Умственная отсталость. Общие диагностические критерии.
Общие диагностические указания:
А.умственная отсталость – состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
В.отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
С.адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищенных социальных условиях, где обеспеченна поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера.
D.измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учетом кросс-культуральных особенностей.
Е.четвертый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.
Умственная отсталость: легкой степени
Диагностические критерии:
А.проявляется затруднениями в сфере школьной успеваемости , чаще- в освоении навыков чтения и письма
В.в большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство в сфере практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд
С.отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость, что проявляется в ограничении социальной роли (например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей; затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам)
D.по стандартизованным тестам оценки умственного развития легкой умственной отсталости указывают показатели коэффициента в диапазоне 50-69
Включаются:
- малоумие;
- легкая умственная субнормальность;
- легкая олигофрения;
- дебильность.
Умственная отсталость: умеренная
Диагностические критерии:
А.существенно отстают в период развитии и ограничены в зрелом возрасте:
- понимания и использования речи, в том числе – письма и счета
- навыки самообслуживания и моторики (некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни).
В.в зрелом возрасте – обычно имеются способности:
1. к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора
2. к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях
С. по стандартизованным тестам оценки умственного развития легкой умственной отсталости указывают показатели коэффициента в диапазоне 35-49
Включаются:
- имбецильность;
- умеренная умственная субнормальность;
- умеренная олигофрения.
Умственная отсталость: тяжелая
Диагностические критерии:
А.наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы.
В.коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34
Включаются:
- тяжелая умственная субнормальность;
- тяжелая олигофрения.
Умственная отсталость глубокая:
Диагностические критерии:
А.в большинстве случаев больные:
1. Неподвижны или резко ограничены в подвижности
2. Страдают недержанием мочи и кала
3. Способны лишь на самые простые формы невербального общения
4. Нуждаются в постоянной помощи и надзоре
В.у больных этой степени умственной отсталости коэффициент умственного развития ниже 20
Включаются:
- идиотия;
- глубокая умственная субнормальность;
- глубокая олигофрения.
Классификация по тяжести проявлений:
Легкая- IQ 50-69. Умственный возраст 9-12 лет.
Умеренная- IQ 35-49. Умственный возраст 6-9 лет.
Тяжелая- IQ 20-34. Умственный возраст 3-6 лет.
Глубокая- IQ <20. Умственный возраст до 3 лет.