Программа зачёта

1. Дать определение понятию «психологическое влияние». Найти сходства и различия понятий «влияние», «власть», «лидерство».

2. Зарубежные теории влияния.

3. Исследование влияния в отечественной психологии.

4. Характеристика различных видов влияния.

5. Психологические принципы влияния по Р. Чалдини.

6. Характеристика принципа взаимного обмена.

7. Характеристика принципа обязательства и последовательности.

8. Характеристика принципа социального доказательства.

9. Характеристика принципа благорасположения.

10. Характеристика принципа авторитета.

11. Характеристика принципа дефицита.

12. Каковы критерии классификации видов влияния, по Е. Сидоренко? Описать данную классификацию.

13. Деструктивные виды психологического влияния.

14. Метод психологического нападения, формы нападения, способы контрвлияния.

15. Метод психологического принуждения, формы принуждения, способы контрвлияния.

16. Понятие и признаки манипуляции.

17. Причины манипуляции.

18. Распознавание и защита от манипуляции.

19. Конструктивные виды влияния.

20. Контраргументация. Техники контраргументации. Правила и условия

эффективности аргументации.

21. Спорные виды влияния.

22. Самопродвижение как метод психологического влияния.

23. Заражение как метод психологического влияния: понятие, факторы, формы.

24. Внушение как метод психологического влияния: понятие, отличие внушения и заражения, факторы и виды.

25. Пробуждение импульса к подражанию как метод психологического влияния: понятие, виды, законы, условия эффективности.

26. Просьба и игнорирование как методы психологического влияния.

27. Самопрезентация как метод психологического влияния. Стратегии самопрезентации.

28. Формирование благосклонности целевой персоны как метод психологического влияния.

29. Харизма и обаяние как личностные факторы влияния.

30. Методы цивилизованного противостояния влиянию: мониторинг эмоций.

31. Методы цивилизованного противостояния влиянию: психологическое самбо.

32. Дополнительные способы противостояния влиянию: энергетическая мобилизация, творчество, уклонение и отказ.

33. Методы цивилизованного противостояния влиянию: информационный диалог, конструктивная критика и цивилизованная конфронтация.

34. Педагогическое влияние: понятие и психологические закономерности.

Список литературы

Основная

1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. ‑ М.: ЧеРо, изд-во МГУ, 1997.

2. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением: Технология личного психологического влияния. – Дубна: Феникс, 1997.

3. Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. ‑ СПб.: Питер, 2001.

4. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. ‑ М.: Пед. об-во России, 2000.

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. ‑ СПб.: Питер, 2002.

6. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997.

7. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. – СПб.: Речь, 2004.

8. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002.

9. Психология влияния: Хрестоматия / Сост. А.В. Морозов. – СПб., М., Харьков, Минск: Питер, 2001.

10. Чалдини Р. Психология влияния. ‑ СПб.: Питер, 2004.

11. Шейнов В.П. Психология влияния. – М., 2002.

Дополнительная

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). ‑ М., 1978.

2. Андреева Г. М, Богомолова Н. Н, Петровская Л. А.Зарубежная социальная

психология XX столетия. ‑ М., 2001.

3.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов, учителей. ‑ М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002

4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. ‑ М.: Аспект Пресс, 2001.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1996.

6. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

7. Гринберг Д. Управление стрессом. – СПб., 2002.

8. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. ‑ М.: АОЗТ «Яуза» В. Секачев, 1996.

9. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей. – М.: Вече, Персей, АСТ, 1997.

10. Кричевский Р.Л., Маржина А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. – Кишинёв, 1991.

11. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1995.

12. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. ‑ М., 2006.

13. Ксенофонт Сократические сочинения. – СПб.: Изд-во АО «Комплект », 1993.

14.Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.:Макет, 1995.

15. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. ‑ СПб.: Прайм –

ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с.

16. Майнгардт Т. Личное влияние. ‑ М.: Город: Ферро Логос, 1992.

17. Менегетти А. Психология лидерства. – М.: Серебряные нити, 1996.

18. Московичи С. Психология харизматического вождя // Психология и

психоанализ власти. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: Издатальский Дом «БАХРАХ»,

1999. – С. 408–448.

19. Погольша В.М. Социально-психологический потенциал личного влияния: Дисс.

канд. сихол. наук. – СПб., 1998.

20. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящёвой. ‑ СПб.: Ювента, 1999.

21. Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. научн. тр. / Редкол.: А.А. Бодалёв, Г.А. Ковалёв и др. – М.: Изд. АПН СССР, 1989.

22. Психология и психоанализ власти. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом

«БАХРАХ», 1999.

23. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

24. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. – Минск: Полифакт, 1992.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Отрывок из книги Ксенофонта «Сократические сочинения»

Наши рекомендации