Задавание вопросов и парафраз

Придумайте адекватный вопрос и парафраз к каждому из этих высказываний. Чтобы помочь вам понять

принцип, первый диалог сделан за вас.

1. Луис: «Сегодня день рождения Донни, и я планирую большую программу на вечер. Иногда я думаю, что

Донни не замечает моих чувств к ней, но после вечера она поймет, что она для меня значит».

Вопрос: «Что конкретно ты планируешь сделать?»

Парафраз содержания: «Если я правильно тебя понял, ты планируешь провести ночь, значительно пре

восходящую ожидания Донни».

Парафраз чувств: «По тому, как ты говорил, у меня сложилось ощущение, что ты действительно гордишь

ся тем, что у тебя такие планы».

2. Анже: «Очередная бессмысленная лекция! Я все еще надеюсь, что однажды он хоть как то расшевелит

ся. Профессор Ромеро — это такая скука!»

Вопрос:

Парафраз содержания:

Парафраз чувств:

3. Гай: «Похоже, все говорят о том фильме, который шел ночью по пятому каналу, а я его не видел.

Ты знаешь, я не слишком много смотрю этот “ящик для идиота”».

Вопрос:

Парафраз содержания:

Парафраз чувств:

4. Келин: «Я не знаю, во мне причина или в маме, но последнее время мы с ней не можем ужиться».

Вопрос:

Парафраз содержания:

Парафраз чувств:

5. Айлин: «Мне надо сделать отчет по работе и задание по менеджменту. Да еще сегодня — день рождения

моей сестры, а у меня даже не было времени купить ей какой нибудь подарок. Завтра я пропала!»

Вопрос:

Парафраз содержания:

Парафраз чувств:

Глава 6 · Умение слушать

Общайтесь!

Использование новых технологий

Телефоны — обычные, беспроводные и сото

вые, подарили нам новый уровень комфорта в

общении. Вы можете работать на компьютере,

вести машину или даже готовить обед, разгова

ривая по телефону. Но как это влияет на эффек

тивность нашего активного слушания? В следу

ющий раз, когда вы будете разговаривать в од

ной из этих ситуаций, оцените ваше активное

слушание. Насколько качественно ваше внима

ние, понимание и запоминание? Какие из инст

рукций, приведенных в этой главе, следует при

менить для повышения качества слушания в

этих условиях?

Мнемонические приемы

Мнемонические приемы помогают слушателям

преобразовывать информацию в наиболее легко

вспоминаемую форму. Мнемонические приемы — это

любые искусственные методики, используемые для

облегчения запоминания. Одним из наиболее часто

используемых мнемонических приемов является со

ставление слова из первых букв списка запоминае

мых объектов. Например, для запоминания названий

пяти Великих озер американцы придумали аббреви

атуру HOMES (Huron, Ontario, Michigan, Erie,

Superior).

Мнемонический прием — любая искусст

венная методика, используемая для облегчения

запоминания.

Когда вам нужно запомнить последовательность

объектов, попробуйте сконструировать предложение

с этими словами или придумать слова, используя

первые буквы слов этой последовательности, и соста

вить из них легкое для запоминания предложение.

Например, в детстве мы запоминали последователь

ность цветов радуги (красный, оранжевый, желтый,

зеленый, голубой, синий, фиолетовый) с помощью

хорошо запоминающегося предложения: «Каждый

охотник желает знать, где сидит фазан».

Использование заметок

Хотя делать заметки в обычном общении с людь

ми не принято, зато они представляют собой мощный

инструмент, помогающий запомнить информацию в

тех случаях, когда мы ведем телефонные разговоры,

участвуем в брифингах, интервью, деловых встречах

или слушаем докладчика. К заметкам можно снова

вернуться, и они позволяют нам играть более актив

ную роль в процессе слушания (Wolvin & Coakley,

1996). Короче говоря, когда вы слушаете сложную

информацию — делайте заметки.

Содержание качественных заметок зависит от си

туации. Полезные заметки могут состоять из кратко

го списка основных моментов или ключевых идей

плюс небольшое количество наиболее важных дета

лей. Или они могут быть кратким резюме всей кон

цепции (вариантом парафраза) по окончании сооб

щения. Однако для более длинной и детализирован

ной информации хорошие заметки должны быть по

добны краткому плану сказанного докладчиком,

включать общий смысл, основные моменты доклада

и ключевой материал для развития. Хорошие замет

ки не обязательно бывают длинными. На самом деле,

многие учебные лекции могут быть сведены к крат

кой схеме из заметок (см. рисунок 6.1).

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Мнемонические приемы

Мнемонические приемы — это полезные сред

ства. Под пунктом 6.3 запишите в рабочей тет

ради мнемонический прием для запоминания

пяти этапов процесса слушания, выделенных в

этой главе: сосредоточение, понимание, запо

минание, оценка и реагирование.

На следующий день, одеваясь утром, проверь

те, можете ли вы вспомнить ваш мнемоничес

кий прием. Затем проверьте, можете ли вы

вспомнить этапы процесса слушания с помо

щью этого мнемонического приема. Насколько

вам это удалось?

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Критический анализ — это процесс определения,

насколько правдивой, достоверной или вероятной вы

считаете информацию. Например, когда некто пыта

ется уговорить вас голосовать за конкретного канди

дата на правительственную должность или поддер

жать легализацию RU 486 (так называемая «пи

люля для аборта»), вы должны выслушать это

критически и определить, насколько вы согласны с

собеседником и как хотите ответить. Если вы не су

меете критически выслушать сказанное, вы рискуе

те неосмотрительно согласиться с определенными

идеями или планами, что может не соответствовать

вашим ценностям, помешать достижению ваших це

лей или ввести других (включая собеседника) в за

блуждение по поводу ваших суждений.

Критический анализ — процесс определе

ния правдивости, достоверности или вероят

ности представленной информации.

Критический анализ требует от вас оценки ка

чества умозаключений. Умозаключения — это суж

дения или утверждения, основанные на изучении

фактов, но не обязательно истинные. Критичные

слушатели оценивают умозаключения в том кон

тексте, где они фигурируют. Обычно умозаключе

ние является частью аргумента; то есть собеседник

делает утверждение (вывод), а затем приводит дру

гие доводы в поддержку утверждения. Вот пример

простого аргумента. Джойс говорит: «Следующий

год будет значительно легче предыдущего. Мне



Часть 2 · Межличностная коммуникация


Наши рекомендации