Согласны ли вы с утверждением, что тема свободы — главная в лирике Пушкина?

Понятие «свобода» нельзя определить однозначно — это и соци­альная, и политическая, и философская, и морально-этическая катего­рия. И на разных уровнях своею развития человек по-новому опреде­ляет для себя содержание этого слова.Слово «свобода» и близкие но смыслу слова «вольность», «воля» — ключевые слова пушкинского «словаря». В стихах 1817-1819 гг. свобода становится предметом воспевания («хочу воспеть Свободу миру»). В социально-философской оде «Вольность» лирический герой скорбит и негодует, потому что на троне восседает «неправедная Власть». Тираноборче­ский пафос сливается с обращением к разуму монархов. Пушкин за­вершает оду поучением-призывом:

Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона. И стануг вечной стражей трона Народов вольность и покой.

Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего иод властью Закона, проповедуется Пушкиным и в стихотворении «Де­ревня». В этом произведении, построенном на антитезе, противопос­тавляется высшая гармония, царящая в природе, дикости социальных взаимоотношений.

В лирике Пушкина периода южной ссылки одним из ведущих стал мотив личной свободы. В романтической аллегории «Узник» свобода — это вольная жизнь за пределами «темницы сырой». К этой ЖИЗНИ узника зовет его «грустный товарищ, махая крылом». Поэтиче­ским итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе стало сти­хотворение «К морю». «Свободная стихия» не аллегория, а емкий символ свободы, символ любой природной и человеческой стихии.

В конце 1820-1830 гг. Пушкин приходит к пониманию свободы как личной независимости, «достоинства личного». Свобода для по-

эта — это свобода n.veib снос собственное мнение об обществ*, об историческом прошлом своего народа, это «никому / Отчета не давать, себе лишь самому / Служить и угождать», это «по прихоти своей скитаться здесь и там», это «пред созданьями искусств и вдох­новенья / Трепеща радостно в восторгах умиленья».

На вопрос, что представляет собой «иная, лучшая» свобода, Пуш­кин отвечает в своем итоговом стихотворении-оде «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Понятие «свобода» становится понятием духовным: «чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал».

В чем проявляется избранничество поэта? (по лирике Л.С. Пушкина)

А.С. Пушкин — поэт элитарный («Поэту», 1830), недаром Писа­рев негодовал на него как на поэта «чистого искусства», но и народ­ный поэт («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»). Гоголь на­шел в поэзии Пушкина черты «истинной национальности».

Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина. Ве­дущим мотивом этой темы является мотив избранничества. Поэт — избранник богов:

Как смелый житель неба,'

Он к солнцу воспарит.

11ревыше смертных станет.

Избранность покупается муками. Поэт — пророк, он избран, что­бы нести людям слово истины. Ему ведомо все. что происходит на земле, на морс, в небесах:

II внял я неба содроганье, И горний 9HI слов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье.

Стихотворение «Пророк» особое и в плане жанра (это легенда), и в плане наполнения (введен сюжет), и в плане использования изобра­зительно-выразительных средств (основной прием — аллегория), ав­тор вводит эпитеты высокого стиля (язык «празднословный», «лука­вый»), библейскую лексику («шестикрылый серафим», «пророк».

«гады»), метафоры («неба содроганье», «глаголом жги сердца лю­дей»), 16 раз строки начинаются с союза «и» — такая анафора только в этом стихотворении.

Тема назначения поэта неоднозначно трактуется в лирике Пушки­на. С одной стороны, поэт рожден для высокого, для «служен ья муз», мирское не должно его волновать:

Не для житейского волненья. Не для корысти, не для битв, Mi.i рождены для вдохновенья...

С другой стороны, звучат традиционные мотивы гражданской лирики: «И долго буду тем любезен я народу. / Что чувства добрые я лирой пробуждал, / Что в мой жестокий век восславил я свободу...».

В сонете «Поэту» Пушкин утверждает: поэт заканчивается тогда, когда начинает творить с оглядкой на мнение «толпы». Никто не должен вторгаться в мир поэта. Это мир пустынный, «безлюдный», в нем одна дорога, которую пролагает себе сам поэт:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Не требуя наград за подвиг благородный.

Все нафады в самом поэте. Поэт, подчеркивает Пушкин, должен судить себя «высшим судом». Твердость, решительность, взыскатель­ность, презрение к «суду глупца», к наградам, к почестям — вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для поэта. Именно верность этим принципам ведет поэта к бессмертию.

В чем смыл пушкинского определения: «Цель поэзии — поэзия»? (по лирике А.С. Пушкина)

Поэзия — не игра, не забава, это то главное, что определяет все самое основное в человеческой жизни. А потому, чему бы ни было посвящено то или иное стихотворение, его цель — это прежде всего само искусство. Ведь оно вбирает в себя все, о чем размышляет чело­век, все. что его волнует, тревожит, радует и огорчает.

Именно об этом говорил Пушкин в стихотворении «Элегия» («Бе­зумных лет угасшее веселье...»). С искусством и творчеством пом





связывает грядущие «наслажденья», которые помогут ему преодолеть усталость от жизни, настроения тоски и отчаяния:

II ведаю, мне б\м> i наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь. Над вымыслом слезами обольюсь...

Действительно, поэзия поддерживала его в самых тяжелых ситуаци­ях. Тогда, когда он оказался вдали от друзей, в «глуши, во мраке заточе-нья» Михайловской ссылки. Даже тогда, когда, вернувшись, он почув­ствовал охлаждение читателей и отразил в целом ряде стихотворений второй половины 20-х — начала 30-х годов («Поэт». 1827; «Поэт и тол­па», 1828; «Поэту». 1830; «Эхо». 1831) мрачные размышления о непо­нимании и нежелании слышать слова поэта. В этих стихах Пушкин, ка­жется, вновь вернулся к той мысли об искусстве, которая возникла еще в романтический период его молодости. Если тебе «нет отклика», то не лучше ли сосредоточиться па самой поэзии, бежать от мирской суеты и внимать «божественному тлаголу»? И пусть толпа тебя не понимает, ес­ли «ты сам свой высший суд», а главная награда — это и есть творчест­во. Но как же тогда понять слова Пушкина о пророческой миссии ис­кусства, высказанные в 1826 году в стихотворении «Пророк»? Если цель поэзии в пей самой, то почему высшее предназначение поэта выражено в словах «глаголом жги сердца людей»?

Я думаю, что все кажущиеся противоречия снимает стихотворе­ние, написанное незадолго до гибели, в котором Пушкин подвел итог своего творчества. — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Ведь здесь ясно сказано: главное, чем заслужила бессмертие его лира. это то, что в «жестокий век» она пробуждала в сердцах людей «чувст­ва добрые». Вот ее цель и смысл. 'Ута основная идея стихотворения подготавливается всем предшествующим движением поэтической мысли, всей образностью и даже самим звучанием. Медленный, вели­чественный ритм александрийского стиха, высокий одический стиль, создающийся подбором особых эпитетов (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира), использованием большого количе­ства славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь), соответствуют об­разу музы, послушной «веленью Божию».

Именно такая муза может и должна сотворить поэзию, которая отвечает самому высшему предназначению. Л значит, действительно «цель поэзии — поэзия».

Наши рекомендации