Если ваш партнер злоупотребляет наркотиками или алкоголем
«Дорогая, я бы так хотел заняться с тобой сексом, но меня сейчас просто вывернет наизнанку!», или «Если ты не перестанешь доставать меня своими упреками, я напьюсь так, что ты это на всю жизнь запомнишь!»
Клиницисты различают злоупотребление алкоголем или наркотиками и зависимость от них. Оба эти явления достаточно серьезны, но при зависимости развивается привычка — то есть человек постоянно нуждается во все более и более высоких дозах химического вещества, чтобы получить от него желаемый эффект. Кроме того, при невозможности принять тот или иной препарат зависимый от него человек испытывает ломку и, как следствие, неодолимое желание возобновить прием этого препарата.
Злоупотребление алкоголем — наиболее широко распространенным наркотиком — представляет собой лишь частный случай злоупотреблений химическими веществами. Соответственно, большинство признаков злоупотребления тем или иным веществом или зависимости от него применимы и к алкоголю.
Ваш партнер злоупотребляет алкоголем или наркотиками, если:
1) регулярные приемы препарата делают невозможным полноценное выполнение им профессиональных, учебных или бытовых обязанностей. Признаки этого включают в
себя частые прогулы работы или занятий, неудовлетворительные результаты труда или низкую успеваемость, уклонение от выполнения домашних обязанностей и воспитания детей;
2) постоянный прием препаратов происходит в ситуациях, когда это может представлять опасность для здоровья и жизни (например, при управлении сложными механизмами или автомобилем);
3) прием препаратов приводит к регулярным правонарушениям (например, к арестам за хулиганство или вождение автомобиля в состоянии алкогольного или наркотического опьянения);
4) прием препаратов продолжается, несмотря на постоянное осложнение и ухудшение социальных и семейных отношений (например, ссоры с супругой по поводу финансовых и других проблем, вызванных злоупотреблением алкоголем или наркотиками).
Если перечисленные выше признаки сопровождаются привычкой, ломкой или неодолимым желанием продолжать прием, вполне вероятно, что ваш партнер испытывает алкогольную или наркотическую зависимость.
Как определить, что у вашего партнера ломка? Ее признаки различаются в зависимости от того, к какому именно веществу он испытывает пристрастие. Внешние проявления ее могут несколько варьироваться, но это не помешает вам определить, что у вашего партнера не все в порядке.
Амфетаминовая или кокаиновая ломка обычно характеризуется общей усталостью, яркими сновидениями неприятного содержания, повышением аппетита, двигательной активностью или заторможенностью и бессонницей или сонливостью.
Признаками никотиновой ломки обычно являются подавленное настроение, бессонница, раздражительность или озлобленность, беспокойство, отсутствие концентрации, тревога, замедление пульса, повышение аппетита или увеличение веса.
Седативно гипнотическая (успокоительные препараты) ломка обычно определяется двумя или более из следующих признаков, проявляющихся в течение нескольких часов: повышение активности вегетативной системы (например, частота пульса превышает 100 ударов в минуту, обильное потение), заметное дрожание рук, бессонница, тошнота или рвота, кратковременные зрительные, осязательные или слуховые галлюцинации, двигательная активность, тревога. Большинство тех же симптомов характерны и для алкогольной ломки.
Иногда перечисленные выше признаки сложно распознать, поскольку злоупотребление алкоголем или наркотическими препаратами развивается постепенно на протяжении довольно длительного отрезка времени. Очень немногие приобретают мгновенную зависимость от алкоголя или других веществ. Обычно этому предшествует долгий период приема того или иного препарата, и лишь затем на смену ему постепенно приходят злоупотребление и зависимость.
Тем не менее, спровоцированные алкоголем проблемы разрушили столько семей, что относиться к этому вопросу легкомысленно просто недопустимо. Постарайтесь предельно честно ответить на вопрос, почему пьете вы или ваш партнер? Если вы любите выпить бокал вина за ужином или баночка холодного пива «помогает» вам подстричь лужайку перед домом, вы, возможно, еще не вступили на тропу, ведущую к злоупотреблению алкоголем. Однако если после пары банок вам почти всегда хочется еще, вы серьезно рискуете развить в себе алкогольную зависимость. Если пиво для вас стало тем же, чем для большинства людей являются картофельные чипсы (редкий человек станет ограничивать себя одним-двумя чипсами), то вы находитесь на пути в группу риска.
Кроме того, оценивая, насколько интенсивно вы или ваш партнер принимаете алкоголь, не сводите свой анализ только к поискам характеризующих злоупотребление признаков, которые я назвал выше. Иногда привычка бывает столь велика, что человек может выпить огромные количества спиртного, не проявляя при этом внешне заметных симптомов опьянения.
Однажды я консультировал мужчину, выпивавшего по упаковке пива ежедневно] Именно так — по 24 банки пива каждый день! Но самое удивительное то, что он при этом не пьянел. Он работал, вполне удовлетворительно выполнял свои обязанности, но не выпускал при этом из рук пивную банку.
Консультировал я и другого алкоголика, жившего на пособие. Поскольку он не имел возможности покупать спиртное на продовольственные карточки, он набирал на них прохладительные напитки. Затем выливал содержимое, сдавал бутылки по десять центов за штуку и уже с наличными деньгами бежал в магазин, торгующий алкоголем!
Итак, определяя степень пристрастия своего партнера к алкоголю, обращайте в первую очередь внимание на то, почему он пьет, а не на количество выпитого. Если он пьет главным образом для того, чтобы опьянеть, — у вас проблемы. Тогда для того, чтобы научиться жить без помощи химических веществ, вашему партнеру придется прибегнуть к профессиональной помощи.
Вспыльчивые любовники
Вспыльчивые любовники обычно характеризуются резкими сменами поведения от «поразительной чуткости» до опасной жестокости. Вопреки общепринятой точке зрения, согласно которой обычно разъяренный муж избивает свою беспомощную жену, на самом деле вспыльчивость в семьях практически в равной степени присуща обоим полам. Штраус (1980, с. 685—686) отмечает, что мужья прибегают к насилию лишь чуть чаще, чем жены: 12,1 на 100 мужей и 11,6 на 100 жен.
Часто — хотя и не всегда — алкоголь является одним из слагаемых этого уравнения. Даттон (1988) описывает следующий случай. Роберт с женой были приглашены на прием, на котором присутствовало около тридцати человек. Как рассказывает Роберт, его жена внезапно исчезла (то есть он не мог разыскать ее в большом незнакомом доме). Через десять-пятнадцать минут он наконец нашел жену и настоял на том, чтобы вернуться домой. Согласно его рассказу, в тот момент он не чувствовал ничего особенного. Они приехали домой, жена легла спать, а Роберт уселся смотреть телевизор. Следующим, что он помнил, был вид его жестоко избитой жены, лежавшей на полу в луже крови. Осознав, что это дело его рук, Роберт позвонил родственникам и в полицию.
Из этой информации мы не можем судить, находился ли Роберт в состоянии алкогольного опьянения, однако во многих случаях, подобных этому, именно сочетание алкоголя, ревности и предыдущего опыта насилия образует ту «гремучую смесь», что превращает примерного супруга в опасного и жестокого врага. Проявившие агрессию супруги обычно рассказывают, что почувствовали, как внутри них «закипает» гнев, который затем внезапно выливается в яростную атаку.
За приступом насилия традиционно следует период спокойствия. В это время поддавшийся гневу супруг испытывает острый стыд, смущение и беспомощность — особенно если пострадавшая сторона выдвигает против него официальное обвинение. Часто в продолжение этого периода подвергшаяся насилию супруга начинает чувствовать усиление собственного влияния, чему способствует (временное) раскаяние и всевозможные знаки внимания со стороны ее пристыженной половины.
Уолкер (1979) так описывает «смену власти», которую часто переживают женщины, находясь в больнице:
«В течение нескольких дней из одиноких, обиженных, напуганных и оскорбленных они превращаются в счастливых, уверенных в себе и любящих... Эти женщины твердо намерены перестать быть жертвами до того момента, пока их не приходят навестить насильники. По обилию цветов, конфет, открыток и других подарков в больничных палатах я всегда безошибочно определял, что мужья пострадавших выходят с ними на контакт» (1979, с. 66).
Даттон продолжает эту мысль:
«Насильник сдается на милость своей жертвы, передавая ей властные полномочия в их отношениях. Он вручает ей свою судьбу — он будет уничтожен, убит, если только она не спасет его, простив и вернувшись» (1988, с. 111).
Подводя итог, я бы хотел сделать небольшое обобщение. В первых семи главах мы рассмотрели множество способов того, как с помощью более тонкого понимания вашего партнера вы можете улучшить свои отношения. Мы обсуждали, как ПОНЯТЬ личностный тип вашего партнера, ПЕРЕСМОТРЕТЬ собственные ожидания и ПРЕОБРАЗОВАТЬ ваши отношения — то есть пути приспособления к индивидуальным особенностям или характерным чертам вашего партнера. Однако эта глава написана с целью предостеречь вас от мысли, что вы можете и должны мириться со всем.
Если после прочтения этой главы вы поняли, что ваш: партнер страдает душевным заболеванием, злоупотребляет алкоголем или наркотиками или проявляет неоправданную вспыльчивость, вам необходимо обратиться за профессиональной помощью. Если ваш партнер отказывается пройти куре лечения или терапия не дает желаемого результата, у вас, возможно, не останется другого выбора, как прервать отношения. Если вы намереваетесь «добиться поставленной цели, несмотря ни на что и чего бы это вам ни стоило», пожалуйста, перечитайте третью главу. Немедленно!
Эпилог «Марс и Венера»
Если мужчины — с Марса, а женщины — с Венеры, то как же настоящим мужчинойможно стать на Земле?
Что такое «мужчина»?
Весь ответ на этот вопрос, вынесенный мною из посещений детского сада, сводился к тому, что это женоненавистник, расист и вообще во всех отношениях бесчувственный субъект. «Три слепые мышки», о которых хором распевали мы, безжалостные малыши, представлялись нам всего лишь грызунами, уничтоженными радетельным землевладельцем.
В детском саду я думал, что это будет просто как раз-два-три: мальчик «вырастает», «учится вести себя» и «становится мужчиной». Первый пункт я выполнил, но как должен мужчина вести себя?
В «добрые старые времена» ответ на этот вопрос был более ясным. «Настоящие мужчины» воевали, строили хижины и приносили домой мясо, а их женщины, на которых они женились, ждали их возвращения с войн, убирали в хижинах, построенных мужчинами, и жарили принесенное ими мясо.
Прошу вас понять, что я не призываю вернуться к прежнему жесткому распределению ролей, лишавших женщин равных возможностей и дававших мужчинам иллюзию превосходства, но после детского сада ориентироваться в жизни становится сложнее. В наше время не так просто сообразить, как нужно вести себя с подругой или женой, — по крайней мере, не следует одновременно иметь обеих. Так как насчет ролевых моделей? С кого брать пример?
Как-то однажды я наткнулся на настоящего мужчину девяностых — не на какого-нибудь Джона Уэйна с хриплым голосом и обветренным лицом, а на фотографа мирового класса. Я встретил его на страницах «Мостов округа Мэдисон», где в поисках крытых мостов он въехал на своем пикапе прямо в мир Франчески Джонсон, жены фермера из Айовы.
Роберт — настоящий мужчина. Его приключения начинаются так:
«Он встал у колеса [своего пикапа], закурил «Кэмел»... На Кинкейде были потертые «Ливайзы», стоптанные сапоги «Ред Уинг», рубаха цвета хаки и оранжевые подтяжки. На широком кожаном ремне висел в ножнах швейцарский армейский нож» (с. 2).
«Солнечный луч отразился от его бритвы, лежавшей на асфальте рядом с насосом. Она наблюдала, как он намыливает лицо и бреется. Он был — и опять это слово мелькнуло в ее сознании — крепок. Он не отличался крупным телом, был немного худощав, ростом чуть более шести футов. Однако его плечевые мышцы были довольно крупными для его размеров, а живот его был плоским, как лезвие ножа. Он выглядел моложе своего возраста, сколько бы ни было ему лет, и совсем не походил на местных мужчин, обрюзгших от обильных мучных завтраков» (с. 44).
Теперь мы знаем, как должен выглядеть настоящий мужчина. Он курит «Кэмел», носит швейцарский армейский нож, у него плоский живот и оранжевые подтяжки. А как же настоящий мужчина разговаривает с женщиной? Ответ на этот вопрос мы узнаем после того, как наш герой вступит в половую связь с женой фермера:
«Именно поэтому я здесь, на этой планете, и в это время, Франческа. Не для того, чтобы путешествовать и фотографировать, а чтобы любить тебя» (с. 108).
Затем Кинкейд пускается в романтическое «объяснение в любви» в духе Ширли Маклейн:
«Я взлетел с вершины огромной горы, когда-то очень давно, за многие годы до того, как родился на этой земле. И все эти годы я летел к тебе» (с. 108).
Очевидно, очень важно, чтобы у настоящего мужчины было такое занятие, которое позволяло бы ему работать по свободному графику, — и речи быть не может о таких скучных обязанностях, как доить корову дважды в день или скирдовать сено, пока нет дождя. Профессия Кинкей-да не препятствует его романтическим наклонностям.
«На следующие несколько дней Роберт Кинкейд забросил фотографию. А Франческа Джонсон, оставив за собой выполнение лишь самых необходимых дел, количество которых она свела к минимуму, позабыла о фермерской жизни. Все время они проводили вместе, разговаривая или занимаясь любовью» (с. 111).
Франческа описывает своего мужа Ричарда (уехавшего на неделю с детьми на животноводческую ярмарку) в следующих выражениях:
«Ричард не способен на такое, просто он устроен иначе. Он не может понять это волшебство, эту страсть и все то, о чем мы говорим и что испытываем, и никогда этого не поймет. Это не значит, что он чем-то хуже нас. Просто все
это слишком далеко от того, что он чувствует и думает.' Это чуждо ему и поэтому незнакомо» (с. 113).
Иными словами, выражаясь более конкретным языком, Ричард не верный муж, взявший с собой детей на ярмарку, а скучный тип, который ничего «не чувствует» и «не понимает».
К счастью, Франческа объясняет Кинкейду, почему не может убежать с ним:
«Да, она, конечно, скучна. Моя жизнь, я имею в виду. В ней не хватает романтики, эротики, танцев на кухне при свечах и удивительного чувства, что у тебя есть мужчина, который знает, как любить женщину. Больше всего в ней не хватает тебя. Но у меня есть это проклятое чувство ответственности. Перед Ричардом, перед детьми» (с. 115-116).
Однако все это только присказка. Сейчас наш герой даст характеристику настоящему мужчине:
«Я один из последних ковбоев. Моя профессия предоставляет мне достаточную свободу. Большую, чем какая-либо другая. Я не жалуюсь. Возможно, благодаря ей я стал чуть более наблюдательным. Это должно было случиться, это единственный способ, каким можно избежать самоуничтожения. По моему убеждению, первопричиной всех бед на этой планете являются мужские гормоны. Одно дело подчинить другое племя или победить другого воина. Совсем другое дело — производить крылатые ракеты. Или уничтожать природу, как мы это делаем. Рейчел Карсон была права. Как и Джон Мьюр и Альдо Леопольд.
Проклятие нашего времени заключается в преобладании мужских гормонов там, где они могут нанести дол досрочный вред. Даже если мы не говорим о войнах между народами и насилии над природой, мы не лишаемся той агрессивности, которая не позволяет нам обратить внимание друг на друга и на проблемы, нуждающиеся в решении. Мы должны каким то образом очиститься от мужских гормонов или, по крайней мере, взять их под конт роль» (с. 101-102, курсив мой — Д. Б.).
Наконец! С помощью Рейчел Карсон, Джона Мьюра, Альдо Леопольда и Роберта Кинкейда я все-таки выяснил, в чем главный корень всех моих бед! В мужских гормонах. Вот из-за чего человечество воюет, голодает и живет в нищете. Из-за избытка тестостерона! Из-за недостатка эстрогена. И это «озарение» посетило не воинствующую феминистку Андрэ Дворкин, которая утверждает, что половой акт является «чистым, стерильным, формальным выражением мужского презрения к женщинам». Которая заявляет, что мужчины используют половой акт для «оккупации», «осквернения», «захвата» и «колонизации» женских тел. Нет, мы с Робертом Кинкейдом принадлежим к одному полу. Он — чувствительный парень и нежный любовник, и его проницательные откровения справедливы для середины шестидесятых так же, как и для конца девяностых.
Итак, если Кинкейд указал нам на проблему — гормоны — то как же решить ее? Удалять андроген в принудительном порядке? Проводить обязательную кастрацию взамен обрезания? Евнухи, объединяйтесь в борьбе за мир во всем мире! Должны ли мы заставить всех мужчин принимать «прозак», чтобы они вели себя хоть немного спокойнее? Зависят ли сексуальные проблемы, как и депрессия, от некоего непреодолимого «биохимического дисбаланса»?
Я так не думаю — более того, я убежден, что гормоны не имеют никакого отношения к сексуальным проблемам, и не верю, что вопросы человеческого общения могут быть решены с помощью воздействующих на психику химических препаратов.
Сексуальные проблемы обычно являются проблемами психологическими, и только способность проникнуть в душу партнерши, а не гормоны, поможет вам понять представительницу противоположного пола. Настоящий муж чина стремится заглянуть в душу и мозг женщины, прежде чем заглянет ей под юбку. Поэтому та единственная истина, которую вы должны вынести из прочтения всех предыдущих страниц, заключается в том, что сексуальные отношения являются частью сложного и многогранного взаимодействия двух уникальных личностей.
Слишком часто в нашей культуре секс изображается как поведенческий акт с ограниченной целью — оргазмом. Слишком часто мы лишаем половую жизнь интимности, духовности, романтики и любви, довольствуясь лишь ее «механической» стороной. Поскольку биологическому сексу присущ ярко выраженный кульминационный момент, мы склонны описывать это многостороннее психобиосоциальное взаимодействие условными и ориентированными на достижение его цели терминами: «овладеть», «сделать», «кончить». Однако говорить о сложном социальном взаимодействии двух уникальных личностей в подобных выражениях значит обесценивать человеческие отношения.
Даже вождению автомобиля в нашей культуре часто уделяется больше внимания, чем искусству любви. Процесс передвижения на автомобиле из одного места в другое не передается в таких простых выражениях, как «переехать» или «добраться». То, что в действительности является элементарным перемещением из пункта А в пункт Б, часто приукрашивается, возвеличивается и облекается в возвышенные формы. Нам говорят, что «американцы влюблены в автомобили». Люди тратят огромные суммы, чтобы их перемещение из одной точки в другую стало восхитительным и незабываемым.
Когда же речь заходит об интимных отношениях, то, что должно быть глазурью на торте духовной близости, слишком часто превращается в выхолощенный ритуал, в горькое послевкусие несбывшихся мечтаний. Причина этого в том, что в нашем обществе очевидные истины часто ставятся с ног на голову. С помощью «мифа Хью Хефне-ра» нас убеждали, что счастье возможно только в окружении «девочек». Нас заставляли верить, что секс ведет к той жизни, о которой мы мечтаем.
Подобно маленьким детям, верящим, что всем радостям этого мира они обязаны Микки Маусу, а Диснейленд— это настоящая Страна Чудес, слишком многие взрослые верят сказкам Хефнера, полагая, что частый секс с множеством партнерш принесет им истинное счастье.
Более извращенную и ошибочную точку зрения трудно себе представить. Идеальные интимные отношения возможны лишь между людьми, глубоко любящими и понимающими друг друга, — это главное! Идеальные интимные отношения основываются на разделенных радостях и горестях, на совместном решении финансовых проблем, на общих заботах о заболевшем ребенке, на гордости за его успехи и на миллиарде общих воспоминаний, образующих фундамент прочного психологического единства.
Я надеюсь, что, прочитав эту книгу, вы обнаружите в себе более глубокое понимание своего партнера и самого себя, потому что настоящим секретом сексуальных успехов является именно искренняя и глубокая взаимная любовь, а не разнообразие партнеров, не усиливающие половое чувство средства, не новейшие сексуальные изобретения, не эротические фильмы и не гормоны.
Любовь и духовное взаимопонимание — вот главные компоненты настоящих интимных отношений. Если ваш возлюбленный является и самым близким вашим другом, ваши интимные отношения имеют все основания быть | идеальными, потому что ИДЕАЛЬНЫЙ СЕКС — ЭТО ПЛАМЕННАЯ ДРУЖБА!
Короче говоря, «вечны лишь вера, надежда и любовь, но величайшая среди них — любовь» (Послание к коринфянам, 13:13).
Библиографические источники
Абрахамсен Д. Признания Сына Сэма. Нью-Йорк: Коламбиа Юнивер-:ити Пресс, 1985.
Карнс П. Прогресс в изучении сексуальной зависимости: Перспективы изучения зависимости. СИЕКУС. 1986, Т. 14, № 6. Нью-Йорк.
Клекли X. Маска разумности. 5-е изд. Сент-Луис: Мосби, 1976.
Даттон Д.Г. Насилие над женщинами в семье: Психологические и юридические перспективы. Бостон: Эллин и Бейкон, 1988.
Дворкин А. Половой акт. Фри Пресс, 1987.
Фрэнк Г. Бостонский душитель. Нью-Йорк: Нью Америкен Лайбрари, 1966.
Харрисон К. Поцелуй. Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1997.
Джеймс М. и Йонгевард Д. Рожденный побеждать. Ридинг, Миннесота: Эддисон Весли, 1971.
Кляйн М. Почему не существует сексуальной зависимости — и какое это имеет значение. Ежегодное собрание общества научного исследования секса. Ноябрь, 1989.
Когут X. Реставрация личности. Нью-Йорк: Интернэшнл Юниверси-тиз Пресс, 1977.
Ландерс Энн. Вестник палладиума. Сент-Джозеф, Мичиган, 15 сентября 1994.
Мэсси Р.К. Петр Великий: Жизнь и мир. Нью-Йорк: Кнопф, 1980.
Мелой Дж.Р. Психопатическое сознание: Причины, динамика и лечение. Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон, 1988.
Меркин Д. Возвращение Эроса. «Нью-йоркер», 27 декабря 1993.
Майкл Р.Т., Гэгнон Дж.Х., Лауман Е.О. и Колата Г. «Секс в Америке: Полное обозрение». Бостон: Литтл, Браун и Ко., 1994.
Мишо С. и Эйнсуорт X. Единственный живой свидетель. Нью-Йорк: Нью Америкен Лайбрари, 1983.
Нэш О. Всегда есть еще одна мельница. Бостон: Литтл, Браун и Ко., 1967.
Оффит А. Сексуальная личность. Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон, 1995.
Книга притчей Соломоновых, 16:24. Новая международная версия изучения Библии. Грэнд Рэпидз, Мичиган: Зондерван.
Зальцман Л. «Лечение невроза навязчивости». Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон, 1987.
Шапиро Д. Невротические типы. Нью Йорк: Бейсик Букс, 1965.
Штраус М.А. Жертвы и агрессоры в добрачных случаях насилия. Америкен Бихейвиорал Сайентист, 1980, 23, (5) 681-704.
Салливан Х.С. Межличностная теория психиатрии. Под ред. Х.С. Перри и М.Л. Гавела. Нью-Йорк: У.У. Нортон, 1953.
Томпкинс С.С. Аффект, мысленные образы и сознание. Т. 1 и 2. Нью-Йорк' Спрингер, 1963.
Уолкер Л.Е. Насилие над женщиной. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1979.
Уолкер Р.Дж. Мосты округа Мэдисон. Нью-Йорк: Уорнер Букс, 1992.
Уишни X. Импульсивная личность. Нью-Йорк: Плинам, 1977
Об авторе
Джон Майкл Береж, доктор философии, получил степень магистра по специальности психолог-консультант в Американском Университете Вашингтона, округ Колумбия, в 1966 г. В качестве действительного члена научного общества по клинической психологии при Министерстве здравоохранения США он продолжил обучение в Университете штата Индиана, где и защитил докторскую диссертацию в 1970 г. В следующем году он работал интерном в Детском больничном медицинском центре Бостона — учебном центре медицинского факультета Гарварда.
С 1971 г. доктор Береж занимается частной практикой в клинической психологии, а также преподает в университетах, занимая должность профессора психологии. Кроме двадцати с лишним статей и исследовательских докладов, опубликованных в различных профессиональных изданиях, его перу принадлежат книги «Определение синдрома Турета», «Невротические расстройства и связанные с ними проблемы», «За стыдом и болью: научиться прощать себя и других».
Доктор Береж является не только дипломированным психологом-клиницистом, но также и консультантом по вопросам семьи и брака. В 1979 г. Американская ассоциация профессиональных психологов наградила его почетным дипломом по клинической психологии, а в 1994 г. он был избран действительным членом Академии клинической психологии.
Он занимается не только преподаванием и психотерапевтической практикой, но и является главным психологом больницы Бэттл-Крика и клиническим консультантом Института ядерных исследований.
Доктор Береж читает в университетах курс гармонии интимных отношений вот уже более пятнадцати лет.
Оглавление
Общий обзор.
Вступление
Основа идеальных интимных отношений — пламенная дружба ....................................
.12
Глава 1 Любовники-« актеры»
Если ваш партнер эмоциональный кузнечик:
от «совершенно восхитительно!»
до «невероятно отвратительно!» и обратно...........33
Глава 2
Любовники-«невротики»
Если она не может получить оргазм, зная,
что в раковине осталась грязная посуда..............81
Глава 3
Любовники «ведущие» и «ведомые»
Если «Я люблю тебя» в действительности
означает «Я нуждаюсь в тебе» или
«Мне нужно, чтобы ты нуждалась во мне».........146
Глава 4
Любовники «корыстные» и
« манипулирующие » ( « асоциальные» )
Когда очарование превращается в яд, или
«Не повезло, но жизнь — штука жестокая».......187
Глава 5 Любовники-«нарциссы»
Если во время оргазма он выкрикивает собственное имя — у вас проблемы........245
Глава6
Любовники«застенчивые»
и «стыдливые»
Если ваш партнер чаще испытывает
смущение, а не возбуждение.............................307
Глава 7
Любовники «косвенно сердитые»
Понимание «пассивно-агрессивного» личностного
типа, или Не дуйтесь, если вместо травы
он скосил ваши петунии..................................340
Глава 8
Душевнобольные любовники
Что делать, если ваш партнер —
«сексуальный маньяк» ..................................375
Эпилог
«Марс и Венера»
Если мужчины — с Марса, а женщины —
с Венеры, то как же настоящим мужчиной
можно стать на Земле?....................................403
Библиографические источники......................................410
Об авторе....................................................................................411
I