Нейрофизиологические механизмы памяти
Физиология памяти
16.06.2017
Статьи для семинара (презентация + критика):
· Kesner – модель атрибутивного механизма памяти
· Raimond R.P. – механизмы памяти, разрушение структур мозга и их связь с памятью, обзоры
История развития учений о мозге и поведении
В.Вунд – основатель экспериментальной психологии; «отец современной психологии»; описал все типы кожных рецепторов; использовал метод интроспекции.
У.Джеймс – самое важное – непосредственное чувство индивида – радикальный эмпиризм; метод интроспекции; психолог и философ
· S-R связь – связь стимул-реакция
· Мы запоминаем их
· Сложное поведение – соединение более простых актов
· Первый разделил память (на первичную и вторичную)
Джон Бродес Уотсон – психолог, изучал поведение; основатель бихевиоризма, который отвергает сознательную и бессознательную психическую деятельность и изучает поведение в терминах физиологических реакций на стимулы
· S-R связь
· Поведение в терминах обучения
· Основа внимания – переключение ассоциаций
· Элементарное поведение состоит из УР и обучения методом проб и ошибок
Эдуард Торндайк – первый внедрил объективный метод в исследование процессов обучения
· Проблемные ящики
· Фиксированный характер двигательных реакций, направленных на выход из ящика
· Ход опытов и их результаты изображены графически в виде кривых, на которых отмечены повторные пробы и затраченное время – характер «кривой научения» -> животное действует методом «проб, ошибок и случайных успехов»
Э.Толмен – создатель когнитивного необихевиоризма; ввёл «когнитивную карту», «промежуточные переменные»
· Когнитивная природа поведенческих актов
· Поведение определяется мотивами
· Объяснял поведение в абстрактных терминах без физиологических механизмов
Кларк Леонард Халл – системная и механистическая теория – усиление роли подкрепления при снижении влечения (мотивации) как механизм обучения
· Любая форма поведения может быть описана в рефлекторных терминах
· Не отвергал понятие сознания
Б.Ф.Скиннер – закон эффекта и эффектов различных способов подкрепления и наказания в оперантном обучении; «камера Скиннера»; позитивное подкрепление играет решающую роль.
Э.Р.Гатри
· Теория установления S-R связи во времени
· Обучение с одной попытки
· Сформулировал теорию научения, основанную на принципе ассоциативности
· Научение состоит в сопряжении S и R в первого раза
· Чем чаще повторяется, тем прочнее связь
Г.Эбингауз – вывел объём краткосрочной памяти (7+\-2 единицы)
Лешлик Спенсер – эквипотенциальность; кора головного мозга рассматривалась как состоящая из отдельных, но связанных между собой зон; разрушение участков головного мозга
· Концепция эквипотенциальности – способность сохранившейся части коры компенсировать потерю
· Концепция воздействия массы – качество выполнения заданий уменьшается пропорционально объёму разрушений и необязательно зависит от локализации повреждения
· Локализация оказывает меньшее влияние при более сложных психических процессах
Р.Сперри – получил Нобелевскую премию за изучение функциональной асимметрии мозга
Тимберген – получил Нобелевскую премию
Лоренц – основатель этологии; получил Нобелевскую премию за создание моделей индивидуального и группового поведения животных
Теодюль Арман Рибо- опытное направление психологии; аффективная (эмоциональная) память.
Память
Виды и теории памяти
Память
Генетическая ИммуннаяНервная
Биологическая память – способность живых систем запечатлевать, хранить и воспроизводить информацию о прошлом опыте.
По условиям возникновения:
· Наследственная (генетическая)
o Информация о строении и функциях организма, записанная в ДНК
o Много степеней защиты
o МГЭ – мобильные генетические элементы
· Приобретённая (индивидуальная)
o Хранение и воспроизведение следов индивидуального опыта
По функциональному значению:
· Процедурная
o Память на действия
o Неосознаваемая
o Обучение происходит медленно
· Декларативная
o Знание о происходящих вокруг событиях
o Осознаваема
o Обучение происходит быстро
§ Факты
§ События
По регуляции процессов запоминания:
· Непроизвольная
o Запоминание и воспроизведение происходит без усилий
· Произвольная
o Запоминание и воспроизведение происходит в результате осознанное целенаправленной деятельности
По длительности хранения:
· Сенсорная
o До 500 мс
o Не контролируется сознанием
o Не воспроизводится
o Зависит от функционального состояния организма
o Память при раздражении рецепторов (ПД)
· Кратковременная
o Секунды-минуты
o Быстро угасает
o Объём ограничен – 7+\1 2 единицы
o Необходима для перехода следа памяти в долговременную память
o ≈рабочая память – необходима для выполнения поведенческой задачи
· Долговременная
o Энграмма устойчива
o Время хранения неограниченно
o Объём практически неограничен
· Промежуточная память
o Буферная память
o Туда уходят излишки информации, которая обрабатывается в течение дня
o Во время сна интегрируется
Сенсорная память Кратковременная память Долговременная память
Промежуточная память
Упрощённая модель памяти
Сенсорный вход Внимание к новой или важной информации Кодирование
Внешние стимулы Сенсорная память Краткосрочная память Долгосрочная память
Кодирование Извлечение
Нейрофизиологические механизмы памяти
Кратковременная память:
· Электротоническая теория – длительное изменение мембранного потенциала в определённых синапсах
· Теория реверберации – многократная циркуляция импульса по замкнутой цепочке нейронов
Долговременная память:
· Синаптическая теория – изменение синаптической структуры
· Глиальная теория – изменение глиальных клеток, окружающих нейроны
· Биохимическая теория – изменение клеточных свойств нейрона
· Долговременная потенциация – увеличение частоты разрядов после короткой быстрой стимуляции
· Сильное эмоциональное улучшение запоминания
· Некоторые стресс-гормоны изменяют запоминание
Сенсорная память:
· Иконическая – зрительная информация
· Эхоическая – слуховая информация
Сенсорный вход
Сенсорная память
· Эксперимент Сперлинга – предъявление таблицы букв на 1/20 секунды – испытуемые могли всё увидеть и воспроизвести; память стирается через 1/3 секунды.
· Формирование автоматическое, без внимания и интерпретации
· Внимание необходимо для передачи информации в рабочую память
Рабочая память
· Функция сознательной обработки информации
· Активная обработка информации
· 7+\-2
· ~30с
90%
18с
Кодирование – преобразование информации:
· Автоматическое – бессознательное
· С усилием - осознаваемое
Кодирование (автоматическое или с усилием):
· Смысловое (семантическое кодирование)
· Образное (зрительное кодирование)
· Организационное
o Части сходной информации
o Иерархия – сложная информация разбивается на подразделы, категории и подкатегории.
Эффект положения – лучше запоминаются первые и последние члены ряда.
Повторение для запоминания:
· Мысленное или словесное повторение информации позволяет ей оставаться в рабочей памяти более 30с
Задача Петерсона:
· Испытуемому предъявляли 3 буквенных бессмысленных слова
· Ждали несколько секунд
· Информация без повторения забывается
Модель рабочей памяти Baddelеy
3 взаимодействующих компонента
Зрительно-пространственная Центральные Фонологическая
эскизная запись структуры петля
· Зрительно-пространственная эскизная память – содержит зрительную и пространственную информацию
· Фенологическая петля содержит вербальную информацию
· Центральные структуры – координируют все виды активности рабочей памяти, доставляют новую информацию от сенсорной в долговременную память
Долговременная память
· Если информация прошла через сенсорную и рабочую память, то она может стать долговременной
· Кодирование – процесс, который контролирует переход информации из рабочей в долговременную
· Извлечение – процесс, который контролирует переход к рабочей памяти
· Функция – организует и хранит информацию
· Более пассивная форма хранения информации
· Неограниченный объём
· Обеспечивает переход памяти из краткосрочного в долговременное хранилище
· Длительное хранение – считается постоянным