Возникновение и развитие малой неформальной группы
Возникновение малой группы обусловлено запросами общественно-экономического характера. Можно утверждать, что возникновение группы не зависит от входящих в это сообщество людей (в первую очередь речь идет об организованных группах), однако номинальное заявление о существовании той или иной социальной «ячейки» еще не делает данную группу реальностью. Не менее важными (а для психологов, может быть, и более) являются причины, определяющие приход людей в заявленную социумом группу.
В числе первых назовем такой фактор, как престижность данной социальной сферы (профессиональной и т.д.) в обществе. С одной стороны, вхождение в ту или иную профессиональную группу имеет чисто социальный характер, но с другой - отношение к определенной социальной позиции (в том числе к профессиональной роли, например) имеет очень большое психологическое содержание.
Можно выделить также и собственно психологические причины вхождения в определенную социальную группу. Прежде всего нужно отметить стремление индивида к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения. Малая группа выполняет функцию создания для человека поля межличностного общения, условий удовлетворения потребности быть включенным в систему отношений с другими людьми (аффилиативную потребность).
Затрагивая вопрос о факторах, побуждающих человека стать членом той или иной группы, следует подчеркнуть, что детерминанты группового членства не исчерпываются системой потребности и ценностей человека, а включают в себя и ряд других переменных, например социальный опыт индивида, сформировавшуюся у него самооценку, ожидания, связанные с предстоящими групповым членством, особенности группы с точки зрения ее целей, программ, специфики деятельности и т.д.
Образование группы является лишь отправной точкой ее существования. Каким окажется дальнейшее ее течение, как и посредством чего будет осуществляться процесс групповой жизнедеятельности - вопросы нашего дальнейшего рассмотрения.
Анализ развития группы как психологической общности базируется на выделении двух главных сфер ее жизнедеятельности: деловой (инструментальной) и эмоциональной (экспрессивной). Основной движущей силой развития выступает противоречие между этими двумя сферами, обусловленное неравномерностью их развития. Существует большое количество самых разнообразных конкретных моделей развития группы, связанных с этим направлением.
Можно выделить три основных этапа, которые так или иначе имеют место в любой из этих моделей. Первый - ориентировка в ситуации. Разные авторы вкладывают в этот период различное содержание, иногда разбивают его на несколько стадий, но главное - ориентация членов группы в отношениях между ними (в групповой задаче, в способах ее решения и т.п.). Второй - конфликт, который является результатом противоречия между разными членами группы, между группой и отдельными ее членами, между различиями в представлениях о групповой цели и средствах ее достижения. Третий - динамическое равновесие, которое обеспечивает возможность функционирования группы как единого целого, но не гарантирует от возникновения новых конфликтов. В качестве примера можно использовать достаточно популярную модель группового развития, предложенную американским психологом Б. Такменом. В сфере межличностной активности он выделяет следующие четыре стадии: первая - «проверка зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе; вторая - «внутренний конфликт», т. е. нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы; третья - «развитие групповой сплоченности», достигаемой посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов; четвертая - «функционально-ролевая соотносительность», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, сопрягающейся с групповой задачей.
В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет такие стадии, как «ориентировка в задаче» - поиск членами группы оптимального способа решения задачи; «эмоциональный ответ на требование задачи», т. е. противодействие членов группы требованиям, которые предъявляются содержанием задачи и противоречат их собственным намерениям; «открытый обмен релевантными интерпретациями» - этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации; «принятие решения» - стадия, характеризующаяся конструктивными попытками успешного решения задачи.
Специального рассмотрения требует проблема механизмов группового развития, которая, к сожалению, малоизучена в социальной психологии. Однако ряд факторов, имеющих непосредственное отношение к механизмам групповой динамики, выявлен в ходе изучения других аспектов жизнедеятельности малой группы. Основываясь на известных литературных материалах, можно выделить по крайней мере три механизма: 1) разрешение внутригрупповых противоречий; 2) идиосинкразический кредит; 3) психологический обмен.
Как отмечалось выше, именно противоречия между инструментальной и эмоциональной сферами приводят к групповой динамике. Но какой тип противоречий выступает в роли движущей силы развития группы? Единого мнения по этому вопросу нет. Выделяют противоречия между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью, а также между увеличивающимся стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру.
Совсем иначе к этой проблеме подходят исследователи, работающие в психоаналитической традиции. Развитие группы, по их мнению, есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих вследствие рассогласования поведения лидера и ожиданий, связанных с его поведением, и существующих у последователей. Подобное рассогласование вызывает дестабилизацию и конфликт в группе. Разрешение конфликта приводит к наступлению «фазы гармонии», характеризующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия по мере прохождения группой целой серии конфликтов.
Идиосинкразический кредит - понятие, предложенное Е. Холландером, означает ситуацию, когда лидеру (или другому высокостатусному члену группы) позволяется нарушить групповые нормы, в то время как за такое нарушение к любому другому члену группы применяются групповые санкции. Хотя автор не связывал данное понятие с групповым развитием, однако именно оно может стать механизмом изменения групповых норм или же формирования новых, с чем многие исследователи и соотносят процесс группового развития.
Понятие «психологический обмен» пользуется большой популярностью в психологии. Здесь мы лишь кратко остановимся на вопросе о том, какую роль психологический обмен может играть в развитии группы. В самом общем виде процесс развития можно представить следующим образом: в контексте групповой деятельности значимым для людей является и тот вклад, который каждый член группы вносит в общую групповую «копилку», и та позиция, которую человек занимает в группе. И тогда можно представить себе, что в процессе группового функционирования активное участие в достижении групповой цели, реализации групповых ценностей «обменивается» на высокий групповой статус. Иными словами, развитие группы происходит через реально разворачивающуюся совместную деятельность, в результате чего через оценку вкладов в общее дело происходит дифференциация индивидуальных групповых позиций, т. е. статусная дифференциация.
Итак, в основе возникновения малой группы лежит сложное переплетение социальных психологических причин, среди которых исходными, базовыми являются факторы социального характера, но определенным образом преломляющиеся в индивидуальном сознании. Дальнейшее развитие группы протекает одновременно и как составной части более широкой социальной общности (школьный класс - коллектив школы; бригады - коллектив завода), и как самостоятельной психологической общности. Динамика группового процесса предполагает этапность прохождения группой ряда стадий, качественно отличных друг от друга, одновременно связанных и с интегративными тенденциями, и с дифференциацией.