Использование сми для формирования общественного мнения в условиях вооруженных конфликтов

Капитан Горский Д. А.

В современных условиях деятельность электронных и печатных СМИ является одним из важнейших факторов формирования общественного мнения. Именно поэтому ведущие мировые державы обладают отлаженным механизмом информационно-психологического обеспечения своей политической и военной деятельности. Использование в этих целях возможностей СМИ является необходимым условием успешного информационного воздействия как на население собственной страны, так и на предполагаемого противника. Данный тезис нашел свое практическое подтверждение в ходе подготовки и проведения военных операций ВС США в 90-е гг. ("Щит пустыни" и "Буря в пустыне" в зоне Персидского залива, "Поддержка демократии" на Гаити, "Союзническая сила" в Югославии).

Наиболее показательным примером использования СМИ в интересах информационно-психологической поддержки действий ВС США явилась деятельность американских информационных агентств, радио, телевидения и периодиче­ских изданий в период подготовки и проведения операций "Щит пустыни" и "Буря в пустыне" (1990-91 гг.). В данном случае важной особенностью информационно-психологического воздействия стало то, что в роли его объ­ектов выступали не только личный состав ВС и гражданское население США и Ирака, но и вся мировая общественность.

Для реализации поставленных целей была образована специальная группа, состоящая из американских журналистов, прошедших проверку на лояльность и давших подписку о неразглашении доверительной информации. Они также обязались согласовывать свои материалы с командованием группировки войск антииракской коалиции. Одновременно было резко сокращено число иностранных корреспондентов, находящихся в зоне конфликта, а также введена жесткая цензура на передаваемую информацию.

Для контроля за деятельностью иностранных журналистов при штабе группировки ВС США было образовано специальное информационное бюро, которое отвечало за обеспечение режима цензуры и сокрытие информации о деятельности американских войск в зоне конфликта. В состав данного органа были включены представители всех видов ВС США, уполномоченные поддерживать в пределах своей компетенции контакты с представителями СМИ. Также были определены категории сведений, подлежащих цензуре.

Более того, иностранные корреспонденты имели доступ лишь в некоторые части и подразделения группировки, список которых был утвержден американским военным командованием. Военнослужащие этих формирований были специально проинструктированы о том, как себя вести при контактах с представителями прессы.

В период подготовки к проведению боевой операции военно-политическое руководство США и их союзников по антииракской коалиции было заинтересовано в лояльном отношении мирового общественного мнения к их дальнейшим действиям. Для этого в первую очередь было необходимо сформировать соответствующий образ противника. Решение этой задачи стало одним из главных направлений информационно-психологического воздействия на подготовительном этапе. В целях дискредитации противника в глазах мировой общественности в американских СМИ была развернута целенаправленная кампания, в которой использова­лись как реальные, так и вымышленные факты, свидетельствующие о массовых нарушениях прав человека в Ираке, тоталитарном характере режима С.Хусейна, геноциде в отношении населения Кувейта. Для нагнетания антииракских настроений в ноябре 1990 г. президент Дж. Буш заявил о способности Ирака в течение 10 месяцев изготовить ядерный заряд, хотя, по оценкам экспертов, в течение ближайших 5-10 лет это было нереально2». Усилиями американского телевидения, радио и прессы были также значительно преувеличены и возможности Ирака по применению других видов оружия массового поражения (в первую очередь химического и бактериологического).

Другим основным направлением информационно-психологического воздействия американских СМИ стало дезинформирование военно-политического руководства Ирака. На подготовительном этапе в прессе и электронных СМИ неоднократно рассказывалось о трудностях, якобы постоянно возникающих в ходе переброски и развертывания войск антииракской коалиции. Мировые информационные агентства с подачи Вашингтона намеренно завышали данные о численности группировки союзников, распространяли ложные сведения о нумерации, боевом составе и боеготовности соединений и частей. За несколько дней до начала непосредственных военных действий по каналам американских СМИ со ссылкой на высших должностных лиц США были распространены сообщения о том, что окончательное решение о начале операции еще не принято(3).

На завершающем этапе подготовки к боевым действиям был введен режим ограничений на сообщения, передаваемые из зоны конфликта, а с началом наземной операции полностью прекратилось распространение официальной информации из района боевых действий. Командованием коалиционной группировки был введен 48-часовой мораторий на сообщения СМИ, касающиеся содержания оперативных планов и местоположения войск. Все эти и другие меры по оперативной маскировке сыграли важную роль в достижении внезапности при нанесении первого массированного ракетно-бомбового удара по Ираку.

В ходе первой (воздушной) фазы операции "Буря в пустыне," СМИ также активно привлекались к мероприятиям по сокрытию от противника направления главного удара сухопутных сил союзников. Телевидение, радио, информационные агентства и пресса регулярно сообщали о якобы проводимом усилении авиационной группировки для обеспечения предполагаемой морской десантной операции на побережье Кувейта. В подтверждение этой информации британская телерадиокомпания Би-би-си, а вслед за ней и другие телеканалы и информационные агентства распространили "достоверные" сведения о захвате морской пехотой США о.Файлак в Персидском заливе и выдвижении десантно-штурмовых частей к побережью Кувейта. Поверив этой дезинформации, военное руководство Ирака, готовясь к отражению морского десанта, сосредоточило на данном направлении по меньшей мере 7 дивизий, усиленных артиллерийскими и инженерными частями. Однако главный удар союзников был нанесен в Другом месте в обход основной группировки ВС Ирака в Кувейте(4).

В самом тесном контакте со СМИ работали разведывательные службы, научно-исследовательские институты и специалисты армейских органов психологических операций (ПсО), что было регламентировано соответствующими директивами президента США. Именно благодаря усилиям органов ПсО была организована трансляция на территорию Ирака передач ведущих мировых телерадиокомпаний и специально созданной радиостанции "Голос Залива".

Таким образом, в ходе подготовки и проведения операций "Щит пустыни" и "Буря в пустыне" администрация Белого дома и Пентагон, широко используя возможности национальных СМИ, поставляющих около 70% международной информации5), сумели навязать мировому сообществу свою точку зрения на ход развития событий и отношение к ним.

Используя практический опыт, накопленный в период конфликта в зоне Персидского залива, военно-политическое руководство США за несколько месяцев до высадки своих войск на Гаити (сентябрь 1994 г.) развернуло в СМИ мощную кампанию по информационно-психологическому воздействию на мировую общественность. Основную роль в формировании благоприятного международного общественного мнения сыграли принимаемые в 90 странах мира программы телекомпании Си-эн-эн, которой было предоставлено эксклюзивное право на распространение информации. Передаваемые по ее каналам сюжеты изобиловали свидетельствами многочисленных нарушений прав человека на Гаити и кровавыми сценами преступлений военной хунты против населения страны.

В результате целенаправленного информационно-психологического воздействия, осуществлявшегося в первую очередь по каналам национальных СМИ, Вашингтону удалось добиться поддержки своих действий мировой общественностью. Это нашло отражение в принятой Советом Безопасности ООН декларации, санкционирующей создание' многонациональных вооруженных сил, основной задачей которых являлось отстранение военных от власти на Гаити. Кроме того, в кратчайшие сроки удалось значительно увеличить число сторонников военного вмешательства среди самих американцев, большинство которых сначала относились к этой акции как к неоправданной авантюре. В ходе подготовки к вторжению благодаря усилиям электронных СМИ и органов ПсО также удалось добиться лояльного отношения населения Гаити к американским войскам. Результатом этого стало практически полное отсутствие сопротивления со стороны гаитянцев.

Таким образом, организованная Вашингтоном целенаправленная информационно-психологическая кампания, предшествовавшая и сопровождавшая военную акцию на Гаити, стала еще одним примером воздействия СМИ на общественное мнение, как в самих США, так и за их пределами. В данном случае достижению успеха в информационной войне во многом способствовало монопольное право на распространение информации, ее строгая дозированность и тенденциозность.

Несколько иная ситуация сложилась при проведении ВС США и НАТО операции "Союзническая сила" против Югославии (март-июнь 1999 г.). Американские и западноевропейские СМИ заблаговременно начали пропагандистскую обработку населения своих стран и мировой общественности сцелью создания благоприятных условий для проведения силовой акции против Белграда.

Однако необходимо отметить, что в ходе предварительного этапа, предшествовавшего бомбардировкам СРЮ, военно-политическому руководству США и НАТО не удалось

использование сми для формирования общественного мнения в условиях вооруженных конфликтов - student2.ru

Брифинг для журналистов в Белом Доме в период агрессии НАТО против Югославии

полностью решить поставленные задачи по информационно-психологическому обеспечению планировавшейся операции. Так, по данным социологических опросов, к моменту начала "воздушной войны" против Югославии 62% американцев выступали против вооруженного вмешательства в косовский конфликт(6). По мнению специалистов, одной из причин этого стало то, что за относительно непродолжительный предварительный этап Вашингтон и его союзники по Североатлантическому альянсу просто не успели сформировать благоприятное для себя мировое общественное мнение.

Кроме того, необходимо отметить, что Белград предпринял определенные меры по противодействию информационно-психологическому воздействию со стороны США и НАТО. Югославские СМИ функционировали в режиме военного положения. Официальные представители государственного руководства неоднократно подчеркивали, что деятельность всех национальных СМИ подчинена одной цели - обороне страны.

Югославские газеты, радио и телевидение практически отказались от комментариев, сосредоточив свои основные усилия на демонстрации результатов натовских бомбардировок, жертвами которых становилось в основном мирное население. Особое внимание уделялось репортажам с мест бомбардировок, в которых показывались разрушенные авиацией альянса памятники культуры, школы, мосты, жилые дома, другие объекты гражданской инфраструктуры. Это наглядно опровергало утверждения официальных представителей Брюсселя о том, что операция сил НАТО проводится исключительно против "военной машины режима С. Милошевича". В югославских СМИ находили отражение все высказывания западных политических и общественных деятелей, выступавших против бомбардировок.

Более того, натовская агрессия способствовала консолидации югославского общества, на что совершенно не рассчитывали Вашингтон и Брюссель. Даже считавшиеся ранее прозападными издания выступили если и не с призывами к поддержке правительства и президента С.Милошевича, то, по крайней мере, с жесткой критикой действий альянса. Например, оппозиционный либеральный журнал "Время" в то время писал, что "Запад под предлогом свержения режима С.Милошевича на самом деле проводит настоящий геноцид против сербского народа7».

В процессе информационно-психологического воздействия, проводившегося в период операции "Союзническая сила", американские и западноевропейские СМИ использовали уже отработанные в ходе предыдущих военных акций методы. В частности, умышленно занижались цифры собственных потерь, репортажи из зоны конфликта изобиловали фактами геноцида в отношении албанского населения Косово, проводилась целенаправленная кампания по дискредитации высшего государственного руководства Юго­славии в целом и президента СРЮ С.Милошевича в частности, преувеличивались результаты ракетно-бомбовых ударов по позициям югославской армии.

По оценкам зарубежных специалистов, несмотря на поражение в информационной войне, Югославия, в отличие от Ирака и гаитянской хунты, сумела оказать серьезное противодействие массированному информационно-психологическому воздействию Запада. Об эффективности работы югославских СМИ свидетельствует тот факт, что военное командование НАТО в ультимативной форме потребовало от Белграда предоставления канала для ежедневной 6-часовой бесцензурной трансляции информационных материалов западных СМИ. В противном случае Брюссель угрожал полностью уничтожить все теле- и радиоцентры на территории СРЮ(8). Стремясь парализовать деятельность электронных СМИ Югославии, авиация альянса неоднократно наносила массированные ракетно-бомбовые удары по телекоммуникационным объектам на территории страны. Однако, несмотря на все усилия, полностью эта задача так и не была решена вплоть до прекращения боевых действий. Отсюда можно сделать вывод, что при планировании и проведении крупномасштабных военных операций командование ВС США и НАТО рассматривает объекты информационной инфраструктуры противника в качестве первоочередных объектов для поражения.

Таким образом, опыт вооруженных конфликтов последнего десятилетия убедительно свидетельствует о том, что Вашингтон и его союзники по Североатлантическому альянсу считают информационно-психологическое воздействие на мировое общественное мнение одним из главных и наиболее важных инструментов достижения своих военно-политических целей. Еще одним фактором, в немалой степени способствующим достижению победы в современной войне или вооруженном конфликте, является поддержка и одобрение населением действий вооруженных сил. При этом, как показывает практика, решающая роль в формировании благоприятного международного и национального общественного мнения принадлежит. СМИ, которые все более активно используются военно-политическим руководством ведущих мировых держав в целях информационно-психологического воздействия.

УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Информационный сборник ГУ ГШ. -1992. - № 2 (87).

2. Немецкая волна. -1991. -13 мар.

3. Ассошиэйтед пресс. -1991. -12 янв.

4. Независимое военное обозрение. -1998. - № 47.

5. Информационный сборник ГУ ГШ. -1998. - № 8 (117).

6. Би-би-си. -1999. - 7 апр.

7. Время. -1999. - 9 апр.

8. Свобода. -1999. -13 апр.

Наши рекомендации