Вопрос 11. Разработка показателей эффективности и результативности социальной работы
Как показали исследования проблем эффективности социальных услуг, социальных выплат, льгот и субсидий, а также финансовых затрат на персонал, важнейшей проблемой является определение критериев для разработки системы полезных показателей, при помощи которых можно измерить эффективность и результативность социальной работы на краткосрочной и долгосрочной основе.Исследования проводилианглийские и российские ученые (2004-2006 гг. в Нижегородской области). Суть критериев понимается по-разному.
Российские исследователи (Сергей Сидоренко) полагают, что критерий — это признак, на основе которого производится оценка, определение и классификация чего-нибудь; это мерило и наиболее общий показатель эффективности.
Английские исследователи (Беата Гросс и Дафна Стэтэм) вкладывают в это понятие несколько иной смысл. Они считают, что критерий — это совокупность требований, которые предъявляются к формированию системы показателей эффективности и результативности социальной работы. Представляется, что эти подходы не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.
Определяя понятие "показатели эффективности оказания социальных услуг",большинство исследователей считают, чтоэто — система индикаторов эффективности воздействия деятельности социальных служб на семью и отдельных граждан, отражающих количественные и качественные подходы и параметры.
Совершенно очевидно, что систему показателей нельзя сформировать произвольно, исходя из желания того или иного чиновника регионального или городского масштаба или руководителя социальной службы. Безусловно, при разработке индикаторов необходимо учитывать общие требования к формированию показателей оценки качества и эффективности, которые складываются как под влиянием теории, так и повседневной практики социальной работы.
Требования к показателям оценки качества и эффективности социальных услуг:
1) показатели должны быть предельно понятными для тех, кто их использует в практической работе;
2) показатели должны отражать количественный и качественный подходы к измерению эффективности, например, социальных услуг и выплат;
3) количество принятых на вооружение показателей качества, эффективности и результативности должно быть оптимальным, но нецелесообразно их превышение более 3-5 по каждому блоку;
4) принятые на вооружение показатели должны позволить найти другие, последующие, показатели по принципу "домино", адекватно отражающие потребности клиентов на пути приобретения ими независимости;
5) при использовании разработанных показателей качества и эффективности, применяемых в зарубежных странах, необходимо учитывать местные условия их применения и специфику психологии народов России;
6) показатели качества и эффективности по возможности должны основываться на федеральных и региональных стандартах социальных услуг, а также других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность учреждений социального обслуживания населения и органов соцзащиты;
7) применение эффективности оказания социальных услуг и других видов социальной поддержки населения предполагает профессиональную подготовку тех специалистов, которые будут применять эти показатели на практике;
8) показатели качества и эффективности должны разрабатываться с учетом их системного и поэтапного применения в практической деятельности.
Показатели эффективности всегда должны быть соотнесены с основными направлениями и видами деятельности учреждений социального обслуживания населения, например, центра социальной помощи семье и детям или центра социального обслуживания, что позволяет сосредоточить усилия исследователей эффективности на работе, которая соответствует этой деятельности.
Методы разработки показателей эффективности могут основываться:
- на базе параметрических данных, когда учитывается состояние клиентов социальных служб на "входе" и "выходе" (описание состояния клиента при регистрации, первом контакте с социальными работниками и после реабилитации или абилитации клиента, снятия клиента с учета учреждения, социальной службы),
- на основании степени удовлетворения потребностей клиентов, когда применяется прямой оценочный метод или производится сравнение того, что положено клиенту по федеральному закону или закону субъекта РФ, стандартам или нормативам, установленными органами исполнительной власти, и того, что фактически реализовано в процессе предоставления социальных услуг.
В ряде случаев эти подходы могут сочетаться и дополнять друг друга.
Для каждого показателя должны быть определены следующие характеристики:
- лицо (должность, роль), отвечающее за его выполнение;
- содержательное описание;
- связи со стратегией (например, в области снижения бедности);
- критерий;
- базовый уровень;
- целевое значение;
- источники данных;
- единицы измерения;
- периодичность сбора; алгоритм расчета;
- способы достижения;
- организационные процедуры;
- методы оценки, включая оценку целей, ресурсов и результатов
Выбор системы показателей — это ответственный этап процесса оценки, от которого зависит качество определения эффективности социальных услуг. Этот процесс может существенно повлиять на уровень защищенности клиентов, эффективность адресной социальной поддержки, а также на условия, позволяющие создавать базу для преодоления трудной жизненной ситуации и приближения клиентов социальных служб к приемлемому уровню самообеспечения и самодостаточности. Своевременное внесение коррективов в систему показателей изучения эффективности социальной работы является необходимым условием защиты законных прав и свобод граждан России.
Методики оценки эффективности являются составной частью всей системы, включающей в себя объекты оценки (контуры оценки), предметы оценки эффективности, виды методик оценки эффективности, квалификацию специалистов, осуществляющих оценку, факторы эффективности (неэффективности).
В целом методики эффективности можно подразделить на общие, позволяющие в целом оценить эффективность деятельности методов управления в области социального обслуживания (оценка эффективности форм и методов управления, реализация целевых программ, ресурсное, научное, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение социальных служб, условия труда социальных работников), и частные (специфические) методики, применяемые при оценке отдельных видов, форм и методов социального обслуживания, определении эффективности традиционных и инновационных технологий социальной работы, эффективности конечных результатов предоставленных социальных услуг.
Этапы процесса оценивания эффективности различных видов социальной работы:
• определение целей и задач, составление программы оценивания эффективности;
• организация процесса оценки деятельности социальных служб и органов соцзащиты;
• разработка нормативно-правовых актов системы критериев и показателей;
• определение краткосрочных и долгосрочных результатов эффективности;
• обучение персонала специалистов профессиональным навыкам оценки эффективности;
• отбор методик, техник и процедур обследования;
• сбор и обработка информации, проведение аналитической работы;
• разработка рекомендаций;
• внедрение научно-методических рекомендаций в практику социальных служб, органов соцзащиты населения и управленческую деятельность региональной и местной администрации.