Психика и этапы её развития.
Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:
1. антропсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку;
2. панпсихизм (французские материалисты) - всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);
3. биопсихизм - психика — это свойство живой природы (присуще и растениям);
4. нейропсихизм (Ч. Дарвин) - психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
5. мозгопсихизм (К.К. Платонов) - психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, т.к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга);
6. критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности
Самые простые формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами - это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения.
С развитием нервной системы появились рефлексы, определяемые как более специфичные и более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств.
Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт - это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида,это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители. То или иное инстинктивное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный пусковой механизм определяет, что для этого создались адекватные внутренние и внешние условия.
Импринтинг - особое явление, присущее некоторым видам животных, неисгладимое запечатлевание первой встреченной информации после рождения. В результате имприн-тинга у детенышей (птенцов) с первых часов жизни возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, с которым они встречаются.
Основные этапы психического отражения | Основные этапы развития поведения животных | ||
III | Отражение межпредметных связей | III | Интеллектуальное поведение - сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи |
II | Предметное восприятие | II | Навыки - формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных |
I | Элементарная чувствительность | I | Инстиннкты - врожденные формы реагирования на определенные условия среды |
Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире.
На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появление интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать индивидуально приобретенные навыки поведения.
III стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.
Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homosapiens - человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.
Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» - специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
4.. Сознание как высшая форма психики.
Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции.
"Сознание" буквально и означает "совокупность знаний". Сознание-- это высшая форма психического отражения действительности, развивающаяся на основе более простых форм и включающая их в себя. Все формы психического отражения являются частями целого, которое входит в структуру сознания человека. Значит, три категории психических явлений (психические процессы, состояния и свойства личности) также входят в структуру индивидуального сознания. Этот факт и обуславливает общие качества сознания, которые называют его динамичностью и константностью, взаимодействие которых и определяет диалектику сознания личности Отражение - результат взаимодействия объектов. Сознание- высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира
| ||||
5.Понятие структура сознания. |
Необходимо учитывать, что сознание имеет сложную внутреннюю структуру, включающую различные элементы и уровни своего существования. В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: чувства (ощущение, восприятие, представление), мышление (понятийные формы), эмоции, воля, память, интуиция, внимание.
Надо иметь в виду, что сознание - системное образование, целостно-связная совокупность чувственных, мыслительных, эмоциональных, волевых, мнемических (процессы памяти) процессов, каждая из которых выполняет свои собственные функции.
Вместе с тем, сознание есть целостный процесс, так как все его составляющие находятся в закономерных связях и отношениях друг с другом.
Обратимся к характеристике основных элементов сознания. Прежде всего отметим: чувства и мышление являются основными поставщикамиинформации в структуре сознания. Ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней сущностной стороны предметов, событий. В философской литературе устоялось представление о разделении мышления на два основных типа: рассудок и разум.
Рассудок (или здравый смысл) определяется как низшая ступень логического познания, основанная на представлениях и понятиях повседневной жизни; как житейское расчетливое мышление, ориентированное на практическую пользу.
Разум -высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее глубокое знание истины.
Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находится в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы, события вызывают не только познавательные мысли, идеи, но и определенные эмоции, обнаруживающие себя в волнении, восхищении, любви, ненависти и т.д. Отдельные философы и особенно психологи порой отождествляют сознание с вниманием.
Эмоциональные процессы выражают состояние внутреннего мира человека, его отношение к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Разделяют эмоции позитивные (радость, восторг), негативные(горе, гнев, тревога, страх), а также состояние эмоционального безразличия (например, равнодушие). Эмоции также выражают настроения (веселое, грустное, подавленное).
Природа эмоций двуедина: их познавательные свойства сливаются с ценностно-оценочными (аксиологическими), взаимно коррелирующими друг друга. Эмоции обнаруживают себя в свойствах переживаний. Суть переживаний заключается в творческих способностях человека к перевоплощению.
Аксиологическая роль переживанийреализуется в творческой деятельности человека. Эмоции принимают на себя функции оценки и выбора. Ничто не совершается в человеческой жизни без эмоциональной окраски.
Воля- это обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность совершать действия, направленные на достижение цели, преодолевать препятствия, возникающие затруднения на пути к искомым целям.
Воля как сила жизни, по словам Ф.Ницше, утверждает себя, тогда как проявление безволия есть выражение отрицания жизни.
Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию, жизненный опыт. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности.
Огромный познавательный потенциал несет в себе интуиция. Интуиция - это способность непосредственного постижения истины путем прямого её усмотрения чаще всего без соответствующего доказательства и практической проверки. Особенность интуитивного «видения» («озарения», «вспышки» сознания) проявляется в неожиданности, эвристичности решения проблемы, в неосознанности путей и средств её решения. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения и т. п.