Природа художественного образа

Важное место в анализе искусства принадлежит рассмотрению художественного образа, основного структурообразующего элемента содержания любого художественного произведения. Природа художественного образа - student2.ru

Особый вид освоения и выражения действительности - художественный образ - является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно реализацией исторического культурного опыта человечества в сфере индивидуально-личностного и общественного сознания. Художественный образ существенно отличается от обычного образа-представления, так как выступает не просто как внешнее сходство с действительностью. Художественный образ реализует себя как творческое отношение к этой действительности, как способ домыслить, дополнить саму логику реальной жизни. Художественный образ - это форма мышления в искусстве. Художественный образ - это суть искусства, это простейшая конкретность, присущая всем его видам и жанрам. Таким образом, художественный образ - это конкретно чувственное и в то же время обобщенное воссоздание жизни, пронизанное эмоционально-эстетической оценкой автора. По смысловой обобщённости:1образы людей2)образы-пейзаж3)образы закрытого пространства4)образы предметов.По хар-ру

Обобщённости:1)индивидуальные(св-на самобытность,плод воображения писателя)2)образы-типы-худ.образы в которых сконцетрированны основные образы группы людей.Обобщён процесс сгущения существующ. Явлений действительности в худ.творчестве.3)архитипы-устойчивый образ,появившийся в худ.лит. и фольклоре и входит в фон лит.сюжетов,переходящих от писателя к писателю.4)образ-мотив-образ-повторение в произ. У многих писателей,простейшая динамическая смысловая единица,изобраз.стуктуры худ.произведения.5)образ-символ- результат авторского обощения,выражает общую сущность или явление и часто содержит в себе авторское отношение к изображаемому.

Содержание и форма

Внутреннее единство с. и ф. необходимо отличать от различного рода внешних соответствий того, о чем говорится в произведении, и того, с помощью каких приёмов и средств построен текст. Факты реальной действительности, мысли и чувства писателя сами по себе не с., а предмет художественного изображения или замысел преобразить этот предмет в с. произведения. Аналогично приёмы и выразительные средства – не ф., а только лишь материал, из которого она может быть создана. И как предмет реальной действительности, его осмысление и оценка превращаются в с. произведения, лишь внутренне объединяясь и преображаясь в художественном мире, так же любое слово, любое речевое средство и построение становятся художественно значимыми лишь тогда, когда перестают быть просто информацией, когда внешние по отношению к ним жизненные явления оказываются их внутренним с., обретающим словесную плоть, совершающимся в слове.
Отношения с. и ф. литературного произведения – это отношения противоположностей единого целого, переходящих друг в друга. «Содержание – это не что иное как переход формы в содержание» (Гегель) именно потому, что предметы реальной действительности, мысли и чувства писателя превращаются в содержание литературного произведения лишь постольку, поскольку в них «переходит» словесная форма и они обретают словесное бытие, становятся словом. А «форма – это не что иное как переход содержания в форму» (Гегель) потому, что речевой материал становится художественной формой лишь постольку, поскольку в него переходит внесловесное жизненное содержание и слово становится жизнью, в нем совершающейся и запечатленной. В форме, несущей содержание, традиционно выделяют­ся три стороны, необходимо наличествующие в любом литературном произведении. Это, во-первых, предметное (предметно-изобразитель­ное) начало: все те единичные явления и факты, которые обозна­чены с помощью слов и в своей совокупности составляют мир ху­дожественного произведения. Бытуют также выражения «поэтический мир», «внутренний мир» произведения. Во-вторых, форма произве­дения включает в себя его собственно словесную ткань. Это худо­жественная речь, нередко обозначаемая терминами «поэтический язык», «стилистика», «текст». И, наконец, в-третьих, в словесно-художест­венную форму входит соотнесенность и расположение в произведе­нии единиц предметного и словесного «рядов», т. е. композиция. Дан­ное литературоведческое понятие сродни такой категории семиотики, как структура (соотношение элементов сложно организованного пред­мета) Итак, научное литературоведение имеет законное право на существование, оно обладает своей специфической мерой точности и научности и — как и вся наука — удовлетворяет задачам познания окружающего мира.[16] Существенной частью научного познания является анализ — научный метод, расчленяющий сложноорганизованное целое на части, выделяющий в нем некоторые стороны, элементы, а также связи между ними и познающий каждую часть относительно самостоятельно. Анализ — необходимая ступень любого научного постижения: сложный предмет, который нельзя познать сразу, осознается по частям. Не зная, из чего состоит то или иное сложноорганизованное целое, нельзя, как правило, понять его действия, внутренних закономерностей, а часто и смысла. Конечная цель анализа двояка: во-первых, описание свойств и особенностей, присущих отдельным элементам и частям произведения, и во-вторых, установление объективного состава и структуры (характера и принципов организации, связей) всего целого.

Для полноценного научного постижения художественного произведения анализ безусловно необходим, но недостаточен. Хотя аналитическая работа составляет большую по объему часть в деятельности литературоведа (почему термин «анализ» иногда применяется как синоним научного изучения произведения вообще), она все же не дает необходимого научного уровня. «Анализ является лишь необходимым условием достижения более высокой цели — научного синтеза. И эта цель достигается тем успешнее, чем глубже, подробнее, дифференцированное анализ».[17]

8 Тема как литературоведческая категория.

Литературное произведение создается автором как разговор с самим собой и читателем на определенную тему посредством языка литературных образов. В учебной, справочной и даже научной литературе термин «тема» толкуется по-разному. Рассмотрим несколько определений слова «тема»:
ТЕМА — Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. (С.Ожегов. «Словарь русского языка», 1990.)
ТЕМА (греч. Thema) —

1.) Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения;

2.) Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характерхудожественного повествования. (Словарь иностранных слов, 1984.)

В первом определении слово «тема» по значению приравнено к термину «содержание», в то время как содержание художественного произведения неизмеримо шире темы, тема — один из аспектов содержания; второе не делает различий между понятиями темы и проблемы, и хотя тема и проблема философски взаимосвязаны, это не одно и то же. В понятии темы в этом случае объединяются два совершенно разных значения. Более четко эти значения разграничены в «Литературном энциклопедическом словаре», что исключает, по крайней мере, смешение понятий. Иногда тема отождествляется даже с идеей произведения, причем начало подобной терминологической неоднозначности положил, очевидно, М. Горький: «Тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно» Разумеется, Горький как писатель, ощущал, прежде всего, неразделимую целостность всех элементов содержания, но для целей анализа именно такой подход и непригоден. Необходимо четко разграничить и сами термины «тема», «проблема», «идея», и – главное – стоящие за ними структурные уровни художественного содержания, избегая дублирования терминов. Такое разграничение было в свое время проведено Г.Н. Поспеловым и в настоящее время разделяется многими литературоведами.
Предпочтительно следующее определение темы, принятое в литературоведении:
ТЕМА — это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении.
Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения.
Все явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов автора: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д... В анализе тематики чрезвычайно важно определить, какой ее аспект – конкретно-исторический или вечный – более существен, на чем, так сказать, держится тематическая основа произведения.

Необходимо различать темы конкретно-исторические и вечные. Конкретно-исторические темы – это характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в той или иной стране; они не повторяются за пределами данного времени, более или менее локализованы. Например, тема «лишнего человека» в русской литературе XIX в., тема пролетариата в романе Горького «Мать», тема Великой Отечественной Войны. Вечные темы фиксируют повторяющиеся моменты в истории различных национальных обществ, они в разных модификациях повторяются в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи. Таковы, например, темы любви и дружбы, взаимоотношения поколений, тема человека и труда и т.п. Внимание к вечным аспектам тематики очень важно ибо позволяет изменить угол зрения на содержания классических произведений. Универсальная же, — вечная тема, способна оживить восприятие, ибо затрагивает те вопросы, с которыми читателю приходится сталкиваться в повседневной жизни. В анализе тематики чрезвычайно важно определить, какой ее аспект — конкретно-исторический или вечный — более существен, на чем, так сказать, держится тематическая основа произведения. Так, в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева или в фадеевском «Разгроме» наиболее важными и определяющими представляются конкретно-исторические аспекты, а в пушкинском «Я вас любил...» или в «Сокровенном человеке» Платонова — вечные. Однако нередки ситуации, когда единая тема органически объединяет в себе как конкретно-исторические, так и вечные аспекты, равно важные для понимания произведения: так происходит, например, в «Бесах» Достоевского, «Мастере и Маргарите» Булгакова, романе Чернышевского «Что делать?»

10. Идейный мир произведения, его функции в произведении.

Обыкновенно в качестве третьего структурного компонента содержания наряду с тематикой и проблематикой называют идею.
ИДЕЯ (греч. Idea, понятие, представление) — в литературе: основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Однако на самом деле завершающий «этаж» содержания не сводится к идее, а оказывается гораздо сложнее, почему и введен термин «идейный мир» произведения. В него целесообразно включать, помимо собственно идеи, еще систему авторских оценок, авторский идеал и пафос произведения. Если тематика — это область отражения реальности, а проблематика — область постановки вопросов, то идейный мир — область художественных решений, это своего рода «завершение» художественного содержания. Это та сфера, где становится ясным авторское отношение к миру и к отдельным его проявлениям, авторская позиция; здесь определенная система ценностей утверждается или отрицается, отвергается автором.
Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения.

Авторские оценки

Первым и наиболее очевидным проявлением авторской позиции становится система авторских оценок. Любой художественный образ не представляет собой механического копирования, в него вносится активное авторское пристрастно-избирательное отношение к изображенному. Достаточно часто система авторских оценок в литературном произведении понятна без специального анализа: так, нам ясно, что Фонвизин положительно оценивает характеры Правдина, Стародума, Милона, Софьи и отрицательно — Скотинина, Простаковой, Митрофанушки; очевидно положительное отношение Л. Толстого к семье, основанной на любви, и его отрицательное отношение к войне как к «противному человеческой природе» делу. Однако в реалистических произведениях мы все же чаще встречаемся со сложной авторской оценкой того или иного характера, с оценкой, включающей в себя как положительное, так и отрицательное. Это происходит в силу того, что сами характеры неоднозначны, содержат в себе противоположные тенденции, которые невозможно оценить только со знаком плюс или минус. Таковы характеры (и, соответственно, оценки характеров) Онегина и Ленского, Печорина, Раскольникова, Андрея Болконского, Лопахина и многих других литературных персонажей. В этих случаях особенно опасно делить героев на строго положительных и строго отрицательных — стремление во что бы то ни стало «отделить агнцев от козлищ» приводит в таких случаях к существенному искажению авторской мысли и в конечном счете — всего содержания произведения. Основанием для системы авторских оценок служит авторский идеал — представление писателя о высшей норме человеческих отношений, о человеке, воплощающем мечты автора о том, какой должна быть личность. Надо сразу сказать, что авторский идеал лишь в редких случаях воплощается в произведении прямо и непосредственно, как, например, в романе Чернышевского «Что делать?». Там идеальные представления Чернышевского об обществе будущего наглядно воплощены в четвертом сне Веры Павловны, а идеальный, с точки зрения Чернышевского, человек — Рахметов, не имеющий слабостей «обыкновенных» «новых людей». Гораздо чаще авторский идеал как часть идейного мира произведения читателю приходится «реконструировать», сопоставляя положительные и отрицательные оценки, поскольку далеко не каждый положительный герой и есть авторский идеал. Весьма часто (особенно в произведениях критического реализма) авторский идеал конструируется от противного — он прямо противоположен изображенной в произведении действительности. Так, если Салтыков-Щедрин сатирически изображает в своей «Истории одного города» произвол самодержавия и низкую социальную активность «обывателя», то ясно, что его идеал — демократический строй при высоком социальном самосознании всех граждан свободного общества. Если Маяковский направляет свое стихотворение «О дряни» против мещанства как социально-психологического явления, то ясно, что его идеал — это человек, свободный от обывательщины и целиком преданный героико-романтической идее. Но в любом случае, независимо от прямой или косвенной формы выражения, авторский идеал остается важной стороной идейного мира произведения.

13,Пафос. Типологические разновидности пафоса.

Наконец, последним элементом, входящим в идейный мир произведения, является пафос, который можно определить как ведущий эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой. Синонимом термина «пафос» является выражение «эмоционально-ценностная ориентация». Проанализировать пафос в художественном произведении — значит установить его типологическую разновидность, тип эмоционально-ценностной ориентации, отношения к миру и человеку в мире.
Пафос эпико-драматический представляет собой глубокое и несомненное приятие мира в целом и себя в нем, что и составляет сущность эпического мировидения. Эпико-драматический пафос есть максимальное доверие к объективному миру во всей его реальной многосторонности и противоречивости. Заметим, что этот тип пафоса редко представлен в литературе, еще реже он выступает в чистом виде. В качестве основанных в целом на эпико-драматическом пафосе произведений можно назвать «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, пьесу Шекспира «Буря», стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», роман-эпопею Толстого «Война и мир», поэму Твардовского «Василий Теркин».
Идейно-эмоциональное осознание писателем объективно героического приводит к возникновению пафоса героики. Объективной основой пафоса героики служит борьба отдельных личностей или коллективов за осуществление и защиту идеалов, которые обязательно осознаются как возвышенные. При этом действия людей непременно связаны с личным риском, личной опасностью, сопряжены с реальной возможностью утраты человеком каких-то существенных ценностей — вплоть до самой жизни. С героикой как пафосом, основанном на возвышенном, соприкасаются другие виды пафоса, имеющие возвышенный характер, — прежде всего это трагизм и романтика. Романтику роднит с героикой стремление к возвышенному идеалу. Но если героика — сфера активного действия, то романтика — область эмоционального переживания и стремления, не переходящего в действие. Объективной основой романтики становятся такие ситуации в личной и общественной жизни, когда реализация возвышенного идеала либо невозможна в принципе, либо неосуществима в данный исторический момент. Однако на такой объективной основе может в принципе возникать не только пафос романтики, но и трагизм, и ирония, и сатира, так что решающим в романтике является все же субъективный момент, момент переживания неустранимого разрыва между мечтой и реальностью. Естественный мир романтики — мечта, фантазия, греза, поэтому романтические произведения так часто обращены либо к прошлому («Бородино» Лермонтова), либо к чему-то принципиально не существующему («Аэлита» А.Н. Толстого). В истории литературы пафосом романтики отмечены многие произведения. Романтику не следует путать с романтизмом как литературным направлением конца XVIII—начала XIX в. Пафос романтики может выступать в литературе и в сочетании с другими видами пафоса, в частности, с иронией (Блок), героикой («Хорошо!» Маяковского), сатирой (Некрасов). Пафос трагизма — это осознание утраты, причем утраты непоправимой, каких-то важных жизненных ценностей — человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья, ценностей культуры и т.п. Первое условие трагического — закономерность этого конфликта, такая ситуация, когда с его неразрешенностью нельзя мириться. Во-вторых, под неразрешимостью конфликта подразумевается не-возможность его благополучного разрешения — оно непременно связано с жертвами, с гибелью тех или иных бесспорных гуманистических ценностей. Таков, например, характер конфликта в «Маленьких трагедиях» Пушкина, «Грозе» Островского, «Белой гвардии» Булгакова и т.п.

14. роды и жанрыЛитературный жанр — группа литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств.

Понятие литературного вида подразумевает некую преемственность восприятия: читатель, встретив в произведении те или иные особенности сюжета, поведения героев, места действия, относит его к какому-либо известному ему жанру, вспоминая прочитанное и узнавая в новом знакомое. Однако, помимо устойчивости и равенства себе, категория жанра обладает и прямо противоположной особенностью: она исторически подвижна, как и вся шкала художественных ценностей. В современной литературе главным стал жанр non-fiction – жанр выдуманных историй, где автор практически и неотличим от героя.

Список литературных жанров

По форме:видения,новелла,повесть,рассказ,короткий рассказ,анекдот,роман,одаэпопеяпьесаскетч

по содержанию:

комедия: фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия характеров

трагедия

драма

По традиции, восходящей к литературной теории классицизма, принято различать литературные роды и виды (жанры). Литературный род, согласно этому взгляду, является обобщением группы жанров, а литературный вид – конкретным воплощением общеродового принципа.

Роды литературы

Существует три рода художественной литературы: эпический, лирический и драматический.

Драма — один из четырех родов литературы. Другими словами — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Литературные жанры драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.

Лирика — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

Лироэпика — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.

15В эпическом роде литературы (др. — гр. epos — слово, речь) организующим началом произведения является повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это — цепь словесных сообщений или, проще говоря, рассказ о происшедшем ранее.

Повествованию присуща временная дистанция между ведением речи и предметом словесных обозначений. Оно (вспомним Аристотеля: поэт рассказывает «о событии как о чем-то отдельном от себя») ведется со стороны и, как правило, имеет грамматическую форму прошедшего времени. Для повествующего (рассказывающего) характерна позиция человека, вспоминающего об имевшем место ранее. Дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования о нем составляет едва ли не самую существенную черту эпической формы. В эпических произведениях повествование подключает к себе и как бы обволакивает высказывания действующих лиц — их диалоги и монологи, в том числе внутренние, с ними активно взаимодействуя, их поясняя, дополняя и корректируя. И художественный текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей.

Произведения эпического рода сполна используют арсенал художественных средств, доступных литературе, непринужденно и свободно осваивают реальность во времени и пространстве. При этом они не знают ограничений в объеме текста. Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы (средневековая и возрожденческая новеллистика; юмористика О’Генри и раннего А.П. Чехова), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой. Таковы индийская «Махабхарата», древнегреческие «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Унесенные ветром» М. Митчелл.

В эпических произведениях глубоко значимо присутствие повествователя. Это — весьма специфическая форма художественного воспроизведения человека. Повествователь является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий.

Текст эпического произведения обычно не содержит сведений о судьбе повествующего, об его взаимоотношениях с действующими лицами, о том) когда, где и при каких обстоятельствах ведет он свой рассказ, об его мыслях и чувствах. Дух повествования, по словам Т. Манна, часто бывает «невесом, бесплотен и вездесущ»; и «нет для него разделения между «здесь» и «там». А вместе с тем речь повествователя обладает не только изобразительностью, но и выразительной значимостью; она характеризует

только объект высказывания, но и самого говорящего.

Эпическая форма, говоря иначе, воспроизводит не только рассказываемое, но и рассказывающего, она художественно запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, а в конечном счете — склад ума и чувств повествователя. Облик повествователя обнаруживается не в действиях и не в прямых излияниях души, а в своеобразном повествовательном монологе. Выразительные начала такого монолога, являясь его вторичной функцией, вместе с тем очень важны. Трагедия – вид драмы, основанный на неразрешимой коллизии героических персонажей с миром, трагическом ее исходе.

Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Комедия устремлена прежде всего к осмеянию безобразного (противоречащего общественному идеалу или норме):

Драма (вид) – один из основных видов драмы как литературного рода наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель – не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматичных отношениях с обществом.

Трагикомедия – вид драмы, обладающий признаками как трагедии, так и комедии. Трагикомическое мироощущение, лежащее в основе трагикомедии, связано с чувством относительности существующих критериев жизни и отказом от нравственного абсолюта комедии и трагедии.

Мистерия – жанр западноевропейского театра эпохи позднего Средневековья, содержание которого составляли библейские сюжеты; религиозные сцены чередовались в них с интермедиями, мистика сочеталась с реализмом, набожность – с богохульством.

Мелодрама – вид драмы, пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.

Водевиль – один из видов драмы, легкая пьеса с занимательной интригой, с песенками-куплетами и танцами.

Фарс – вид народного театра и литературы западноевропейских стран 14-16 вв., прежде всего Франции, который отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством и был насыщен буффонадой

Основные жанры эпоса. Трагедия – вид драмы, основанный на неразрешимой коллизии героических персонажей с миром, трагическом ее исходе. Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Комедия устремлена прежде всего к осмеянию безобразного (противоречащего общественному идеалу или норме): Драма (вид) – один из основных видов драмы как литературного рода наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель – не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматичных отношениях с обществом. Трагикомедия – вид драмы, обладающий признаками как трагедии, так и комедии. Трагикомическое мироощущение, лежащее в основе трагикомедии, связано с чувством относительности существующих критериев жизни и отказом от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Мистерия – жанр западноевропейского театра эпохи позднего Средневековья, содержание которого составляли библейские сюжеты; религиозные сцены чередовались в них с интермедиями, мистика сочеталась с реализмом, набожность – с богохульством. Мелодрама – вид драмы, пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Водевиль – один из видов драмы, легкая пьеса с занимательной интригой, с песенками-куплетами и танцами. Фарс – вид народного театра и литературы западноевропейских стран 14-16 вв., прежде всего Франции, который отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством и был насыщен буффонадой        
Эпопея – монументальное по форме эпическое произведение общенародной проблематики. Роман – крупная форма эпоса, произведение с развернутым сюжетом, в котором повествование сосредоточено на судьбах нескольких личностей в процессе их становления, развития и взаимодействия, развернутом в художественном пространстве и времени, достаточном для передачи “организации” мира и анализа его исторической сущности. Являясь эпосом частной жизни, роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные, не исчерпывающие и не поглощающие друг друга стихии. История индивидуальной судьбы в романе обретает общий, субстанциальный смысл. Повесть – средняя форма эпоса, произведение с хроникальным, как правило, сюжетом, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. Поэма – крупное или среднее стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом; в разных жанровых модификациях обнаруживает свою синтетичность, сочетая нравоописательное и героическое начала, интимные переживания и великие исторические потрясения, лиро-эпическую и монументальную тенденции. Рассказ – малая эпическая форма художественной литературы, небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение. Новелла – малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом, но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Литературная сказка – авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит основной отправной точкой характеристики персонажей. Басня – малая форма эпоса дидактического характера, короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Бытование басни универсально: она применима к разным поводам. Художественный мир басни включает традиционный круг образов и мотивов (животные, растения, схематические фигуры людей, поучительные сюжеты), нередко окрашенных в тона комизма и социальной критики. Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, отличная от рассказа и новеллы отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Очерк затрагивает не столько проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния “среды” и обладает большим познавательным разнообразием.   16ЛИРИЧЕСКИМ называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием. Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово "лирика" греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово "лирика". Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.Гимн - стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздненств, нередко не только государственного, но и личного характера (А.Пушкин. "Пирующие студенты"). Элегия (фригийск. "тростниковая флейта") - жанр лирики, посвященный раздумьям. Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Эпиграмма (греч. "надпись") - небольшое стихотворение сатирического содержания. Первоначально в древности эпиграммами называли надписи на бытовых предметах, надгробиях и статуях. Впоследствии содержание эпиграмм изменилось. Сонет - это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. Эпистола, или послание - стихотворение, содержание которого можно определить как "письмо в стихах". Жанр также пришел из античной лирики.     17Драма - (др.-гр. действие, действо) – одно из литературных течений. Драма как род литературы в отличие от лирики и подобно эпосу драма воспроизводит прежде всего внешний для автора мир – поступки, взаимоотношения людей, конфликты. В отличие от эпоса она имеет не повествовательную, а диалогическую форму. В ней, как правило, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев изображаемого. В «Поэтике» Аристотеля о драмесказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Это положение не устарело до сих пор. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно – физическим действиям. Авторская речь иногда может быть в драме, но носит вспомогательный характер. Иногда автор кратко комментирует реплики своих героев, делает указания на их жесты, интонацию. Драматесно связана с театральным искусством и должна отвечать запросам театра. Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д. Трагикомедия – вид драмы, обладающий признаками как трагедии, так и комедии. Трагикомическое мироощущение, лежащее в основе трагикомедии, связано с чувством относительности существующих критериев жизни и отказом от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Мистерия – жанр западноевропейского театра эпохи позднего Средневековья, содержание которого составляли библейские сюжеты; религиозные сцены чередовались в них с интермедиями, мистика сочеталась с реализмом, набожность – с богохульством. Мелодрама – вид драмы, пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Водевиль – один из видов драмы, легкая пьеса с занимательной интригой, с песенками-куплетами и танцами. Фарс – вид народного театра и литературы западноевропейских стран 14-16 вв., прежде всего Франции, который отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством и был насыщен буффонадой.  

18. Сюжет - Сцепление событий, раскрывающих характеры и отношения героев; при помощи сюжетов находится сущность характеров, обстоятельств, присущие им противоречие. С. - это связи, антипатии, симпатии, история развития, какого-либо личности, типа общественно значимый, значительный для какой-либо среды герой) Сюжет - образное изображение ведущих идей произв. Сюжет - это не содержание произв. В произв. имеют возможность быть и внесюжетные элементы: авторские отступления, вставные эпизоды. В основе каждого сюжета лежит конфликт - какое-то жизненное противоречие, столкновение отдельных людей или целых групп (Гоголь *Ревизор*- конфл. м/у чиновниками и мнимым ревизором Хлестоковым, межу чиновн. и жителями города) Согласно с основными развитиями конфликта в сюжете различают: Экспозиция - Вводная, поясняющая часть сюжета изображение обстановки, главных действующих лиц. Экспозиция к тому же может оказаться, и в начале, и в сер., и в итоге (Гоголь *Мертвые души* экспозиция, предыстория Чичикова дается в итоге. Завязка - событие, которое является началом действия, выступая его непосредственной причиной. Кульминация - высочайший миг роста действия. Противоречие м/у борющимися силами достигает предела, выражается в в особенности острой форме. Развязка - разрешение конфликта. В некоторых произведениях еще есть: Пролог - Вводная часть произведения, где автор знакомит с предшествующими событиями, составляющими главное содержание произведения. Эпилог - заключительная часть произведения, где сообщается о дальнейшей судьбе. В лирике сюжет если есть, то в зачаточном варианте. Лирич. сюжет не событийный, а движенье мысли, отношение. В эпосе и драме сюжет основа, тут всенепременно обречены быть события, действия. Хроникальный сюжет - естественное движенье времени. Концентрический сюжет - воздействие кругом какой-то сложности. Эпос - хроникальный сюжет, ряд сюжетных линий, объемность сюжета. Трагедия - концентрический сюжет, разыскивает напряжения, остроты, специфична интрига, резкий неожиданный поворот от раости к сожалению и наоборот. ФАБУЛА - событийная основа произведения, последовательность событий в их логической - логической связи. Изначально термин "Ф." имел значение - басня, сказка, побасенка, т. е. произведение определенного жанра. В последующем термином "Ф." обозначают то, что сохраняется как "основа", "ядро" повествования, меняясь по изложению. В зависимости от индивидуальности понимания действительности и индивидуальности самого объекта фабулы имеют возможность быть мифологического порядка, романического, сказочного, утопического, реалистического. Существуют сюжеты двух типов. В первом типе развитие действия происходит напряженно и сколько возможно стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателя, сюжетные элементы четко выражены, а развязка несет огромную содержательную нагрузку.

Такой тип сюжета встречается, например, в «Повестях Белкина» Пушкина, «Накануне» Тургенева, «Игроке» Достоевского и др. Назовем этот тип сюжета динамическим. В другом типе сюжета – назовем его, в противоположность первому, адинамическим – развитие действия замедлено и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса (у читателя не появляется специфического напряженного ожидания: «А что случится дальше»), элементы сюжета выражены нечетко или вовсе отсутствуют (конфликт при этом воплощается и движется не с помощью сюжетных, а с помощью иных композиционных средств), развязка либо вовсе отсутствует, либо является чисто формальной, в общей композиции произведения много внесюжетных элементов (о них смотри чуть ниже), которые часто перемещают на себя центр тяжести читательского внимания.

Такой тип сюжета мы наблюдаем, например, в «Мертвых душах» Гоголя, «Мужиках», «Моей жизни» и других произведениях Чехова, «Похождениях бравого солдата Швейка» Гашека и т.д. Есть достаточно простой способ проверки, с каким сюжетом имеешь дело: произведения с адинамическим сюжетом можно перечитывать с любого места, для произведений с сюжетом динамическим характерно чтение и перечитывание только от начала до конца. Естественно, что при адинамическом сюжете анализ сюжетных элементов не требуется, а иногда и вовсе невозможен.

Динамические сюжеты, как правило, построены на локальных конфликтах, адинамические – на субстанциальных. Указанная закономерность не имеет характера жесткой стопроцентной зависимости, но все же в большинстве случаев это соотношение между типом конфликта и типом сюжета имеет место.

Наши рекомендации