Методы и технологии социальной работы

Технологизация социальной работы.

Общие технологии социальной работы: социальная диагностика; социальная экспертиза; социальное прогнозирование; социальная адаптация; социальная коррекция и терапия; социальное страхование; социальная опека и попечительство; социальная профилактика; коммуникативные технологии в социальной работе.

Междисциплинарные технологии и методы социальной работы: организационно-управленческие, психологические, педагогические, социально-экономические методы; методы социального консультирования и посредничества; методы культурно-досуговой деятельности.

Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества: в системе образования, в области здравоохранения, в пенитенциарных заведениях, ведомственная специфика социальной работы.

Технологии социальной работы с различными группами населения: с семьей; с дезадаптированными детьми и подростками; с молодежью; с пожилыми людьми; с лицами без определенного места жительства; с мигрантами и этническими общностями; с женщинами; с военнослужащими; с инвалидами и их семьями.

Использование методов и технологий в социальной работе в странах Западной Европы и в США.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

- теоретические основы и содержание технологий социальной работы, принципы и технологические этапы разрешения социальных проблем;

- требования к результатам, касающимся использования конкретных методов и технологий социальной работы, способы проверки их эффективности, планирования и отчетности;

- классификацию методов и технологий социальной работы, особенности их применения в различных сферах жизнедеятельности общества, в работе с социально-уязвимыми и иными категориями населения;

уметь:

- выявлять объект социальной работы по признакам социального неблагополучия, устанавливать контакты и собирать необходимую для работы информацию;

- варьировать использование методов и технологий в зависимости от нестандартности жизненных ситуаций, искать оптимальные пути решения социальных проблем клиентов, определять инновационные подходы;

- описывать социальный статус и формулировать социальный диагноз лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности и социальную недостаточность;

- определять характер, объем и технологическую последовательность необходимой социальной помощи и услуг;

- выступать посредником и взаимодействовать с различными государственными, общественными, благотворительными, милосердными, религиозными и другими организациями и учреждениями по оказанию помощи людям и социальным группам;

владеть:

- арсеналом методов и технологий, характер которых соответствует существующей законодательной и нормативно-правовой базе в области социальной защиты и социального обслуживания населения страны;

- практическими навыками социальной работы с клиентом, семьей, трудовым коллективом;

- умением обобщать результаты, готовить предложения по совершенствованию использования и обновлению методов и технологий;

- умением подбора наиболее оптимальных методов и технологий;

- методами решения социальных проблем на межведомственном уровне, технологиями взаимодействия с социально-воспитательными институтами, общественными организациями.

Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины «Методы и технологии социальной работы» подготовлена в соответствии с образовательным стандартом ОС РБ 1-86 01 01-2013 Социальная работа (по направлениям) и типовой учебной программой по учебной дисциплине для специальности 1-86 01 01 Социальная работа (по направлениям) (регистрационный № ТД – 14.014/тип.).

Цель курса – усвоение будущими специалистами теоретических положений в области технологизации процессов общественной жизни, приобретение навыков использования наиболее приемлемых методов и технологий социальной работы.

Задачи курса:

– овладение теоретическими основами и практикой применения технологий социальной работы с различными группами населения, в различных отраслях и сферах жизнедеятельности людей;

– развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать нестандартные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем

– формирование практических навыков и умений управленческой и организаторской работы комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях;

– обучение будущих специалистов интерактивными методами и технологиями решения широкого спектра социальных проблем, как в общем, так и на индивидуальном, частном уровне, способствовать формированию не только их профессиональных, но и нравственных качеств;

– формирование профессиональных компетенций в области современных технологий организации социальной поддержки и помощи социально незащищенным слоям населения и лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности, ведущие к социальной недостаточности.

Требования к компетентности:

В результате изучения курса «Методы и технологии социальной работы» студент должен:

знать:

– теоретические основы и содержание технологий социальной работы, принципы и технологические этапы разрешения социальных проблем;

– требования к результатам, касающимся использования конкретных методов и технологий социальной работы, способы проверки их эффективности, планирования и отчетности;

– классификацию методов и технологий социальной работы, особенности их применения в различных сферах жизнедеятельности общества, в работе с социально-уязвимыми и иными категориями населения;

уметь:

– выявлять объект социальной работы по признакам социального неблагополучия, устанавливать контакты и собирать необходимую для работы информацию;

– варьировать использование методов и технологий в зависимости от нестандартности жизненных ситуаций, искать оптимальные пути решения социальных проблем клиентов, определять инновационные подходы;

– описывать социальный статус и формулировать социальный диагноз лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности и социальную недостаточность;

– определять характер, объем и технологическую последовательность необходимой социальной помощи и услуг;

– выступать посредником и взаимодействовать с различными государственными, общественными, благотворительными, милосердными, религиозными и другими организациями и учреждениями по оказанию помощи людям и социальным группам;

владеть:

– арсеналом методов и технологий, характер которых соответствует существующей законодательной и нормативной базе в области социальной защиты и социального обслуживания населения страны;

– практическими навыками социальной работы с клиентом, семьей, трудовым коллективом;

– умением обобщать результаты, готовить предложения по совершенствованию использования и обновлению методов и технологий;

– умением подбора наиболее оптимальных методов и технологий;

– методами решения социальных проблем на межведомственном уровне, технологиями взаимодействия с социально-воспитательными институтами, общественными организациями.

В соответствии с учебным планом по специальностям 1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность) и 1-86 01 01-02 Социальная работа (социально-психологическая деятельность) на изучение учебной дисциплины «Методы и технологии социальной работы» отводится 224 часа, из них 102 часа аудиторных, в том числе 40 часов отводится на лекционные занятия, 62 часа – на практические занятия.

Итоговые формы контроля знаний и умений: зачет (6 семестр), экзамен (7 семестр).

Содержание учебного материала

Тема 1. Технологизация социальной работы

Тема 2. Технологический процесс в социальной работе

Тема 3. Методы и методики социальной работы

Тема 4. Целеполагание и его место в технологии

Тема 5. Методы и технологии социальной диагностики

Тема 6. Адаптивные процессы и адаптивные технологии в социальной работе

Тема 7. Методы и технологии социальной экспертизы

Тема 8. Технологии социальной терапии

Тема 9. Социально-профилактические технологии

Тема 10. Социальное консультирование и посредничество

Тема 11. Технология социальной опеки и попечительства, социального страхования

Тема 12 Технологии организации связей с общественностью в социальной работе

Тема 13. Технология социальной работы в микросоциальной среде и по месту жительства (сельской и городской местности)

Тема 14. Сущность и технологии социальной работы в здравоохранении

Тема 15. Ведомственная специфика социальной работы в разных сферах (производстве, вооруженных силах, пенитенциарных учреждениях)

Тема 16. Современная семья и технологии социальной работы с семьей

Тема 17. Технологии социальной работы с женщинами

Тема 18. Система и технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками. Технология социальной работы с молодежью

Тема 19. Методы и технологии социальной работы с пожилыми людьми

Тема 20. Технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности и их семьями

Тема 21. Методы и технологии социальной работы с людьми без определенного места жительства, мигрантами и этническими особенностями

Тема 22. Основные направления и методы cоциальной работы за рубежом

Наши рекомендации