Процедура обследования по первым трем заданиям

Инструкция по применению теста.

Ребенку предлагают бланк теста. На первой стороне бланка должны содержаться данные о ребенке и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчины, на обороте в левой верхней части помещен образец пись­менных букв, а в нижней левой части - образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребенком.

В качестве бланка может служить лист машинописной бумаги, ори­ентированный так, чтобы нижняя часть листа оказалась длиннее боковой. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется лев­шой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоко­ле). Бланк кладется перед ребенком чистой стороной.

Инструкция к заданию № 1:

"Здесь (показывают каждому ребенку) нарисуй какого-нибудь мужчи­ну. Так, как сможешь". Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети все же начнут расспрашивать, как рисовать, то экспериментатор все равно дол­жен ограничиться одной фразой: "Рисуй так, как сможешь". Если ребенок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, сказать:

"Рисуй, у тебя все получится!". Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину, в этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребенок уже начал рисовать женщину, следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить; чтобы он нарисовал рядом еще и мужчину. Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребенок категорически отказывается рисовать мужчину. Опыт показывает, что такой отказ может быть связан с неблагополучием в семье ребенка, когда отца либо вообще нет в семье, либо он есть, но от него исхо­дит какая-то угроза.

По окончании рисования фигуры человека детям говорят, чтобы они перевернули лист бумаги на другую сторону.

Инструкция к заданию № 2:

"Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но по­пробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте, напиши так же". Предлагается скопировать фразу: "Он ел суп", написанную письменными бу­квами . Если какой-нибудь ребенок неудачно угадает длину фразы, и одно слово не поместится в строчке, следует обратить внима­ние на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав предложенную им фразу, пишут ее печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец с иностранными словами, также написанными письменными буквами.

Перед заданием № 3 экспериментатор говорит: "Посмотри, здесь нари­сованы точки. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же". При этом нужно показать, где ребенок должен рисовать, по­скольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внима­ния у некоторых детей.

Во время выполнения, ребятами заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник - правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать, несмотря на указания, в другом мес­те или вообще обводит контур образца, желает ли убедиться в том, что рису­ет красиво и т.д.

Наши рекомендации