Метод 1
Индивидуальные особенности нервной системы учащихся
Задача исследования: Изучить особенности поведения учащихся в зависимости от свойств нервной системы.
Методика: Провести тестирование учащихся по опроснику, на вопросы которого необходимо ответить «да» или «нет».
Ответы записать на отдельном листе бумаги.
Группа вопросов 1
1. Могли бы Вы сказать о себе, что Вы уверенный в себе человек? / за ответ «да» – 1 балл/.
2. Можно ли о Вас сказать, что Вы не боитесь публично критиковать товарищей и руководителей? /«да» – 2 балла/.
3. Любите ли Вы рисковать (например, в играх, в спортивных состязаниях)? /«да» – 1 балл/.
4. Имеете ли Вы обыкновение на занятиях стремиться отвечать в первую очередь? /«да» – 1 балл/.
5. Верно ли, что на экзаменах Вы показываете лучшие результаты, чем в процессе учебы? /«да» – 1 балл/.
6. Мешают ли Вам в обыденной жизни и в спорте опасения, боязнь ошибиться, сделать что-то не так? /«да» – 1 балл/.
7. Верно ли, что на спортивных соревнованиях Вы показываете лучшие результаты, чем на тренировках? /«да» – 1 балл/.
8. Верно ли, что в условиях шума и вообще, когда Вам что-то мешает, Вы можете продолжать успешно работать? /«да» – 1 балл/.
Группа вопросов 2
1. Верно ли, что Вы любите действовать не спеша, тщательно обдумывая обстоятельства? /«да» – 1 балл/.
2. Глубокий ли у Вас сон, часто ли Вы спите без сновидений? /«да» – 1 балл/.
3. Свойственно ли Вам ожидать что-либо достаточно долго без всякого напряжения? /«да» – 2 балла/.
4. Свойственно ли Вам без особого напряжения, раздражения в течение длительного времени распутывать тугой и сложный узел, устранять неисправность технического устройства? /«да» – 2 балла/.
5. Верно ли, что в утомленном и голодном состоянии Вы становитесь раздражительным? /«да» – 2 балла/.
6. Верно ли, что непредвиденные препятствия, затруднения на пути осуществления Ваших намерений вызывают у Вас сильное раздражение? /«да» – 1 балл/.
7. Можно ли сказать, что Вы осторожны в выражениях (лишнего не скажете)? /«да» – 1 балл/.
8. Верно ли, что Вам нравятся люди, которые обычно спешат? /«да» – 1 балл/.
Группа вопросов 3
1. Могли бы Вы назвать себя находчивым? /«да» – 1 балл/.
2. Нравятся ли Вам занятия, которые требуют быстроты в действиях, частого переключения от одного дела к другому? /«да» – 1 балл/.
3. Быстро ли Вы можете включиться в учебную работу после перерыва? /«да» – 1 балл/.
4. Много ли у Вас друзей, быстро ли Вы сходитесь с новыми людьми? /«да» – 1 балл/.
5. Верно ли, что если разбудить Вас среди ночи, то после этого Вам трудно заснуть? /«нет» – 1 балл/.
6. Часто ли бывает так, что Вам очень хочется закончить какое-то начатое дело, несмотря на то, что необходимость в этом уже отпала? / «да» – 1 балл/.
7. Верно ли, что многие отмечают у Вас быструю речь и живую мимику? / «да» –1 балл/.
8. Быстро ли Вы осваиваетесь в новой обстановке, включаетесь в новое дело? / «нет» – 1 балл/.
9. Верно ли, что Вы испытываете раздражение, когда Вам приходится готовить домашнее задание, работая не за своим обычным местом?/ «нет» – 1 балл/.
10. Верно ли, что Вам нравится, когда нарушается покой и привычный ритм Вашей деятельности? / «нет» – 1 балл/.
Группа вопросов 4
1. Часто ли у Вас резко меняется настроение ? (подъемы и спады настроения) /«да» – 2 балла/.
2. Часто ли бывает так, что в минуты острого спора или на экзамене у Вас заметно меняется голос и появляются низкие или высокие тона? /«да» – 2 балла/.
3. Часто ли бывает так, что у Вас теряется связность речи или Вы бледнеете или краснеете? /«да» – 2 балла/.
4. Верно ли, что Вас легко вывести из себя? /«да» – 2 балла/.
5. Случается ли, что маленькие незначительные неприятности выбивают Вас из колеи, мешают учиться, работать, но потом, спустя некоторое время, когда Вы успокаиваетесь, удивляетесь, почему так переживали из-за пустяков? /«да» – 1 балл/.
Обработка результатов:
Подсчитывается количество набранных баллов па каждой группе.
1 группа ответов относится к оценке силы нервной системы со стороны процесса возбуждения.
2 группа – оценка нервной системы со стороны процессов торможения.
Сопоставление результатов по этим группам дает представление о преобладании процессов возбуждения или торможения.
3 группа вопросов относится к оценке подвижности нервных процессов.
4 группа характеризует эмоциональность.
Уровни оценки
Процессы возбуждения | низкий | средний | высокий |
0-3 | 4-6 | 7-10 | |
Процессы торможения | 0-3 | 4-6 | 7-10 |
Подвижность нервных процессов | 0-3 | 4-6 | 7-10 |
Эмоциональность | 0-2 | 3-5 | 6-8 |
Результаты исследования позволяют отнести каждого учащегося по особенностям нервной системы к одному из четырех типов.
1 тип – сильный, уравновешенный, подвижный. Процессы возбуждения и торможения одинаково сильны, а их подвижность значительна.
2 тип – сильный, уравновешенный, но инертный. Отличается от первого недостаточной подвижностью.
3 тип – сильный, неуравновешенный. Отличается от первого тем, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
4 тип – слабый тип. Оба процесса – возбуждение и торможение – снижены. Высокая чувствительность.