Сущность и классификация методов управления

Лекция 9. Методы управления

Сущность и классификация методов управления

Методы управления персоналом представляют собой способы управленческого воздействия на коллектив в целом, отдельные его группы и на отдельного работника, обеспечивающие реализацию стратегии управления персоналом. В теории менеджмента выделяют несколько подходов к классификации методов управленияперсоналом.

Таблица 1

Классификация методов управления

По типу воздействия
методы прямого воздействия методы косвенного воздействия
По масштабу использования
общие частные
По источнику управляющего воздействия
методы централизованного воздействия методы децентрализованного воздей­ствия
По продолжительности воздействия
долгосрочные среднесрочные оперативные
По способу выработки управляющего воздействия
единоличные коллегиальные коллективные
В соответствии с организационными особенностями воздействия
профилактические пресекающие подкрепляющие или поддерживающие
По механизму и характеру воздействия на персонал
организационно-распорядительные экономические социально-психологические
       

По типу воздействия различают методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия предполагают однозначное исполнение, обусловленное действием четких регламентов. Их применение не допускает свободы
выбора поведения исполнителем. Методы косвенного воздействия такую свободу предоставляют. Необходимый результат достигается за счет использования рычагов, позволяющих руководителю определенным образом заинтересовать исполнителя осуществлять данную работу.

По масштабу использования методы подразделяются на общие и частные.

Частные методы разрабатываются применительно к решению конкретных задач в рамках отдельных элементов системы управления и имеют конкретный алгоритм исполнения (например, метод «Управления по целям»). Общие методы универсальны. Они применимы для реализации нескольких задач (например, метод нормирования). С их помощью обеспечивается реализация частных методов управления.

По источнику управляющего воздействия различают методы централизованного и децентрализованного воздействия. Методы централизованного воздействия разрабатываются высшим руководством предприятия. Методы децентрализованного воздействия разрабатываются на низовых уровнях управления.

По продолжительности воздействия методы подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и оперативные. Методы каждой группы обеспечивают реализацию соответственно долгосрочных, среднесрочных и оперативных целей.

По способу выработки управляющего воздействия различают единоличные, коллегиальные и коллективные методы. Единоличные методы вырабатываются руководите­лем без привлечения к этому процессу подчиненных. Коллегиальные методы вырабатываются группой должностных лиц, входящих в состав структурного образования, уполномочен­ного на решение определенного круга специализированных задач (например, ревизионная комиссия, координационный совет по закупкам, комиссия по социально-бытовым вопросам). Коллективные методы вырабатываются всеми работниками, входящими в состав относительно обособленного структурного образования (например, отдела, секции или предприятия в целом). Соотношение методов определяется стилем управления, принятым в данной организации, и рабочей обстановкой.

В соответствии с организационными особенностями воздействия можно выделить профилактические методы (направленные на предупреждение нежелательных действий, результата), пресекающие методы (направленные на прекращение действий, изменение ситуации) и подкрепляющие или поддерживающие (направленные на их сохранение).

По механизму и характеру воздействия на персонал различают три группы методов: организационно-распорядительные (административные), экономические и социально-психологические. Административные методы относятся к методами прямого воздействия. Основой их применения являются властные полномочия. Экономические методы - методы косвенного воздействия. Механизм их действия строится на экономических интересах группы людей или отдельных работников и предполагает вероятностный характер достижения целей в условиях свободы выбора поведения исполнителем.

Социально-психологические методы предполагают систему способов управления, обусловленных нематериальными потребностями индивидуума – социальными, статусными, творческими и в саморазвитии. Механизм их воздействия строится на знании психологических особенностей работника, социальных аспектов его поведения.

Наши рекомендации