Обратная связь во время выступления

При получении информации о внешнем мире человек опирается на органы чувств. Восприятие действительности формируется на основе тактильных, зрительных, слуховых, вкусовых и обонятельных ощущений.

В соответствии с этими ощущениями выделяют пять каналов восприятия реальности: кинестетический, визуальный, слуховой, или аудиальный, вкусовой, обонятельный.

Для аудитории наиболее важны три первых: кинетический, визуальный, аудиальный.

У каждого человека есть свой приоритетный канал восприятия. В зависимости от этого всех людей можно условно разделить на кинестетиков, визуалов и аудиалов.

Кинестетический канал восприятия связан с ощущениями, движениями тела. Человек с преимущественно кинестетическим способом восприятия -кинестетик.

Для такого слушателя, у которого он преобладает, имеют существенное значение мимика, жесты и поза выступающего. Каждый тип можно определитьпо преимущественному употреблению некоторых слов, которые называют предикатами.

Кинестетики говорят: "Я чувствую", или"У меня внутри похолодело...", "Легко понять" - используют слова об ощущениях.

Визуальный канал связан со способностью воспринимать увиденные изображения. Человек с преимущественно визуальным способом восприятия - визуал.

Визуалы скажут: "Рассмотрим", "Как можно увидеть", "Как вы сами видите",- т.е. используют слова о зрении.

Аудиальный канал восприятия связан со способностью воспринимать звуковые сигналы. Человек с преимущественно аудиальным способом восприятия-аудиал.

Аудиалы чаще говорят: "Послушайте", "Я вам расскажу", "Это звучит так" и т.п.

Выступающий должен уметь, проанализировав состав и настроение аудитории, а также преобладание определённого канала восприятия, использовать соответствующие ему средства воздействия, т.е. использовать их как канал воздействия.

Если в аудитории преобладают кинестетики то выступающий, обращаясь к такой аудитории, должен более активно использовать кинестетический канал. Этот канал восприятия преобладает у молодых, энергичных и эмоциональных людей. Но если совсем немолодая или смешанная аудитория находится в приподнятом эмоциональном состоянии, то независимо от других характеристик этой аудитории в её восприятии начинает преобладать кинестетический канал и выступающий должен сознательно привлекать этот ресурс. К такому типу аудитории всегда относится толпа. Для неё важны жесты и их динамика. Если в аудитории преобладают пожилые люди, кинестетический канал снова выходит на первый план, но жесты должны быть плавными и более сдержанными, чем для молодых.

Для аудитории кинестетиков главное - мышечная свобода, динамика жестов, применение жестов-иллюстраторов, таких как жест - описание размера; жесты, показывающие направление и характер движения, время и место; жесты, передающие ритм, настойчивость, эмоции.

Не имеют значения ни фиксация позы, ни официальная одежда, ни фиксациявзгляда на конкретных людях.

Если преобладают визуалы - нужно обратить преимущественное внимание на зрительную наглядность. Бизнес-консультанты и педагоги, авторы и ведущие бизнес-тренингов С.Ф. Алипова-Светозарова и В.В. Кулешов дают такой портрет аудитории визуалов: " Это менеджеры среднего звена, специалисты, эксперты и т.п. с хорошей профессиональной подготовкой. Они во время учёбы читали много книг, чертили графики, писали формулы, работали на компьютере. Для них зрительная наглядность является первичной".

Для общения с визуалами главная рекомендация - фиксировать контакт глаз с людьми в аудитории. Важно, чтобы глаза не скользили по лицам слушающих, а точечно поочерёдно фиксировались на отдельных людях.

Что касается жестов и позы выступающего, они тоже должны иметь определённую фиксацию на финальной стадии, как бы превращаясь на секунду в картинку - это важно для визуалов. Поза вообще может быть фиксированной. Внешний вид также должен иметь вид подходящей для ситуации "картинки": соответствовать дресс-коду, статусу мероприятия, имиджу выступающего.

Для общения с аудиалами главное внимание следует сосредоточить на голосе. Необходимо использовать модуляции для передачи эмоций, акцентирование речи, владение паузами и изменениями темпа речи. С.Ф. Алипова-Светозарова и В.В. Кулешов дают такой портрет аудитории, в которой преобладают аудиалы: "Сюда относятся топ-менеджеры компаний, инвесторы, руководители правительства и международных организаций. Их отличает высокая образованность и статусность, эмоциональная сдержанность и чёткая продуманность речевого и неречевого поведения". Речь должна быть высококультурной, обладать образностью. Жестикулировать надо очень сдержанно, поза должна быть фиксированной. Внешний вид- соответствовать протоколу. Контакт глаз должен быть с фиксацией, которая по длительности связана со статусом людей в аудитории.

Это то, что касается преобладающего канала. Но утомляемость аудитории требует, чтобы что-то менялось в воздействии на аудиторию.

Эффективным приёмом для удержания внимания является смена используемого канала воздействия.

При смене канала восприятия, внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания 15-20 минут. Но смена канала - неединственный способ привлечения и удержания внимания. Очень действенный приём - вовлечение аудитории. Степень запоминаемости информации определяется во многом степенью вовлечённости аудитории в него. Можно предложить ещё и кинестетический канал воздействия с использованием приёма "вовлечение". Опытный выступающий придумывает, как вовлечь зал в то, что он делает.

Для кинестетического канала:

- просит поднять руки тех, кто имеет научную степень, имеет два высших образования, подписан на деловые издания, имеет определённый опыт и т.п. При этом он тоже поднимает руку, показывая пример реагирования, чтобы сработал приём отзеркаливания;

- предлагает придвинуться ближе;

- совершить простое действие: "Возьмите в руки распечатку конспекта и откройте на странице 3. Открыли? Разверните и поднимите над головой. Так, вижу. А у Вас что, нет конспекта? Передайте, пожалуйста, коллеге материал. Что ж, начнём!"

Для аудиального канала:

- задаёт вопросы залу;

- как бы затрудняясь, просит ему что-либо подсказать;

Для визуального канала:

- спрашивает, не отсвечивает ли доска, не следует ли включить дополнительный свет и т.п.

Какой подобной помощи можно попросить у аудитории с целью вовлечения? Вот примеры:

- дать знак, когда истекут 20 минут;

- закрыть окно;

- выключить/включить свет;

- раздать материалы;

- позвать опаздывающих;

- обратиться к соседу, который отвлёкся и не услышал призыва выступающего.

В этом случае неважно, что помощь оказывает один человек. Аудитория отзеркаливает и воспринимает это, как "мы помогли".

В использовании приёма "вовлечение" надо следовать принципу постепенного усиления: требовать от аудитории необходимо поначалу простых действий, лишь со временем переходя к сложным. Так же дело обстоит и с вопросами: если сразу задать вопрос, требующий развёрнутого ответа, в зале повиснет пауза. Гораздо результативнее вовлечение работает, если поначалу задавать вопросы простые, реакцией на которые может стать просто кивок головы: "Понятно?", "Так ведь?", "Согласны?", "Продолжим?". Постепенно наращивая сложность взаимодействия, к финалу обоснованно можно ожидать активного взаимодействия аудитории.

Хорошее непроизвольное внимание достигается, когда действуют контрастные раздражители. Например, выступающий говорил негромко, а потом существенно возвысил голос, говоря о чём-то неожиданном. Затем заговорил почти шёпотом, добавив мимику и выразительный жест. Он ходил по сцене, затем на время остановился. Сделал паузу. Изменил выражение лица. Снова заговорил. Аудитория слушает, не отводя глаз. Можно считать, что успех обеспечен. Устойчивое внимание вызвано и сменой каналов - аудиальный, кинестетический и, конечно, визуальный, так как его видно, и контрастными раздражителями по каждому - тихо, громко, шёпотом; жестикулировал, ходил, стоял, менял выражения лица; выглядел по-разному, т.е. никакой монотонности не наблюдалось.

Хорошим методом является многократное повторение, которое также можно варьировать по разным каналам воздействия. Но при этом надо не допустить наступления эффекта износа информации, её обесценивания.

Немалое значение для успешного выступления имеет голос говорящего. Это важно не только для аудиалов, а для любой аудитории. Самое важное здесь- достаточная слышимость. И это не только громкость звучания. Это - чёткость и внятность речи. Это- ритм, соответствующий особенностям восприятия данной аудитории, - более быстрый для хорошо подготовленных людей и менее - для неподготовленных. И это - длина фазы - желательно не более 5-7 ударных слов.

Кроме этих факторов, очень важны полётность голоса и его посыл.

Полётность голоса -это направленность на преодоление голосом определённого расстояния, определённых рядов зала. Для этого нужно владение грудными и головными регистрами.

Голосовой посыл - это его адресность, направленность на конкретного слушателя или группу. Он сопровождается контактом глаз, фиксацией взгляда.

От ощущений резонирования звука в голове и груди получили своё название регистры голоса - головной и грудной. При громком проговаривании фраз "на публику" возникают достаточно ярко ощутимые вибрации как в в области лицевой части головы - головное резонирование, иногда называемое "маской", так и в области грудной клетки - грудной голос. Тембр голоса при хорошем головном резонировании ярок, звонок, металличен. При плохом - это фальцет, "фальшивый" голос. при грудном - тембр насыщен, "мясист". В некоторых случаях вибрации очень сильно ощущаются говорящим человеком.

Для выступающего в аудитории надо помнить, что грудное звучание - для ближних рядов, головное - для дальних.

Конечно, слабый голос можно усилить микрофоном, но надо помнить следующее.

Микрофон усиливает голос, но снижает степень воздействия на аудиторию.

Основная причина в том, что с микрофоном становится непонятенпосыл - усиленный голос теряет адресность, непонятно, к кому обращается выступающий в каждый конкретный момент. Выразительность голоса уменьшается. Приходится говорить тише, так как усиление большое, но при этом энергетика выступления снижается. Речь, усиленная микрофоном, должна быть чётче, медленнее, а фразы - короче, чем в выступлении без микрофона.

Использование обратной связи даёт возможность вовремя корректировать речь и другие средства воздействия, повышая таким образом эффективность выступления.

Обратная связь во время выступления перед аудиторией имеет некоторые отличия от обратной связи в случае общения лицом к лицу. Во-первых, готовящийся к выступлению перед аудиторией только при мысли о том, какая же будет обратная связь, волнуется значительно больше. Другое отличие - в соотношении различных видов обратной связи. Для аудитории преобладающей является невербальная обратная связь, т.е. реакцию аудитории выступающий определяет больше по мимике, позам, жестам. А речевая обратная связь - это вопросы и реплики. Они её, как правило, дополняют.

Есть ещё существенное отличие. Часто аудитория ведёт себя как единое целое. это свойство проявляется, когда в ней более десяти- двенадцати слушателей. Меньшее количество людей в аудитории - каждый сам по себе, единства не получается. Это тоже определяет особенность обратной связи. Когда каждый сам по себе, приходится замечать реакцию отдельных слушателей. И очень трудно подстроиться под каждого, так как аудитория получается сильно неоднородной. Когда же аудитория едина, достаточно реагировать на усреднённую реакцию на выступление. Тогда и коррективы внести существенно легче.

Главным признаком, свидетельствующим о том, что выступление проходит удачно, является устойчивое внимание большинства в аудитории. Необходимые признаки - наличие контакта глаз и соответствующие выражения лиц, свидетельствующие о том, что выступающего внимательно слушают. Куда направлен взгляд, там и внимание. Правда, если у слушателей в руках какие-то материалы, внимание будет переключаться от говорящего к печатным материалам и обратно. Эти движения глаз слушателей можно дополнительно использовать в моменты переключений при возникающей усталости внимания.

Кроме такого признака внимания, который можно кратко охарактеризовать как "смотрят и слушают", есть и другие признаки. Например, кивок головой - признак согласия. Кивки можно вызывать, задавая такие вопросы, на которые достаточно кивнуть: "Видно?" или "Это понятно?".

А вот отведение глаз от говорящего несколько в сторону может означать как несогласие, так и переключение внимания, а также потерю внимания, в частности при наступлении усталости внимания. С.Ф. Касаткин говорит о том, что при восприятии нужной, но неинтересной информации кризисы внимания возникают каждый следующий раз всё чаще: " Первый наступает примерно через 15-20 минут после начала выступления, второй - через 10-15 минут после первого и так далее со всё укорачивающимся периодом внимания". А вот в интересном выступлении кризисов внимания может и не быть совсем.

Обратная связь показывает образовавшиеся в аудитории области внимания или невнимания и их расположение. Как правило, область внимания образуется даже в случае не очень интересной речи. Сидящие там слушатели воспринимают, осмысливают, записывают, уточняют информацию с помощью вопросов и реплик.

Восприятие же в средних рядах уже несколько другое. В случае достаточно интересного выступления здесь тоже образуется область внимания, хотя обратная связь несколько сдержаннее. Но как только эмоциональная или информационная насыщенность речи ослабевает, тотчас обратная связь говорит об отсутствии внимания.

На последних рядах область внимания может возникнуть только при самых интересных выступлениях. А в большинстве случаев здесь внимание ослаблено или вовсе отвлеченно.

Свободная рассадка людей, входящих в аудиторию, по мнению С.Ф. Касаткина, позволяет легче управлять вниманием аудитории. Готовые активно слушать садятся ближе к выступающему. Явная область внимания на первых рядах поддерживает и, в результате отзеркаливания, заряжает оратора. От впереди сидящих слушателей активное внимание распространяется и заряжает также средние и последние ряды. Они как бы подтягиваются, и тогда аудитория в целом воспринимает выступление с большим вниманием. И в случае свободной рассадки внимание аудитории почти гарантированно.

Однако свободная рассадка не всегда возможна, в этих случаях выступающий будет сталкиваться со случайными участками внимания - невнимания, что потребует большей работы с обратной связью, придётся быстро искать островки внимания и обращаться к ним по очереди, "отзеркаливая" их и заряжая остальную часть аудитории.

Хорошей обратной связью, говорящей об успешном ведении аудитории в нужном направлении, являютсявопросы, задаваемые слушающими. Это должны быть конструктивные вопросы, Действительно чётко связанные с излагаемым в данный момент материалом. При этом если ответы на вопросы удовлетворяют слушателей, то они проявляют доверие к выступающему как специалисту в определённой области, высказывают желание продолжить общение.

Эмоциональная реакция аудитории тоже очень важна. Если аудитория не испытала никаких эмоций, выступление скорее всего нельзя назвать удачным. Выступающий должен вызывать несколько разных эмоциональных состояний у слушающих, а для этого надо не только рассказать что-то соответствующее, но и уметь достоверно изображать эмоции в соответствии с моментом выступления. Для этого необходимы соответствующие упражнения и тренинги.

Сформировавшееся в результате выступления мнение аудитории- это тоже признак позитивной обратной связи.

Подготовка аудитории

Деловое выступление перед аудиторией должно быть хорошо подготовлено.

Необходимые этапы подготовки:

- определение темы и цели выступления, разработка плана выступления;

- оценка аудитории и обстановки, выбор подхода к изложению;

- подбор материала, выбор структуры и логики выступления, при необходимости корректировка плана, выбор способов визуальной поддержки;

- психологическая подготовка к выступлению.

Работа на первом и втором этапах носит характер учёта и оценки объективных данных, так как тема и цель выступления обычно задаются планом работ, программой переговоров, темой конференции и т.п. Выступающий должен иметь ясное и определённое представление о том, о чём, кому и с какой целью он будет говорить. Если тема выступления волнует оратора, вызывает у него глубокий интерес, тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Однако тема для выступления должна затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Для этого необходимо изучить свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, это работает на успех.

План выступления должен быть чётким и понятным для аудитории. Предмет выступления необходимо раскрывать конкретно и стройно. Следует подобрать убедительное количество фактических материалов и иллюстрирующих примеров.

Не надо пытаться "втиснуть" слишком много материала в ограниченное время. Но вот изучить нужно значительно больший объём информации, чем тот, который включён в текст. Сведения, известные оратору, но не изложенные в его речи, придадут ей убедительность и яркость, помогут ответить на дополнительные вопросы. Кроме того, будет возможность корректировать выступление прямо в его ходе, если потребуется что-то добавить.

Для успешного выступления необходимо составить план, конспект, набор тезисов.

План выступления в самом общем виде можно рекомендовать следующий.

1. Вступительная часть.

2. Основная часть, включающая:

- информирование;

- аргументацию;

- ответы на вопросы, нейтрализацию возражений;

- достижения цели выступления (например, принятие решения, достижение договорённости, подписание документов, мотивирование к определённым действиям).

3. Заключительная часть.

Вступительная часть. Её задачи - привлечь внимание, представиться, если выступающего никто не представлял, установить контакт с аудиторией, пробудить интерес к теме выступления.

Чтобы активизировать большую часть аудитории, можно задействовать сразу три кагала восприятия. Например, слова "приятно видеть, что..." обращаются к кинестетическому - "приятно" и визуальному - "видеть" одновременно. А вариант "приятно слышать, что..." обращаются к кинестетическому и аудиальному. Помимо вежливости и приглашения к общению такие фразы помогают завладеть вниманием, приоритетный канал обязательно отзовётся.

Информированиерекомендуется строить вокруг основной идеи таким образом, чтобы быть предельно конкретным, исключить всё лишнее, затрудняющее восприятие, например, исключить термины, которые могут быть незнакомы слушателям. Использовать разнообразные приёмы удержания внимания со сменой каналов восприятия, ритма речи и интонации, как предлагается в параграфе 5.4.

Конспектом удобно пользоваться во время выступления, а вот сплошное зачитывание текста не рекомендуется, оно неспособно долго удержать внимание. Зачитывать лучше только некоторые тезисы, необходимые для подтверждения идей.

Очень важно понимание, что суть основных тезисов можно и нужно передавать в виде образов.

Но факты сами по себе поражают воображение людей, а то, каким образом они представлены.

Требования к основному тезису выступления:

- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

- необходимо, чтобы суждение было кратким, ясным, легко удерживающимся в кратковременной памяти;

- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Затем необходимо спросить себя : "Кто мои слушатели?" Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трёх человек, к которым обращено выступление и, готовить речь для них. если состав аудитории известен, нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

- возраст;

- уровень образования;

- профессия;

- цель прихода людей на выступление;

- уровень заинтересованности в теме;

- уровень осведомлённости в данном вопросе.

В зависимости от преобладающего состава надо выбрать приоритетный канал воздействия и продумать варианты его использования в соответствии с рекомендациями параграфа 5.3.

Возможны различные интонационные окраски:

- мажорная;

- беспечная или юмористическая;

- шутливая;

- сердитая или упрекающая;

-мрачная;

- торжественная;

- предостерегающая;

- просительная и различные их комбинации, смена интонаций.

Необходимо избрать способ выступления - говорить "без бумажки", заглядывать в конспект, либо зачитывать тезисы и раскрывать их содержание. Но при этом рекомендуется избегать сплошного чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как при редком заглядывании в материалы речь звучит естественно, слова приходят сами собой. А вот чтение написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и жёстко привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории и корректировать текс выступления.

Вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, , энергичная речь, отражающая увлечённость оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Паузы - очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.

Реакция аудитории. Во время выступления должно постоянно контролировать реакцию слушателей. Результатом может стать корректировка выступления. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придётся сократить или вовсе отказаться от них. Может быть, нужны будут дополнительные перерывы или смена ритма, подключение нового канала воздействия и т.п. (параграф 5.4). Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

Аргументация.Подготавливая обоснования своих идей и предложений, надо стараться представлять себе, какие возражения и вопросы могут быть у слушателей, и отвечать на них в своих обоснованиях или подготовить ответ, но приберечь его до того времени, когда вопрос будет задан.

Некоторые варианты системного построения аргументации:

- проблемное изложение, направленное на выявление и анализ противоречий, а также рассмотрение путей их разрешения;

- хронологическое изложение;

- изложение от причин к следствиям, от частного к общему - индуктивное изложение;

- изложение от вывода, итогового тезиса к примерам, его поясняющим или к обоснованиям, от общего к частному - дедуктивное изложение;

- рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями основной идеи.

Убедить- значит логически доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача.

При этом важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения и ответов на вопросы.

Ответы на вопросы, нейтрализация возможных возражений. Для удачного проведения этой части особенно важна подготовка. Чем больше материала вы прочитали, чем большим опытом владеете, тем легче отвечать на вопросы. С возражениями несколько труднее, так как здесь требуется ещё и психологический настрой и подготовка, как для конструктивных коммуникаций.

Если возражение длительно, слушайте внимательно и уважительно, "отзеркаливая" позы и жесты, используя понимающий взгляд, и делая это искренне. Для этого нужно заранее настроиться соответствующим образом. Даже если собеседник громко возмущается, надо сохранять спокойствие. Можно записывать то, что говорит возражающий, иногда это оказывает успокаивающее действие, особенно на кинестетиков.

Сам выступающий, как правило, не должен говорить запальчиво, более конструктивным является благожелательный тон.

Возражение, которое сразу трудно опровергнуть, лучше сначала пропустить и перейти к другим, а потом, при необходимости, вернуться к нему.

Если удалось достичь планируемую цель выступления, например, достижение согласия, нужно зафиксировать это в виде договорённости. Если слушатели близки к принятию решения, можно немного подтолкнуть их к этому с помощью вопросов, например: "На какие условия вы согласны?", "В какие сроки это было бы возможно?", "Быть может, у вас осталось последнее возражение или сомнение?". Но очень важно на этой стадии не проявить нетерпение, не пытаться "дожать" людей, так как это может вызвать протест и возмущение.

Заключение. Формулирование выводов, подведение итогов, после которого должно захотеться встретиться снова.

Психологическая подготовка к выступлению. Какие специфические преграды могут возникнуть в процессе подготовки к публичному выступлению?

Естественное волнение, которое испытывают выступающие перед аудиторией, может вызвать напряжённость, скованность, "зажатость",которая мешает захватить внимание аудитории.

Кинестетический канал очень важен для влияния на аудиторию, а он-то как раз при мышечной скованности оказывается заблокированным. Примеры таких ощущений у выступающего приводит С.Ф. Касаткин: "...всё тело напряжено и сковано. Ноги не идут, а буквально волочатся, к ним будто "гири привязаны". Туловище закрепощено... слова произносятся с трудом... руки-ноги дрожат. Сердцебиение или учащённое, или, наоборот, замедленное, аритмичное: сердце как бы "замирает". В голове туман, все движения становятся "ватными".

Рассмотрим, в каких случаях усиливается это чувство, препятствия успешному выступлению, а в каких оно преодолевается?

Основная причина возникновения скованности - это психическое воздействие, которое люди оказывают на выступающего взглядами, мимикой, вопросами, когда он находится в центре внимания да ещё и в непривычной обстановке. И внешность, и слова, и поведение выступающего, причём малейшие их оттенки, фиксируются и придирчиво оцениваются.

Кроме того, повышенная впечатлительность и чувствительность зачастую приводят к тому, что выступающий болезненно реагирует на внешние раздражители, непривычную обстановку. В результате эти качества могут усилить скованность.

Излишняя напряжённость в общении также проявляется, если выступающий плохо знает или умеет то, что предстоит делать в аудитории. Например, вышел читать лекцию, а материалом владеет слабо. Конечно, у большинства изнутри появляется неуверенность и за ней - скованность. Причём зал очень тонко чувствует это и своим скепсисом ещё больше вводит в замешательство. Но если знание материала превосходное, то и "зажатость" преодолеть гораздо легче.

Чтобы преодолевать скованность, помните, что лёгкое волнение помогает выступающему. Оно мобилизует, концентрирует усилия, заставляет внутренне собраться, тщательно подготовиться и заранее продумать все действия. Помогает настроиться! Поэтому не бойтесь его, хотя нужно отслеживать, чтобы оно не усилилось чрезмерно.

Лёгкое волнение помогает выступающему, сильное- сковывает.

Вот что предлагает Дейл Карнеги в книге "Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично": "Выпрямитесь во весь рост, смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги. Представьте себе, что это именно так. Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты. Это даёт благоприятный для вас психологический эффект".

И ещё - постоянно практиковаться в публичных выступлениях, опыт помогает быстрее преодолевать скованность в общении.

Заранее настраивайтесь на непривычную ситуацию, вызывая у себя более твёрдое и спокойное отношение к ней. Такой внутренний настрой хорошо помогает.

Но есть ещё и внешний инструмент- обаяние. Намного доброжелательнее люди воспринимают обаятельного человека. Поэтому к твёрдому и спокойному настрою на предстоящую непривычную ситуацию прибавьте всё обаяние, на какое способны.

Предварительно полезно освоить пространство, т.е., если возможно, заранее побыть в той обстановке, в которой предстоит выступать. Если невозможно это сделать заранее, осмотритесь непосредственно перед выступлением, освойте пространство, хотя бы взглядом.

Есть ещё одно правило, которое добавит уверенности, позволит найти внутреннюю опору: постарайтесь хорошо знать и следовать в непривычной обстановке общепринятым нормам и правилам делового поведения.

Наши рекомендации