Инкультурация и социализация 3 страница

Культурное посредничество

Вероятно, не существует такой теории развития, в которой роль культуры была бы более очевидной и всеохватывающей, чем теория Выготского93. Он придавал большое значение аспектам поведения, характерным для людей, и их формированию в ходе истории на социетальном уровне и онтогенетически — на индивидуальном уровне. Существует внутреннее воссоздание внешних операций, которое делает бнг//77рг/индивидуальными

93 См. Vygotsky 1978; Wertsch & Tulviste, 1992, Segall, 1999.

процессы, которые первоначально меж-индивидуальны.

«Каждая функция в культурном развитии детей возникает дважды: сначала — на социальном уровне и позже — на индивидуальном; сначала между людьми (интерпсихологически) и затем внутри ребенка (интрапсихологически)... Все высшие функции происходят из фактических отношений между индивидами».

Эта цитата ясно показывает, что истоки индивидуального функционирования психики социальны. Отдельный человек может лишь приобретать высшие функции психики, которые уже существуют в социокультурном контексте. Следовательно, поведение людей можно определить как «опосредованное с помощью культуры».

Первоначально считали, что культурное посредничество имеет чрезвычайно широкий размах. Например, Лурия94 изучал силлогистическое мышление групп из Узбекистана: одни были неграмотными, другие, проживавшие в колхозах, имели начальное образование. Исходя из того, что они плохо справлялись с тестами, ученый сделал вывод, что необразованные люди неспособны к абстрактному мышлению, тогда как люди, получившие определенное образование, очевидно, приобрели эту способность. Позже95, было продемонстрировано, что различия между грамотными и неграмотными людьми не так уж резки, как думал Лурия. Основное различие состоит в том, решались ли силлогизмы исключительно с использованием информации, содержащейся в предпосылках, заданных исследователем, или же респонденты использовали также свои

94 См. Luria, 1971, 1976.

95 См., например, Cole, 1996.

,96

предыдущие эмпирические знания3 Частое упоминание узбекскими респондентами того, что они «не знали» ответов на простые силлогизмы, вероятно, указывало на отсутствие у них непосредственного опыта обращения с теми вещами, о которых спрашивал Лурия97.

Хотя Коул (1992а, 1996) критикует более ранних авторов, он поддерживает позицию культурного посредничества. По его мнению, биологический организм и окружающая среда взаимодействуют не непосредственно (как предполагал, в частности, Пиаже), а благодаря третьему опосредующему фактору, а именно культуре. Схематически Коул проводит не только классическое различие между организмом и окружением, но и дальнейшее, столь же фундаментальное, различие между естественным окружением и культурой. Для Коула развитие — это понятие со многими уровнями или временными шкалами: физической, филогенетической, культурно-исторической (в которой появляются и исчезают традиции общества), онтогенетической и, как он ее называет, микрогенетической шкалой. Последняя включает опыт человека «здесь и сейчас». Понимание механизма взаимодействия этих различных уровней существенно для понимания онтогенетического развития. По мнению Коула, этапы онтогенетического развития проявляются не только у отдельных детей, они возникают при комплексном взаимодействии за какое-то время. Примером этого является эмпирическое исследование, в ходе которого Коул изучал, как дети овладевают когнитивными навыками при работе с компьютером, имея при этом все возможности для письменного и устного общения.

Эволюционные подходы

Противоречие «природа-воспитание» в основном касалось того, насколько доступное наблюдению поведение можно объяснить биологическими факторами, а насколько влиянием окружающей среды. Уже в 1958 году Анастази (Anastasi) указал, что более уместно было бы задаться вопросом о соотношении природы и воспитания. Как мы увидим в главе 12, биологические теории о социальном поведении, которые были развиты в социобиологии и этологии (биологическом изучении поведения), подводят к теоретическому пониманию способов осмысления таких отношений. Это привело к развитию эволюционной психологии (см. гл. 10).

В эволюционных подходах существуют ярко выраженные детерминистические традиции мышления, представленные, например, Туби и Космидесом98. Эти авторы утверждают, что репертуар поведения выражает филогенетически развивавшиеся модули. Такие модули — непосредственный результат процессов адаптации в дарвинистском понимании, при которых успех стратегий воспроизводства является центральным параметром. В гл. 10 мы обсудим эти проблемы. Эксперименты с маленькими детьми показали, что те проявляют способности намного раньше, чем это предполагал Пиаже. Работа с детьми в возрасте нескольких месяцев по изучению познания показала, что в некоторых случаях они уже различают физически возможные и невозможные события99. Это предполагает такую модель развития, в которой дети рождаются с несколькими общими функциями, которые направляют их представления о внешнем мире. В процессе развития они все более и



96 См. Scribner, 1979.

97 См. Cole, 1992a, 1996; Tulviste, 1991; Segall, 1999.

См. Tooby & Cosmides, 1992. См. Baillargeon, 1995, 1998.

более совершенствуются в результате фактического экспериментирования100.

Что касается социального поведения, то существуют также теоретические подходы, в которых воспроизводимые результаты рассматриваются как результаты процессов взаимодействия организма с генетически заданными способностями к развитию и фактического опыта взаимодействия с окружающей средой. В кросс-культурной психологии развития подобные взаимодействия изучают в результате соединения различий условий в ранний период жизни с различиями характерных паттернов поведения в более поздний период жизни10'. Этот тип осмысления представлен в исследовании Бельски, Стайнберга и Дрейпера102, где факторы окружения ребенка в детстве связываются с последующим половым и репродуктивным поведением. Они противопоставляют семьи с ограниченными средствами, паттернами небезопасной привязанности и стрессами, семьям, в которых наличествует тепло и уют. В семье первого типа проявляется тенденция достижения девочками половой зрелости в более раннем возрасте и более раннего начала половой жизни девочками и мальчиками. В последующей жизни этот паттерн поведения продолжает действовать и ведет к менее стабильным союзам пар (уровень разводов выше) и к меньшей родительской заботе, созда-

100 Исследование, подобное проведенному Байяр-
жоном (1995, 1998), подразумевает большую после
довательность развития, чем полагал Пиаже. В то
же время, эксперимантальные исследования также
стали предоставлять весьма непосредственные до
казательства проявления внезапных изменений пат
тернов развития, которые присущи этапам. Тем не
менее, эти внезапные изменения характерны скорее
для специфических моделей поведения, чем для
обширных областей (наподобие этапов Пиаже) (на
пример, Thelen, 1995; Wimmers, Savelsbergh, Van der
Kamp & Hartelman, 1998; Wimmers, Savelsbergh, Beek
& Hopkins, 1998).

101 См. Keller, 1997.

102 Cm. Belsky, Steinberg & Draper, 1991.

вая небезопасное социальное окружение для детей последующего поколения. Подтверждение этих результатов мы находим и в других исследованиях103. Это утверждение исчерпывающее, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, межпоколенческие паттерны, как предполагал Бельски, уже наблюдались ранее, но их приписывали факторам социальной среды, которые влияют на различные поколения. Объясняя подобные паттерны, Льюис104 говорил о «культуре бедности». Во-вторых, данные, полученные Бельски и другими, подразумевают, что социальные факторы влияют на такие биологические процессы, как половое созревание и начало менструации. Однако, хотя ранее такие влияния считались несовместимыми с биологическими законами, сейчас признано, что социальные условия действительно могут влиять на процессы физического развития105. Возможно, потребуются десятилетия исследований для того, чтобы валидность этих эволюционных подходов взаимодействия оценили должным образом. В то же время понятно, что систематические изменения, обусловленные различиями культурных условий, являются важной темой для исследования в этом направлении. Это может продвинуть некоторые наиболее фундаментальные проблемы онтогенетического развития106.

ВЫВОДЫ

В этой главе мы исследовали, как фоновый контекст популяции влияет на поведение индивида и когда эло происходит в процессе индивидуального развития.

103 См. Chasiotis, 1999.

104 См. Lewis, 1966.

105 См. Gottlieb, 1998; Gottlieb, Wahlsten & Lickliter,
1998.

,06 См. Keller & Greenfield, 2000.

Мы доказали, что все четыре процессуальные переменные, показанные на рис. 1.1., отвечают за трансмиссию от контекста к человеку, особое внимание уделили при этом формам культурной трансмиссии и обучения в раннем возрасте и аккультурации, которая продолжается для некоторых людей в течение всей жизни. Мы идентифицировали различные пути культурной трансмиссии (вертикальный, горизонтальный, непрямой) во всех культурах, отметив, что относительный акцент на каждом из них может изменяться в зависимости от культуры. Точно так же стиль (в пределах от уступчивости до самоутверждения) меняется от культуры к культуре, и может рассматриваться как культурная адаптация к экологическим факторам (особенно экономики добычи пропитания).

При рассмотрении этих проблем определился ряд теоретических и методологических вопросов. Первый из них — это первичная интерпретация номинальной величины кросс-культурных различий в показателях психологических методик,

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

аккультурация

биологическая или генетическая трансмиссия

гендер

Ареальная Картотека Человеческих Отношений (HRAF)

инкультурация

культурная трансмиссия

мир большинства

ниша развития

которые были созданы внутри некого отдельного культурного контекста, а Я затем используются в другом. Ранние исследования имели тенденцию переоценивать кросс-культурные различия и слишком обобщали психологическую причастность. Такие методологические и теоретические проблемы интерпретации данных являются периодически повторяющейся темой этой книги. Второй главной темой является природа взаимодействия генетиче-ских предрасполо-женностей и культурных или экологических переменных. В значительной степени это незнакомая территория и было бы преждевременно что-либо решительно утверждать. Одним из возможных выводов является то, что маленькие дети в любой точке Земли начинают свой жизненный путь с очень похожими установками и набором одинаковых возможностей. Из-за культурных вариаций при социализации и при уходе за детьми начинают проявляться некоторые пси-хологиче-ские изменения, которые можно объяснить с помощью структуры на рис. 1.1.

нравственное развитие

обучение ребенка

онтогенетическое развитие

привязанность

родительские этнотеории (также называются родительскими убеждениями, неявными теориями развития)

социализация

эквивалентность


инкультурация и социализация 3 страница - student2.ru


ПЛАН ГЛАВЫ

Социокультурный контекст

Конформизм

Ценности

Индивидуализм и коллективизм

Социальное познание

Гендерное поведение

Выводы

Ключевые термины

В этой главе речь пойдет о социальном поведении и его взаимосвязи с общим культурным контекстом. Начнем с краткого рассмотрения вопроса, что такое социальное поведение, и с проблем кросс-культурной психологии, которые предстоит изучить. Затем обратимся к анализу некоторых особенностей социокультурной системы, которые социологи и антропологи рассматривают как важные параметры социокультурных различий в группах людей. Большая часть главы посвящена обзору исследований специально отобранных типов социального поведения, которые были изучены с кросс-культурной точки зрения. Раздел о социокультурном контексте начинается с краткого обсуждения универсалистской и индигенной точек зрения на кросс-культурные вариации социального поведения. Согласно этому, представлены и определены некоторые

ключевые понятия. В разделе о конформизме мы исследуем положение о том, что в определенных обществах индивиды будут следовать скорее преобладающей групповой норме, чем каким-либо другим. Далее следует большой раздел о ценностях, той области исследований, которой предают большое значение в кросс-культурной психологии. Одному из ценностных параметров, а именно параметру «коллективизм-индивидуализм», который стал центром внимания в кросс-культурной социальной психологии 1990-х годов, уделено особое внимание и посвящен отдельный раздел. В разделе о социальном познании сделан акцент на атрибуции — стремление объяснять поведение человека с точки зрения причин, находящихся или в самом человеке, или в окружающей среде. В разделе о тендерном поведении мы кратко представим различные темы

3 Кросс-культурная психология

кросс-культурного исследования: представления о мужчинах и женщинах в разных обществах; паттерны выбора партнеров (для брака), мнения о типичном (нормативном) поведении мужчины и женщины, результаты исследований фактических различий между мужчинами и женщинами по некоторым психологическим характеристикам.

Еще одна из областей социального поведения — этнические отношения и предрассудки в плюралистических обществах — будет рассмотрена в главе 13.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

В гл. 1 мы показали, что все поведение человека до некоторой степени обусловлено культурой, так как люди социальны1. Наши близкие и продолжительные межличностные отношения способствуют развитию общих понятий и созданию социальных институтов и артефактов. Чтобы понять нашу социальную природу и то, как она устроена, нужно исследовать некоторые основные черты общества. Первоначально остановимся на паттерне сходств и различий в социальном поведении представителей разных культур. С одной стороны, социальное поведение, очевидно, связано со специфическим социокультурным контекстом, в котором оно формируется. Например, ритуалы приветствия (поклон, рукопожатие или поцелуй) широко варьируют от культуры к культуре, и это яркие примеры влияния культурной трансмиссии на наше социальное поведение. С другой стороны, приветствия существуют во всех культурах, что заставляет предполагать наличие некой фундаментальной общности в самой сущности со-1 См. Hoorens & Poortinga, 2000.

циального поведения. Поэтому можно выдвинуть универсалистскую рабочую гипотезу о том, что многие типы социального поведения (возможно, их большинство) проявляются во всех культурах, но реализуются разными способами, в зависимости от местных культурных традиций.

Большая часть существующей литературы по социальной психологии, доступной в настоящее время, культурно обусловлена, так как развивалась, главным образом, в одном обществе (в Соединенных Штатах) и охватила «в своих исследованиях проблемы собственного общества»2. Эта культурно обусловленная природа существующей социальной психологии стала широко принятой точкой зрения3. Эмпирическую демонстрацию культурных пределов социальной психологии осуществили Амир и Шарон4, предпринявшие попытку повторить в Израиле шесть исследований, о которых сообщалось в течение одного года в «American Social Psychology Journal». Большая часть гипотез, которые проходили повторную проверку, не получила подтверждения, но зато были дополнительно обнаружены некоторые «новые» важные данные. Берри (1974а) на теоретическом уровне указал на несоответствие переноса некоторых американских социально-психологических концепций в Канаду, например, исследования франко-канадских и англо-канадских отношений, в которых неявно использовалась модель, разработанная по результатам американских исследований отношений между афроамериканцами и белыми американцами. Если существуют труд-

2 См. Moscovici, 1972, с. 19.

3 См., например, Berry, 1978; Bond, 1988; Jahoda,
1979, 1986.

4 См. Amir & Sharon, 1987.

ности при переносе теорий, методов и результатов из Соединенных Штатов в Израиль и Канаду, то насколько вероятно возникновение подобных проблем в исследованиях с более резкими культурными контрастами?

Одним из решений этой проблемы являетсясозданиеиразвитиеиндигенных социальных психологии5, которые соответствуют определенному обществу или региону6. Такого же мнения придерживался и Московичи7: «Социальная психология, которую нужно создать, должна происходить из нашей собственной дейст-вительности». Это соответствует и одной из задач кросс-культурной психологии (см. гл. 1), а именно исследовать другие культурные системы с целью обнаружить новые социальные поведенческие феномены, которые адекватны локальной социокультурной действительности. Однако если мы это сделаем, то, вероятно, покончим с размножением «множественных социальных психологии»8, каждая из которых соответствует собственной социокультурной действительности. Явное преимущество этих множественных социальных психологии состоит в том, что они, похоже, отвечают индиген-ным реалиям, которые их подпитывают. Очевидное неудобство заключается в том, что столь быстрое увеличение психологии может привести к фрагментации социальной психологии как дисциплины. Однако это необходимо для открытия возможных фундаментальных принципов и общих параметров социального поведения, что является третьей целью кросс-культурной психологии (формирование уни-

5 См. Kim & Berry, 1993; Sinha, 1997.

6 См., например, Berry & Wilde, 1972 для Канады; и
Hewstone, Stroebe & Stephenson, 1996 для Европы.

7 См. Moscovici, 1972, с. 23.

8 См. Doise, 1982; Jahoda, 1986.

версалий) с использованием сравнительного метода9. Многие кросс-культурные социальные психологи10 сомневаются в том, что эти основные универсальные принципы существуют в большинстве областей социального поведения (см. дополнение 3.1.). Иными словами, универсалистская рабочая гипотеза, с которой начато это обсуждение, разделяется многими исследователями в области современной кросс-культурной психологии. Обнаружение этих универсальных принципов путем исследования всех локальных индигенных социальных психологии остается центральной проблемой, которая стоит перед кросс-культурными социальными психологами. К теоретическим аспектам этой проблемы мы вернемся в гл. 12. Здесь же рассмотрим два важных параметра культурной вариации, обнаруженной в разных культурах: разнообразие и обязательность ролей.

8 каждой социальной системе отдельные
люди занимают положение, предпола
гающее определенный тип поведения,
который называется ролью. Каждый
носитель роли является объектом санк
ций, посредством которых оказывается
социальное влияние, даже давление, с
тем, чтобы он вел себя согласно соци
альным нормам или стандартам. Чита
тели, которые незнакомы с этими терми
нами, могут посмотреть любое введение
в социологию или работу Сигалла, гл. 2
(1999). Четыре выделенных термина со
ставляют некие важные концептуальные
блоки, которые позволяют понять влия
ние фоновых контекстов на культурную
адаптацию, трансмиссию и фактически
на социальное поведение, как это пред
ставлено на рис. 1.1.

9 См., например, Berry & Kim, 1993; Berry, 2000a.

10 См., например, Faucheux, 1976; Jahoda, 1979;
Pepitone, 1976; Triandis, 1978.

Дополнение 3.1.Универсалии социального поведения

Эберли и его коллеги* предложили набор функциональных предпосылок общества, т. е. «то, что должно быть сделано в любом обществе, чтобы оно продолжало существовать». Эти предпосылки достаточно интересны, так как их можно назвать универсалиями, которые действуют в той или иной форме в любой культуре. Их девять:

1. Обеспечение адекватных взаимосвязей с окружением (как физическим, так и социальным) необходимо для того, чтобы поддерживать популяцию, достаточную для «продолжения» общества и культуры.

2. Дифференциация и распределение ролей: в любой группе нужно выполнять различные задания, и людям приходится как-то обозначать свои роли (например, они могут быть получены по наследству или быть результатом собственных успехов).

3. Коммуникация: всем группам необходим общий, усвоенный, символический способ коммуникации для поддержания информационного потока и координации деятельности внутри групп.

4. Общая когнитивная ориентация: необходимо, чтобы убеждения, знания и правила логического мышления были общими для всех людей в обществе, что позволит им работать вместе при наличии взаимопонимания.

5. Общие четко сформулированные цели: нужно, чтобы люди разделяли направления общих устремлений, чтобы избежать конфликтов между ними.

6. Нормативное регулирование средств достижения этих целей: правила достижения целей должны быть установлены и приняты популяцией. Так, если материальные приобретения — это общая цель для большинства людей, то убийство и воровство вряд ли будут адекватными средствами достижения этой цели, тогда как производство, тяжелая работа и торговля вполне могут быть таковыми.

7. Регулирование эмоционального проявления: эмоции и чувства также должны подвергаться нормативному контролю. Например, любовь и ненависть не могут выражаться абсолютно свободно, в противном случае, это может привести к серьезным разрушительным последствиям внутри группы.

8. Социализация: все новые члены обязаны усвоить фундаментальные и важные правила жизнедеятельности группы. Образ жизни группы должен передаваться, изучаться и, до некоторой степени, приниматься всеми индивидами.

9. Контроль деструктивного поведения: если социализация и нормативное регулирование не приводят к ожидаемым результатам, то необходим «запасной вариант», который позволит группе принуждать к соблюдению соответствующих нормх и приемлемому поведению у своих членов. И, наконец, может потребоваться коррекция поведения человека или даже устранение его (путем помещения в тюрьму или казни).

Фиске (Fiske, 1991) предложил универсальную модель социальных отношений, в которой утверждается, что «достаточно всего четырех элементарных структур взаимоотношений, чтобы описать весь огромный спектр форм социальных отношений людей, а также социальных мотивов и эмоций, интуитивной социальной мысли и моральных суждений». Приведем их: * См.АЬеПе, 1950.

1. Коллективное участие: там, где люди объединяются, границы личных «Я» стано
вятся нечеткими. Они уделяют больше внимания членству в своей группе и чувст- :
вуют общую идентичность, солидарность, единство и происхождение: думают о '
самих себе не как об отдельных «Я», а как о «Мы» (ср.: коллективизм; см. ниже).

I

2. Ранжирование власти: там, где преобладают неравенство и иерархия, люди, занимающие высокое положение, контролируют других людей, предметы и ресурсы (включая знания), часто берут на себя инициативу и имеют право вы- л бирать кого-либо и оказывать ему предпочтение (ср.: высокая социальная стратификация).

3. Гармоничность равенства: там, где существуют эгалитарные отношения среди : равных, люди самостоятельны, но равны; они вовлечены в сбалансированные ?-взаимоотношения (ср.: низкая социальная стратификация). ч

4. Оценка с помощью рынка: там, где отношения опосредованы ценностями, определенными «рыночной» системой, индивиды взаимодействуют с другими '_ только тогда, когда считают, что это рационально делать с учетом этих ценностей, а их деятельность, соответственно, определяется теми расценками, по которым она может быть обменяна на другие предметы потребления.

По мнению Фиске (1991, с. 25),

«эти модели фундаментальны потому, что они, в некотором смысле, являются \ «вводными курсами» самого низкого или наиболее базового уровня социаль- -ных отношений. Согласно моей гипотезе, эти модели общие, они упорядочивают большинство форм социального взаимодействия, мышления и эмоций. Они элементарны, в том смысле, что являются основными составными частями для ·, всех социальных форм более высокого порядка. Согласно моей гипотезе, они ' также универсальны и являются основой для социальных отношений между всеми людьми во всех культурах (что позволяет осуществлять огромное множество культурно-специфических разработок, поощрений и запретов) и важным условием для кросс-культурного понимания и межкультурных контактов».

Фиске (1993) создал эмпирическое обоснование для этих четырех категорий связи, используя стратегии людей при обращении с социальными ошибками.

Эти элементы социальной системы не случайны, а организуются или структурируются каждой культурной группой. По нашему мнению, на такие структуры влияет экологический контекст, и они подвергаются дальнейшему изменению, что подпитывается социально-политическим контекстом (см. гл. 1). Две ключевые особенности социальных структур состоят в том, что они дифференцированы и стратифицированы. Общества проводят дифференциацию

ролей; некоторые из них делают это в незначительной степени, тогда как другие — в значительной. Например, в относительно недифференцированной социальной структуре положения и роли могут быть сведены до нескольких основных положений: семейного, социального и экономического (например, родитель—ребенок, охотник—тот, кто готовит пищу). И, наоборот, в более дифференцированном обществе существует намного больше положений

и ролей (например, король—аристократия—гражданин—раб; владелец корпорации—руководитель (менеджер)—рабочий—пенсионер; папа римский—кардинал—епископ—священник—мирянин). В первом примере существует минимальное разнообразие ролей, в то время как во втором — их гораздо больше.

Эти дифференцированные положения и роли могут быть либо организованы в форме иерархии, либо нет. Когда их располагают в вертикальной статусной структуре, о социальной системе говорят, что она стратифицирована. Существует множество кросс-культурных анализов стратификации11. Мердок изучал классовые различия (наследственная аристократия, различия в благосостоянии). На одном конце шкалы (нестратифицированные общества) таких статусных различий мало, тогда как на другом (стратифицированные общества) могут существовать многочисленные классовые или статусные различия (например, королевская власть, аристократия, дворянство, граждане, рабы). Анализ Пелто12 этих и подобных различий привел к тому, что он расположил общества по признаку, который назвал «стесненный-свободный».В стратифицированных и стесненных обществах давление на человека в аспекте выполнения им социальной роли ведет к высокому уровню ролевых обязательств, в то время как в менее стесненных обществах, на него осуществляется меньшее давление с целью принуждения к выполнению социальных ролей.

Эти два параметра культурной вариативности проявились в ряде эмпирических и концептуальных исследований. Например, Ломаке и Берковитц13 иссле-

11 См., например, Murdock, 1967; Pelto, 1968.

12 См. Pelto, 1968.

" См. Lomax & Berkowitz, 1972.

довали с помощью факторного анализа многочисленные культурные переменные и обнаружили два параметра, которые определили как дифференциацию и интеграцию. Ранее Берри (1994) предложил соотнести понятия социетального размера и социетального конформизма с рядом параметров социального поведения, таких, как ценности и конформизм. Особенно важно, что эти два параметра близко связаны с некоторыми основными характеристиками экологических систем. Например, в работе МакНетта14 было отмечено, что в кочевых охотничьих обществах и в обществах собирателей обычно наблюдается меньшее разнообразие ролей и ролевых обязательств, чем в оседлых сельскохозяйственных обществах. Что касается городских, индустриальных обществ, то здесь многие исследования показали даже более высокий уровень разнообразия ролей, но более низкие уровни ролевых обязательств15. Таким образом, эти два культурных параметра явно взаимосвязаны с экологическим контекстом и с теми различиями культурной трансмиссии, которые были представлены в гл. 2.

Имея ввиду эти центральные параметры социального и культурного контекстов, обратимся к обзору исследований отдельных типов социального поведения, многие из которых связаны с изменениями в экологии, культуре и культурной трансмиссии.

КОНФОРМИЗМ

На протяжении длительного периода времени предметом изучения социальной психологии был тот предел, до которого людям свойственно придерживаться превалирующих групповых норм. Как

Наши рекомендации