Нейрофизиологические механизмы памяти

Физиология памяти

16.06.2017

Статьи для семинара (презентация + критика):

· Kesner – модель атрибутивного механизма памяти

· Raimond R.P. – механизмы памяти, разрушение структур мозга и их связь с памятью, обзоры

История развития учений о мозге и поведении

В.Вунд – основатель экспериментальной психологии; «отец современной психологии»; описал все типы кожных рецепторов; использовал метод интроспекции.

У.Джеймс – самое важное – непосредственное чувство индивида – радикальный эмпиризм; метод интроспекции; психолог и философ

· S-R связь – связь стимул-реакция

· Мы запоминаем их

· Сложное поведение – соединение более простых актов

· Первый разделил память (на первичную и вторичную)

Джон Бродес Уотсон – психолог, изучал поведение; основатель бихевиоризма, который отвергает сознательную и бессознательную психическую деятельность и изучает поведение в терминах физиологических реакций на стимулы

· S-R связь

· Поведение в терминах обучения

· Основа внимания – переключение ассоциаций

· Элементарное поведение состоит из УР и обучения методом проб и ошибок

Эдуард Торндайк – первый внедрил объективный метод в исследование процессов обучения

· Проблемные ящики

· Фиксированный характер двигательных реакций, направленных на выход из ящика

· Ход опытов и их результаты изображены графически в виде кривых, на которых отмечены повторные пробы и затраченное время – характер «кривой научения» -> животное действует методом «проб, ошибок и случайных успехов»

Э.Толмен – создатель когнитивного необихевиоризма; ввёл «когнитивную карту», «промежуточные переменные»

· Когнитивная природа поведенческих актов

· Поведение определяется мотивами

· Объяснял поведение в абстрактных терминах без физиологических механизмов

Кларк Леонард Халл – системная и механистическая теория – усиление роли подкрепления при снижении влечения (мотивации) как механизм обучения

· Любая форма поведения может быть описана в рефлекторных терминах

· Не отвергал понятие сознания

Б.Ф.Скиннер – закон эффекта и эффектов различных способов подкрепления и наказания в оперантном обучении; «камера Скиннера»; позитивное подкрепление играет решающую роль.

Э.Р.Гатри

· Теория установления S-R связи во времени

· Обучение с одной попытки

· Сформулировал теорию научения, основанную на принципе ассоциативности

· Научение состоит в сопряжении S и R в первого раза

· Чем чаще повторяется, тем прочнее связь

Г.Эбингауз – вывел объём краткосрочной памяти (7+\-2 единицы)

Лешлик Спенсер – эквипотенциальность; кора головного мозга рассматривалась как состоящая из отдельных, но связанных между собой зон; разрушение участков головного мозга

· Концепция эквипотенциальности – способность сохранившейся части коры компенсировать потерю

· Концепция воздействия массы – качество выполнения заданий уменьшается пропорционально объёму разрушений и необязательно зависит от локализации повреждения

· Локализация оказывает меньшее влияние при более сложных психических процессах

Р.Сперри – получил Нобелевскую премию за изучение функциональной асимметрии мозга

Тимберген – получил Нобелевскую премию

Лоренц – основатель этологии; получил Нобелевскую премию за создание моделей индивидуального и группового поведения животных

Теодюль Арман Рибо- опытное направление психологии; аффективная (эмоциональная) память.

Память

Виды и теории памяти

Память

Генетическая ИммуннаяНервная

Биологическая память – способность живых систем запечатлевать, хранить и воспроизводить информацию о прошлом опыте.

По условиям возникновения:

· Наследственная (генетическая)

o Информация о строении и функциях организма, записанная в ДНК

o Много степеней защиты

o МГЭ – мобильные генетические элементы

· Приобретённая (индивидуальная)

o Хранение и воспроизведение следов индивидуального опыта

По функциональному значению:

· Процедурная

o Память на действия

o Неосознаваемая

o Обучение происходит медленно

· Декларативная

o Знание о происходящих вокруг событиях

o Осознаваема

o Обучение происходит быстро

§ Факты

§ События

По регуляции процессов запоминания:

· Непроизвольная

o Запоминание и воспроизведение происходит без усилий

· Произвольная

o Запоминание и воспроизведение происходит в результате осознанное целенаправленной деятельности

По длительности хранения:

· Сенсорная

o До 500 мс

o Не контролируется сознанием

o Не воспроизводится

o Зависит от функционального состояния организма

o Память при раздражении рецепторов (ПД)

· Кратковременная

o Секунды-минуты

o Быстро угасает

o Объём ограничен – 7+\1 2 единицы

o Необходима для перехода следа памяти в долговременную память

o ≈рабочая память – необходима для выполнения поведенческой задачи

· Долговременная

o Энграмма устойчива

o Время хранения неограниченно

o Объём практически неограничен

· Промежуточная память

o Буферная память

o Туда уходят излишки информации, которая обрабатывается в течение дня

o Во время сна интегрируется

Сенсорная память Кратковременная память Долговременная память

Промежуточная память

Упрощённая модель памяти

Сенсорный вход Внимание к новой или важной информации Кодирование

Внешние стимулы Сенсорная память Краткосрочная память Долгосрочная память

Кодирование Извлечение

Нейрофизиологические механизмы памяти

Кратковременная память:

· Электротоническая теория – длительное изменение мембранного потенциала в определённых синапсах

· Теория реверберации – многократная циркуляция импульса по замкнутой цепочке нейронов

Долговременная память:

· Синаптическая теория – изменение синаптической структуры

· Глиальная теория – изменение глиальных клеток, окружающих нейроны

· Биохимическая теория – изменение клеточных свойств нейрона

· Долговременная потенциация – увеличение частоты разрядов после короткой быстрой стимуляции

· Сильное эмоциональное улучшение запоминания

· Некоторые стресс-гормоны изменяют запоминание

Сенсорная память:

· Иконическая – зрительная информация

· Эхоическая – слуховая информация

Сенсорный вход

Сенсорная память

· Эксперимент Сперлинга – предъявление таблицы букв на 1/20 секунды – испытуемые могли всё увидеть и воспроизвести; память стирается через 1/3 секунды.

· Формирование автоматическое, без внимания и интерпретации

· Внимание необходимо для передачи информации в рабочую память

Рабочая память

· Функция сознательной обработки информации

· Активная обработка информации

· 7+\-2

· ~30с

90%

18с

Кодирование – преобразование информации:

· Автоматическое – бессознательное

· С усилием - осознаваемое

Кодирование (автоматическое или с усилием):

· Смысловое (семантическое кодирование)

· Образное (зрительное кодирование)

· Организационное

o Части сходной информации

o Иерархия – сложная информация разбивается на подразделы, категории и подкатегории.

Эффект положения – лучше запоминаются первые и последние члены ряда.

Повторение для запоминания:

· Мысленное или словесное повторение информации позволяет ей оставаться в рабочей памяти более 30с

Задача Петерсона:

· Испытуемому предъявляли 3 буквенных бессмысленных слова

· Ждали несколько секунд

· Информация без повторения забывается

Модель рабочей памяти Baddelеy

3 взаимодействующих компонента

Зрительно-пространственная Центральные Фонологическая

эскизная запись структуры петля

Нейрофизиологические механизмы памяти - student2.ru

· Зрительно-пространственная эскизная память – содержит зрительную и пространственную информацию

· Фенологическая петля содержит вербальную информацию

· Центральные структуры – координируют все виды активности рабочей памяти, доставляют новую информацию от сенсорной в долговременную память

Долговременная память

· Если информация прошла через сенсорную и рабочую память, то она может стать долговременной

· Кодирование – процесс, который контролирует переход информации из рабочей в долговременную

· Извлечение – процесс, который контролирует переход к рабочей памяти

· Функция – организует и хранит информацию

· Более пассивная форма хранения информации

· Неограниченный объём

· Обеспечивает переход памяти из краткосрочного в долговременное хранилище

· Длительное хранение – считается постоянным

Наши рекомендации