Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Жил однажды один очень вспыльчивый мальчик. Как-то раз его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал вбивать в изгородь сада гвоздь каждый раз, когда он теряет терпение или ссорится с кем-нибудь. В первый день мальчик забил 37 гвоздей в забор. В последующие недели он научился контролировать себя, и число забитых гвоздей в заборе уменьшалось день ото дня - он обнаружил, что легче контролировать себя, чем забивать гвозди!
Наконец, настал день, в течение которого мальчик не забил ни одного гвоздя в забор. Радостный, он пошел к отцу и сказал ему, что в этот день не забил ни одного гвоздя! Тогда отец велел ему доставать гвоздь из забора всякий день, когда он не потерял терпения и не поссорился с кем-либо. Проходили дни и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он достал все гвозди из забора.
Тогда отец привел мальчика к забору и говорит ему:
- Сын мой, ты вел себя хорошо, но смотри, сколько дырок теперь в заборе. Изгородь теперь уже не такая, как прежде. Когда ты ссоришься с кем-либо и говоришь что-нибудь плохое, ты оставляешь такую же рану, как эти. Ты можешь всадить нож в человека, и можешь достать его, но всегда остается рана.
Не важно, сколько раз ты извиняешься, рана остается. Рана словесная причиняет такую же боль, как и физическая.
1) Определите темперамент главного героя.
2) Может ли эта история быть адаптирована для реальной жизни?
3) Какие техники и методики вы посоветуйте человеку с таким темпераментом для более гармоничной жизни в социуме?
2.Основываясь на характеристиках типов темперамента, распределите перечисленные профессии так, чтобы они удовлетворяли все особенности человека с тем или иным темпераментом:
Радиомеханик, предприниматель, хирург, летчик, астроном, психолог, воспитатель, организатор, продавец, математик, ветеринарный врач, геолог, специалист по машинописи, автослесарь, повар, следователь, инженер, водитель.
Перечень и стандарты практических умений.
Обучающийся должен знать различные типа темперамента и уметь применять эти знания в практической деятельности.
Рекомендации по выполнению НИРС.
1. Темпераменты известных личностей (Бонопарта, Жириновского, Пушкина)
2. Индивидуальный стиль деятельности.
3. Темперамент и поведение в конфликтных ситуациях.
4. Доминирующие инстинкты как система типов темперамента человека.
14. Рекомендованная литература по теме занятия:
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 14
Тема: «Характер».
2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: интерактивное. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, дискуссии.
3. Значение темы: формирование представлений о характере человека, знакомство с базовыми предметными категориями, формирование профессиональной позиции на проблему характера.
Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность. уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние. владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
4. Место проведения определяется особенностью изучаемой дисциплины и формой занятия: учебная комната.
5. Оснащение занятия: методические рекомендации для аудиторной работы студентов.
6. Структура содержания темы.