Метод 1

Индивидуальные особенности нервной системы учащихся

Задача исследования: Изучить особенности поведения учащихся в зависимости от свойств нервной системы.

Методика: Провести тестирование учащихся по опроснику, на вопросы которого необходимо ответить «да» или «нет».

Ответы записать на отдельном листе бумаги.

Группа вопросов 1

1. Могли бы Вы сказать о себе, что Вы уверенный в себе человек? / за ответ «да» – 1 балл/.

2. Можно ли о Вас сказать, что Вы не боитесь публично критиковать товарищей и руководителей? /«да» – 2 балла/.

3. Любите ли Вы рисковать (например, в играх, в спортивных состязаниях)? /«да» – 1 балл/.

4. Имеете ли Вы обыкновение на занятиях стремиться отвечать в первую очередь? /«да» – 1 балл/.

5. Верно ли, что на экзаменах Вы показываете лучшие результаты, чем в процессе учебы? /«да» – 1 балл/.

6. Мешают ли Вам в обыденной жизни и в спорте опасения, боязнь ошибиться, сделать что-то не так? /«да» – 1 балл/.

7. Верно ли, что на спортивных соревнованиях Вы показываете лучшие результаты, чем на тренировках? /«да» – 1 балл/.

8. Верно ли, что в условиях шума и вообще, когда Вам что-то мешает, Вы можете продолжать успешно работать? /«да» – 1 балл/.

Группа вопросов 2

1. Верно ли, что Вы любите действовать не спеша, тщательно обдумывая обстоятельства? /«да» – 1 балл/.

2. Глубокий ли у Вас сон, часто ли Вы спите без сновидений? /«да» – 1 балл/.

3. Свойственно ли Вам ожидать что-либо достаточно долго без всякого напряжения? /«да» – 2 балла/.

4. Свойственно ли Вам без особого напряжения, раздражения в течение длительного времени распутывать тугой и сложный узел, устранять неисправность технического устройства? /«да» – 2 балла/.

5. Верно ли, что в утомленном и голодном состоянии Вы становитесь раздражительным? /«да» – 2 балла/.

6. Верно ли, что непредвиденные препятствия, затруднения на пути осуществления Ваших намерений вызывают у Вас сильное раздражение? /«да» – 1 балл/.

7. Можно ли сказать, что Вы осторожны в выражениях (лишнего не скажете)? /«да» – 1 балл/.

8. Верно ли, что Вам нравятся люди, которые обычно спешат? /«да» – 1 балл/.

Группа вопросов 3

1. Могли бы Вы назвать себя находчивым? /«да» – 1 балл/.

2. Нравятся ли Вам занятия, которые требуют быстроты в действиях, частого переключения от одного дела к другому? /«да» – 1 балл/.

3. Быстро ли Вы можете включиться в учебную работу после перерыва? /«да» – 1 балл/.

4. Много ли у Вас друзей, быстро ли Вы сходитесь с новыми людьми? /«да» – 1 балл/.

5. Верно ли, что если разбудить Вас среди ночи, то после этого Вам трудно заснуть? /«нет» – 1 балл/.

6. Часто ли бывает так, что Вам очень хочется закончить какое-то начатое дело, несмотря на то, что необходимость в этом уже отпала? / «да» – 1 балл/.

7. Верно ли, что многие отмечают у Вас быструю речь и живую мимику? / «да» –1 балл/.

8. Быстро ли Вы осваиваетесь в новой обстановке, включаетесь в новое дело? / «нет» – 1 балл/.

9. Верно ли, что Вы испытываете раздражение, когда Вам приходится готовить домашнее задание, работая не за своим обычным местом?/ «нет» – 1 балл/.

10. Верно ли, что Вам нравится, когда нарушается покой и привычный ритм Вашей деятельности? / «нет» – 1 балл/.

Группа вопросов 4

1. Часто ли у Вас резко меняется настроение ? (подъемы и спады настроения) /«да» – 2 балла/.

2. Часто ли бывает так, что в минуты острого спора или на экзамене у Вас заметно меняется голос и появляются низкие или высокие тона? /«да» – 2 балла/.

3. Часто ли бывает так, что у Вас теряется связность речи или Вы бледнеете или краснеете? /«да» – 2 балла/.

4. Верно ли, что Вас легко вывести из себя? /«да» – 2 балла/.

5. Случается ли, что маленькие незначительные неприятности выбивают Вас из колеи, мешают учиться, работать, но потом, спустя некоторое время, когда Вы успокаиваетесь, удивляетесь, почему так переживали из-за пустяков? /«да» – 1 балл/.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество набранных баллов па каждой группе.

1 группа ответов относится к оценке силы нервной системы со стороны процесса возбуждения.

2 группа – оценка нервной системы со стороны процессов торможения.

Сопоставление результатов по этим группам дает представление о преобладании процессов возбуждения или торможения.

3 группа вопросов относится к оценке подвижности нервных процессов.

4 группа характеризует эмоциональность.

Уровни оценки

  Процессы возбуждения низкий средний высокий
0-3 4-6 7-10
Процессы торможения 0-3 4-6 7-10
Подвижность нервных процессов 0-3 4-6 7-10
Эмоциональность 0-2 3-5 6-8

Результаты исследования позволяют отнести каждого учащегося по особенностям нервной системы к одному из четырех типов.

1 тип – сильный, уравновешенный, подвижный. Процессы возбуждения и торможения одинаково сильны, а их подвижность значительна.

2 тип – сильный, уравновешенный, но инертный. Отличается от первого недостаточной подвижностью.

3 тип – сильный, неуравновешенный. Отличается от первого тем, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

4 тип – слабый тип. Оба процесса – возбуждение и торможение – снижены. Высокая чувствительность.

Наши рекомендации