М., ФиС, 1982

6. Яхонтов Е.Р., «Условия мотивации», СПб, 1988

РУДИК ПЕТР АНТОНОВИЧ - ОСНОВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ ГЦОЛИФК

ПЕТР АНТОНОВИЧ РУДИК

Наши рекомендации