Сознание и мотивации
"Несмотря на огромное разнообразие
сознательных побуждений и склонностей,
могут быть выделены определенные группы
индивидов, характеризуемые удивительным
сходством в мотивации".
К. Г. Юнг
"Четыре работы о
психологической типологии".
В первой главе я описал спиралевидную закономерность, обнаруженную мной на шкале эмоций в редакции Хаббарда. Среди параметров, образующих спираль, было стремление сохранять или изменять существующее состояние и состояние приемника либо передатчика коммуникации. Параметры эти, достаточно отвлеченные, выступают скорее как инструмент или способ, которым человек стремится воздействовать на объект своего внимания. Еще их можно рассматривать, как мотивацию использовать в конкретной ситуации определенный метод воздействия на этот объект.
Таким образом, я пришел к выводу, что эта последовательность в первую очередь описывает изменение мотивации поведения человека. А последовательность эмоций, которая была исследована Хаббардом, отражает последовательность состояний, через которые проходит сознание человека при изменении его отношения к некоторому объекту, готовности общаться или просто находится вблизи от этого предмета. Впрочем, Хаббард для обозначения этой готовности придумал специальный термин - аффинити, от французского affInIte, близость, кровное родство, общность, близкое расположение в пространстве, а также от латинского affInIs, означающего "быть близко", граничить с чем-то. В частном случае это слово обозначает "чувство любви или расположенности кому-то или к чему-то". По крайней мере, так его определил сам Хаббард. Что же касается эмоций, то согласно Хаббарду:
"Эмоция может быть названа энергетическим проявлением аффинити"
Так, что тон аффинити и эмоция это разные вещи. Однако в саентологии это различие совершенно не исследовано и по умолчанию предполагается, что в тоне аффинити "Веселье" человек испытывает эмоцию веселье, а в тоне аффинити "Скука" человек испытывает эмоцию скука.
Если же рассматривать тон аффинити прежде всего как мотивацию на определенный способ воздействия на ситуацию, то тон 4,0 можно рассматривать, как мотивацию управлять объектом, тон 3,5, как мотивацию быть причиной по отношению объектом, подчинять его себе. Тон 3,0 как состояние сознания, в котором человек стремится к сохранению существующей ситуации, а тон 2,5 как состояние, в котором человек мотивирован на восприятие коммуникации идущей от объекта. Следующий виток спирали при таком подходе выступает как слабая копия, или неполноценная замена первого витка. Тон 2,0 при этом является слабой копией тона 4,0 и в нем человек мотивирован на то, чтобы вернуть себе управление объектом. Тон 1,5 оказывается слабой копией тона 3,5 и в нем человек пытается преодолеть препятствия, мешающие ему быть причиной по отношению к объекту. Тон 1,0 оказывается слабой копией тона 3,0 и в нем человек мотивирован на устранение угрозы стабильному состоянию объекта. И наконец, тон 0,5 оказывается слабой копией тона 2,5 и в нем человек воспринимает свою потерю.
При таком подходе оказывается, что каждому тону аффинити может соответствовать целый ряд определенных эмоций, а название тона соответствует характерной для него эмоции. Обнаружилось, что на то, какую эмоцию будет испытывать человек, влияет целый ряд факторов.
С этой точки зрения тон аффинити 2,5 "Скука", это, прежде всего, состояние сознания, в котором человек испытывает повышенную потребность во входящем потоке при общении, потребность в информации, потребность во внимании к себе или потребность в том, чтобы кто-то или что-то находилось рядом с ним. А вот эмоцию скука человек испытывает только тогда, когда эта потребность не удовлетворяется, когда он испытывает дефицит входящего потока коммуникации.
Тон аффинити 1,5 "Гнев", это состояние сознания, в котором человек преодолевает препятствия. Если этих препятствий нет, человек стремится найти достойное себя препятствие, иногда сам их себе создает, а эмоцию гнев он испытывает только тогда, когда препятствия начинают ему мешать.
На эмоцию, которую испытывает человек, отчасти оказывает влияние то, насколько обстоятельства отличаются от тех, которые человек желал бы иметь. Это желаемое может находиться в разных тонах аффинити, но при этом человек будет чувствовать себя вполне комфортно, если действительность соответствует желаемому. Если обстановка начнет изменяться в худшую сторону, тон человека будет снижаться и это вполне нормально, было бы ненормально если бы человек одинаково реагировал на любые происходящие с ним события. При этом нужно отметить, что разные люди или даже один и тот же человек, но в разное время и в различных ситуациях, желают разных вещей.
Если человек желает активного общения, или активного участия в каком-то процессе, очевидно, он будет комфортно ощущать себя в тоне 4,0 "Энтузиазм". А если человек, желает преодолевать препятствия, он будет комфортно ощущать себя в тоне 1,5 "Гнев". А если человек желает управлять каким-то процессом, и встречает препятствия, он действительно будет раздражен в тоне 1,5.
В тоне 1,0 человек испытывает настоящий страх тогда, когда опасность является нежелательной. Но в этом же тоне он может испытывать потребность в острых ощущениях.
Даже в тоне 0,5, который у Хаббарда назван "Горе", человек может себя ощущать весьма комфортно и даже получать от этого эстетическое удовольствие, как это делают японцы в дни цветения сакуры. Сакура в Японии цветет несколько дней, а затем цветы опадают. Процесс цветения и опадания сакуры для японцев символизирует скоротечность жизни, потерю того, что дорого, жизненных и духовных ценностей. Но при этом, традиционно японцы придают этому событию большое значение и часами наблюдают за всем процессом цветения и опадания сакуры, получая от него большое удовольствие.
Тона аффинити это инструмент, который должен быть применен по назначению. Люди, комфортно ощущающие себя в тоне 2,5, который Хаббард назвал скукой, великолепно справляются с работой требующей усидчивости, такой как анализ информации или контроль качества, то есть, с работой, которая действительно у многих других людей вызовет скуку.
Сделанное здесь заявление сильно отличается от того, чему учат по Хаббарду саентологов. Даже постсаентологические исследователи, описывая шкалу тонов от 0 до 4, обычно полностью следует концепции Хаббарда. Я могу привести в качестве примера, описания поведения людей находящихся в различных тонах, которые приведены в книгах постсаентологических авторов Рут Миншул "Как выбирать своих людей" и Марк Шреффлер "Шкала тонов".
Приведенная ниже информация для ключевых точек шкалы, взята и скомбинирована из упомянутых выше источников .
4.0 Энтузиазм Активный человек, который воодушевляет других на действие. Ему нравится работать и брать ответственность за большую область деятельности. Получает удовольствие от хороших вещей в жизни, здравомыслящее человеческое существо. Способен смело действовать на основе личной убежденности. -
3.5 Веселье Активный интерес к предметам, относящимся к выживанию, больше действия. Больше вовлеченности и больше созидательности. Он больше участник, чем зритель. Способен поддерживать сильный, продолжительный интерес, если он за что-то берется, то не бросает это через неделю. -
3.0 Консерватизм Тенденция поддерживать существующий порядок и противостоять или выступать против изменений или нововведений. Движимый осторожностью, уравновешенный, приспосабливающийся, сдержанный, он терпеливый парень, который никогда не бросается действовать, тщательно все не обдумав. Обычно он избегает споров. Наоборот, он выслушивает все мнения и решает, что: "Мы все более или менее правы". Он будет выдвигать аргументы в пользу безопасности, стабильности и того, что он считает более выживательными действиями. Недоверчиво относится к слишком творческим идеям и приуменьшать сенсационные или плохие новости. Он избегает вмешиваться не в свои дела и вынюхивать. В высшей степени нелюбознательный, он твердо убежден, что нужно уважать права других, не думает, что что-то нужно делать в первый раз. Он последователь, а не исследователь. -
2.5 Скука Его внимание неторопливо и слегка рассеянно. Он хочет, чтобы его развлекали. Он зритель. Ему нравится получать некоторое количество удовольствия, иногда действовать. Этот тон характеризуется совершенным отсутствием цели в жизни. Он не будет пытаться втянуть вас в свою игру; он, по большому счету, не особо много играет. Большее время он просто наблюдает за игрой. Он не чувствует особой необходимости делать что-нибудь в отношении чего-нибудь. -
2.0 Антагонизм Главная характеристика Антагонизма это опровержение. Открытая враждебность. Он никогда не принимает мяч, он всегда отбивает его обратно. Защищая свою собственную реальность, он пытается подорвать реальность других. Он придирается, угрожает и открыто критикует. Он поддерживает споры. Он подвергает сомнению и придирчиво расспрашивает. Он никогда не играет ради удовольствия, он играет только для того, чтобы выиграть. -
1.5 Гнев Чувство крайнего недовольства, враждебности, негодования или раздражения к кому-то или чему-то; ярость; глубокое возмущение. Постоянно находясь в состоянии душевного расстройства, он кричит, беснуется, злится, кипит, раздражается, обвиняет и выражает недовольство. Его игра - останавливать все. Если он не возмущается, значит, он еле сдерживается. Тон 1.5 простирается от кипящего негодования на дне, через раздражительность, и до сокрушительной ярости наверху. Он всегда прав - даже когда он не прав. Не пытайтесь смутить его фактами. Он пытается управлять всем, жалуясь, что "никто здесь ничего не может сделать самостоятельно. Я все должен делать сам". Из-за его неспособности давать точные, понятные приказы и из-за постоянной угрозы вмешательства, подчиненные 1.5 становятся сбитыми с толку, с отсутствием уверенности и способности сделать что- нибудь. Он испытывает кайф от большого риска - особенно в отношении разрушения других людей и вещей. Имея до крайности собственническое отношение к людям и вещам, он разрушит свою собственность, если есть угроза ее исчезновения. -
1.0 Страх Чувство тревоги или беспокойства, обусловленное ожиданием опасности, боли, несчастья и т.п.; ужас, трепет, дурное предчувствие. Человек в хроническом Страхе живет все время в одном или другом из этих проявлений. Он постоянно напуган; все кругом опасно. Он боится быть. Он боится иметь вещи (ведь он может потерять их). Его решение - быть осторожным в отношении всего в жизни. Поэтому, находится ли он в ужасе, небольшом беспокойстве, опасении или неуверенности, он в тоне Страхе на шкале тонов. Он говорит о страшных вещах, действительных или воображаемых. Он пытается быть где-нибудь еще - где угодно еще. Его внимание перепрыгивает с одного предмета на другой. Его речь как кузнечик прыгает с одной темы на другую. Он постоянно беспокоится о том, как защитить себя. Он боится принимать решения, волнуется из-за новых проектов и изобретает поразительные непреодолимые препятствия любому новому плану. -
0.5 Горе Сильное душевное страдание; глубокая жалость, острая печаль или нечто подобное. Горе просит помощи, умоляет о сочувствии. Он проиграл, его предали, он потерял все. Он - сплошные неприятности. Среди прочего, он пытается удержаться в прошлом. Он собирает различные вещи, напоминающие о лучших временах. Может показаться, что Горе во всем обвиняет себя ("Я был не прав"), но в действительности он обвиняет других. Он держится за свои обиды. Он коллекционер несправедливостей. -
0.05 Апатия Отсутствие эмоции или чувства. Отсутствие заинтересованности в вещах обычно считающихся волнующими, интересными или трогательными. Бегство от действительности. Он сдался. Когда человек страдает от тяжелой потери и не может выразить свое горе, он сдерживает его и опускается в Апатию, где он может утверждать, что это его никак не задевает. Апатия это отключение. Он знает, что никогда больше не сможет побеждать. Иногда мы встречаем людей в Апатии, которые думают, что находятся в состоянии безмятежности. Для человека в Апатии вещи никогда не бывают реальными.
У данного описания есть несколько недостатков. Во-первых, в нем тон аффинити и эмоции рассматриваются как синонимы. Во-вторых, в нем не учитывается тот факт, что настроение человека, его тон, зависит от обстоятельств, в которых находится человек и может очень динамично изменяться. А в-третьих, не учитывается тот факт, что у одного и того же человека в жизни присутствуют вещи, к которым он относится хорошо, плохо, и вещи, по отношению к которым он находится в апатии. Действительность гораздо сложнее предлагаемой схемы.
К тому же, все это описание сделано с точки зрения человека, который постоянно мотивирован на управление всем, что попадает в его поле зрения. В таком случае, все, что было сказано шкале тонов в приведенном описании, действительно верно. Такой человек, под действием неблагоприятной ситуации опустившись в тон 2,0, будет вести себя враждебно по отношению к другим людям, которые ему мешают достичь желаемого, как это описано выше. Но человек изначально мотивированный на тон 2,0, это, прежде всего, крепкий собственник, который в нормальной ситуации "живет сам и не мешает жить другим".
Более подробно я вернусь к данному вопросу позже, когда буду рассматривать теорию эмоций, которую создал Л. Фестингер, теорию когнитивного диссонанса. А сейчас я рассмотрю еще один фактор, влияющий на испытываемую человеком эмоцию.
При общении со своим окружением человек оценивает не только свою способность находиться рядом с объектами и контактировать с ними, но и значимость этих объектов для себя, их относительную ценность. Очевидно, в соответствии с оценкой значимости распределяется между вещами окружающими человека и объектами, существующими только в его сознании внимание человека. Причем зависимость эта явно нелинейная. Более важные объекты привлекают непропорционально большой объем внимания человека, а маловажные могут быть вообще вниманием обойдены. Именно на этом свойстве распределения человеческого внимания построены различные лотереи. При этом маловероятная возможность большого выигрыша привлекает значительно большее внимание, чем гораздо более вероятная возможность небольшого проигрыша.
От объема внимания, направленного на объект, во многом зависят эмоции, которые испытывает человек. Вот ситуация. Человек в гневе, он мотивирован на разрушение объекта мешающего ему. Большая часть его внимания направлена на этот объект, очевидно, он придает происходящему большое значение. Затем, в течение некоторого времени человек и вызвавший гнев объект не контактируют между собой и эмоции человека меняются. В его окружении появляются другие объекты, на которые переходит часть внимания человека. Вначале человек ощущает раздражение, а затем уже спокойно вспоминает объект как нечто, что он собирается разрушить. Если создать ситуацию похожую на ту, которая была вначале, свести человека и объект вместе, он вновь начнет испытывать раздражение или гнев по отношению к объекту. Что происходит? Отношение человека к объекту, то есть тон аффинити, не изменялось. Изменялась оценка значимости объекта и направленный на него объем внимания. Описание подобного явления есть у ряда постсаентологических авторов и там оно обозначено как "остывание эмоции", но в этих источниках мне не попадалась теоретического анализа данного явления, поэтому я здесь привожу собственную его трактовку.
Учитывая влияние на эмоцию объема внимания, я расширил шкалу эмоций, добавив в нее еще одну координату. При этом, в отношении объема внимания я ввел три градации, большой объем внимания (по моей оценке, более 70%), средний объем внимания, и малый объем внимания (менее 30%).
В эту таблицу вошли только те эмоции, которые возникают при "остывании" базовых эмоций входящих в стандартную шкалу эмоций от 0 до 4 по Хаббарду. Состояния, находящиеся в левой колонке данной таблицы, люди, как правило, даже не воспринимают как эмоции, скорее как свои намерения по отношению к данному объекту или свои ощущения.
Результаты исследований во многом зависят от тех инструментов, которыми пользуется исследователь. В данном случае, Хаббард в своих исследованиях опирался на данные, которые были получены им, при работе с людьми в сессиях одитинга. По сути, это лабораторные, а не естественные условия. Одной из особенностей одитинга является то, что ведущий сессию стремится направить все внимание человека на предмет сессии. Таким образом, при одитинге проявляются эмоции по правому столбцу таблицы, а изменение эмоций по горизонтали, то есть по объему направленного на объект внимания, остается не исследованным.