Пьер Жан Беранже (1780 - 1857) 7 страница

Революционное насилие Бюхнер считал единственным средством изменения существующих порядков. «Если в наше время что-нибудь может помочь, то это насилие»,— писал он в письме к семье 5 апреля 1833 года.

Материальные потребности народных масс, и прежде всего голод, Бюхнер считал основой всего. Современное общество он делил на бедных и богатых; имущественные отношения определяли для Бюхнера всю жизнь общества.

Первое (оставшееся единственным) воззвание, с которым в июле 1834 года «Общество прав человека» обратилось к крестьянам, составлено Бюхнером; оно носит заголовок «Гессенский сельский вестник» и начинается словами: «Мир хижинам, война дворцам!» Бюхнер говорит в воззвании о труде и страдании народа и праздности и тунеядстве богатых. «Жизнь богатых — сплошной праздник: они живут в красивых домах, носят изящные платья, они упитаны и говорят особым языком; народ лежит перед ними, как удобрение в поле. Крестьянин идет за своим плугом, а богатый идет за крестьянином и погоняет его и впряженных в плуг быков; он берет себе зерно и оставляет крестьянину мякину. Жизнь крестьянина — это непрерывный труд; другие поедают плоды его полей на его глазах; он весь в мозолях, его пот — соль за столом богатых». Государство служит интересам богатых, разъясняет Бюхнер крестьянину: «Юстиция в Германии уже столетия является девкой немецких князей». Бюхнер напоминает крестьянам о французской революции, когда власть перешла к народу, об Июльской революции 1830 года, о том, что народы, обрадованные известием о свержении Карла X, стали готовиться к борьбе за свободу; в ответ на это испуганные князья дали конституции — жалкие, ничтожные, — чтобы обмануть народ. Листовка кончается призывом подняться, когда будет дан знак.

Агитация Бюхнера и его друзей не встретила широкого сочувствия крестьян, задавленных жестокой эксплуатацией, запуганных. Да и продолжалась она очень недолго, ибо предатель выдал Бюхнера и его друзей.

Бюхнеру удалось скрыться: в марте 1835 года он бежал в Страсбург. В Страсбурге он продолжает свои занятия медициной и философией. Вскоре Бюхнер получает ученую степень доктора при Высшей школе в Цюрихе, куда он переезжает в 1836 году. В Высшей школе в Цюрихе он начал читать курс лекций по сравнительной анатомии, который он так и не закончил; после недолгой болезни Бюхнер умер в феврале 1837 года.

В области естественных наук Бюхнер придерживался материалистических взглядов, этот естественнонаучный материализм оказал влияние и на творчество Бюхнера.

За свою короткую жизнь, не считая естественнонаучных сочинений и перевода двух драм В. Гюго, Бюхнер успел написать очень немного; до нас дошли его три драмы и одна повесть.

«Смерть Дантона». Единственное произведение, опубликованное при жизни Бюхнера,— драма «Смерть Дантона». Она была написана в тяжелые для Бюхнера дни, когда он и его друзья были выданы, часть участников тайного общества арестована, а сам он скрывался в доме отца в Дармштадте накануне бегства в Страсбург.

Закончив свою драму, Бюхнер послал ее К. Гуцкову, прося в письме рекомендовать ее к печати (февраль 1835 года). Гудков считал, что драму невозможно напечатать в том виде, как она вышла из-под пера Бюхнера, ибо, по выражению Гуцкова, «дух санкюлотства бушевал в произведении, провозглашение человеческих прав витало там, увенчанное розами, но обнаженное. Идея красного колпака господствовала над всем»'. Хотя Гудков был единственным более или менее значительным представителем современной литературы, с которым Бюхнер был как-то связан, последнего отделяли от Гуцкова, как и от всей «Молодой Германии», расхождения по основным политическим и социальным вопросам и по вопросам искусства. Выражая свое несогласие с Тучковым и его единомышленниками, Бюхнер писал ему из Страсбурга в 1836 году: «Реформировать общество с помощью идеи силами образованного класса? Невозможно! Наша эпоха насквозь материалистична». Еще ранее в письме к Гуцкову (1835) Бюхнер писал: «Отношения между богатыми и бедными есть единственный революционный элемент в мире».

Революционным и материалистическим взглядам Бюхнера соответствовала его реалистическая концепция искусства.

В немецкой литературе Бюхнеру были близки представители движения «Бури и натиска» реалистическими тенденциями творчества и эстетики, стремлением «к природе».

Не случайно поэтому представитель движения «Бури и натиска» Ленц (в неоконченной повести Бюхнера, названной именем главного героя — Ленца) выражает взгляды самого Бюхнера на искусство. Бюхнер требует от искусства воспроизведения правды жизни. Он отказывается в своей эстетике от категории прекрасного: если то, что создано художником, живет,— этого достаточно. Жизненность, конкретность образов, сила и энергия выражения жизни, заключенной в художественном образе, составляют существенные черты творческой манеры Бюхнера.

«Войцек». В драме «Войцек», оставшейся незаконченной, рассказывается история солдата. Он живет с женщиной из народа, имеет от нее ребенка и из мучительной ревности убивает ее, узнав, что она ему изменила.

В этой драме социальные проблемы трагически обнажены. Войцек и его подруга Мария поставлены в собственническом мире в такое положение, что не могут вырваться из-под власти первичных животных инстинктов, подчиняются целиком власти своей материальной «природы».

Войцек беспомощно, косноязычно пытается объяснить своему капитану, который обвиняет его в «аморальности», что добродетель не для бедных, у которых ничего нет, что бедному человеку всегда и везде плохо. В ответ на обвинение капитана, что у Войцека «незаконный» ребенок, Войцек отвечает: «Мы бедные люди... Видите ли, господин капитан, на все нужны деньги, деньги! А у кого нет денег... приходится уже рожать себе подобных без морали. Ведь и у нас есть тоже плоть и кровь. Нашему брату нет счастья ни на этом, ни на том свете. Я думаю, когда мы попадем на небо, нас заставят помогать грому греметь».

Художественная форма этих двух драм Бюхнера связана с традициями драматургии Шекспира и писателей «Бури и натиска»: свободное сочетание большого числа сцен, наличие народных сцен, умение создать эмоциональную атмосферу, энергичный, смелый язык, которому свойственна иногда нарочитая грубость.

В «Войцеке» Бюхнер ближе всего к драмам Ленца, который впервые в немецкой литературе XVIII века так просто и обнаженно показал повседневную жизнь простого человека и трагические конфликты его обыденного существования.

36. Биография Г. Гейне.

Родился 13 декабря 1797 года в семье обедневшего еврейского купца вДюссельдорфе, торговавшего тканью. Кроме него в семье росли ещё трое детей — Шарлотта, Густав и Максимилиан. Первоначальное воспитание Генрих получил в местном католическом лицее, где ему была привита любовь к пышности католического богослужения. Воспитанием сына серьёзно занималась мать Бетти (Пейра). Образованная и мудрая женщина, она хотела обеспечить Генриху хорошее образование.

После изгнания французов и присоединения Дюссельдорфа к Пруссии Генрих переходит в экономическое училище. После этого Генриха отправили на стажировку во Франкфурт-на-Майне. Это была попытка сделать из мальчика продолжателя родовой финансово-торговой традиции. Но она провалилась, и Генрих вернулся домой. В 1816 году родители отправляют сына в Гамбург, где у его дяди, Соломона Гейне, был банк. Как настоящий педагог, он дал Генриху возможность раскрыть свои способности и поставил племянника во главе маленькой компании. Но Генрих «успешно» провалил дело меньше, чем за полгода. Тогда дядя поставил его вести бухгалтерские счета, но Генрих всё больше увлекался лирикой. Поссорившись с дядей, Генрих снова возвращается домой.

За три года, проведенные у Соломона, он влюбился в свою кузину Амалию, дочь дяди Соломона. Любовь осталась безответной, и все переживания Генриха нашли выход в его стихах — особенно хорошо это видно в «Книге песен».

Родители дали согласие на поступление сына в университет. Сначала он поступил на юридический факультет Боннского университета. Но, прослушав всего одну лекцию, Гейне увлекается посещением лекции по истории немецкого языка и поэзии, которую читал Август Шлегель. В 1820 году Гейне переходит в Гёттингенский университет, однако его исключают за вызов одного из студентов на дуэль, которым он отреагировал на оскорбления.[1][2] С 1821 по 1823 год Гейне учится в Берлинском университете, где слушает курс лекций у Гегеля. В это время он приобщается к литературным кругам города. В 1825 году перед получением диплома доктора он вынужден был креститься, так как дипломы выдавались только христианам.

Поддержка Гейне Июльской революции 1830 года заставила поэта, уставшего от постоянной цензуры, переехать в Париж. Только после 13 лет, проведенных во Франции, Генриху повезло снова оказаться на родине. Летом 1848 года по Европе прошел слух о смерти поэта, на самом же деле он, попрощавшись в мае с белым светом, оказался прикованным к кровати из-за болезни. Ещё в 1846 году у него начался прогрессирующий паралич, но он не потерял интереса к жизни и продолжал писать. Даже после восьми лет болезни Гейне не сдавался и даже сохранил чувство юмора. В 1851 году вышел его последний сборник — «Романсеро». В сборнике чувствуются скептицизм и пессимизм. Вне всякого сомнения, в нем отразилось физическое состояние поэта.

Генрих Гейне умер 17 февраля 1856 года в Париже и был похоронен на кладбище Монмартр.

37. Тематическое разнообразие «Книги песен» Г. Гейне.

В «Книге песен» (1816-1827), над которой Гейне работал более десяти лет, отразился процесс развития общественного сознания поэта, формирования его творческого метода, обогащения и индивидуализации его лирической палитры. Опираясь на наиболее жизненные традиции раннего романтизма, связанные с фольклорной поэзией, с лирикой Бюргера и Гёте, Гейне сохраняет в «Книге песен» основы романтического мировосприятия. Для него остается в силе один из основополагающих романтических принципов - антитеза «Я» и «не-Я». Любовь является первоосновой бытия для автора «Книги песен», но эта первооснова трактуется им не столько в общефилософском, сколько в индивидуально-событийном, субъективно-романтическом плане. Вместе с тем Гейне внес в романтическую лирику совершенно новые элементы в расширении тематического диапазона, в трактовке традиционных тем романтиков (любовь, природа), в идейно-эстетическом осмыслении фольклора и, наконец, в самой художественной манере.

«Книга песен» состоит из нескольких стихотворных циклов: «Юношеские страдания» (1816-1821; в этот цикл входят следующие группы стихотворений: «Сновидения», «Песни», «Романсы», «Сонеты»); «Лирическое интермеццо» (1822-1823); «Опять на родине» (1823- 1824); «Из путешествия по Гарцу» (1824); «Северное море» (1825-1826). При существенных "-художественных различиях этих циклов они представляют собой идейно-стилевое единство как лирическая исповедь, раскрывающая формирование и развитие личности поэта. Наиболее характерными для романтической любовной лирики поэта являются циклы «Лирическое интермеццо» и «Опять на родине». В этих циклах четко определяются принципы восприятия песенного фольклора в лирике Гейне, в значительной степени обусловившие характер новаторства его «Книги песен».

38. Сатирическая поэма Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка».

Творческие достижения поэта наиболее ярко отразились в его замечательном произведении - поэме «Германия. Зимняя сказка» (1844). В ней воплотился весь предшествующий опыт идейно-художественного развития Гейне - прозаика, публициста, политического лирика. «Зимняя сказка», более чем любое другое произведение Гейне - плод глубоких раздумий поэта о путях развития Германии. Здесь наиболее полно выразилось его стремление видеть родину единым демократическим государством.

В поэме «Германия», представляющей собой, как и ранняя художественная проза, путевой дневник, автор рисует широко обобщающую картину старой Германии, со всей остротой ставит вопрос о революции, о двух возможных путях развития своей родины. В системе художественных средств поэмы эта тема выражена в резко альтернативной форме: либо гильотина (разговор с Фридрихом Барбароссой), либо тот страшный вонючий горшок, который Гейне увидел в комнатушке Гаммонии.

Главный объект политической сатиры поэмы - столпы политической реакции в Германии: прусская монархия, дворянство и военщина. Подъезжая холодным ноябрьским днем к пограничному рубежу, поэт с волнением слышит звуки родной речи. Это девочка-нищенка поет фальшивым голосом под аккомпанемент арфы старую песню об отречении от земных благ и о райском блаженстве на небе. Словами песни этой нищей арфистки говорит та старая убогая Германия, которую ее правители убаюкивают легендой о небесных радостях, чтобы народ не просил хлеба здесь, на земле.

Политические круги, против которых направлены острейшие строфы поэмы,- юнкерство и трусливая немецкая буржуазия, поддерживавшая стремление немецкой аристократии к воссоединению Германии «сверху», т. е. посредством возрождения «германской империи», призванной продолжить традиции «Священной Римской империи германской нации». Разоблачение глубокой реакционности этой теории дано в тех главах поэмы, где Гейне повествует о Барбароссе, «кайзере Ротбарте. Образ старого императора, воспетого в народных сказаниях и любезного сердцу консервативных романтиков, является в поэме одним из острейших приемов сатиры на сторонников «империи», на поборников «воссоединения сверху». Сам Гейне с первых строк своей поэмы выступает сторонником иного пути воссоединения Германии - пути революционного, ведущего к созданию Германской республики.

39. Шарль Бодлер и его поэтическое творчество.

Шарль Пьер Бодле́р — поэт и критик, классик французской и мировой литературы. Литературное творчество

Писать он начал, когда получил наследство и стал вести жизнь богатого бездельника.

Первые стихи Бодлера печатаются в 1843—1844 годах в журнале «Артист» («Даме креолке», «Дон Жуан в аду», «Малабарской девушке»). Важнейшим моментом в процессе становления общемировозренческих и литературных ориентаций Бодлера стали конец 1840-х и начало 1850-х годов. Судьба Бодлера в эти годы была типична для многих людей тогдашних образованных кругов общества. Бодлер не только участвовал в баррикадных боях февраля и затем сотрудничал в республиканской прессе, Бодлер сражался вместе с парижскими рабочими на баррикадах[источник не указан 95 дней] и в июне 1848 г.

Городской пейзаж, приземленно-будничный, насыщенный грубыми деталями, перерастает в символ, полный волнующих загадок, побуждающий Бодлера задумываться о мире, им воссозданном. Лиризм диптиха сложен: мрачное открытие грязного, отвратительного сочетается с ощущением полноты жизни, могущества её природных начал, их взаимопереходов, контрастов. Текст начинается с упоминания о тех, «кто имеет право на отдых после дневных трудов». Это — рабочий, учёный. День принадлежит созиданию — такова идея автора.

В 1857 году вышел самый известный его поэтический сборник «Цветы зла» («Fleurs du mal»), шокировавший публику настолько, что цензоры оштрафовали Бодлера и вынудили убрать из сборника шесть наиболее «непристойных» стихотворений. Тогда Бодлер обратился к критике и быстро добился в ней успеха и признания. Одновременно с первым изданием «Цветов зла» вышла и ещё одна поэтическая книга Бодлера «Поэмы в прозе», не оставившая после себя столь значительного следа, как осужденная книга поэта. В 1860 году Бодлер опубликовал сборник «Парижский сплин», состоявший из стихотворений в прозе. В 1861 вышло второе издание «Цветов зла», переработанное и расширенное автором[2].

«Бодлер, — отмечал Бертольт Брехт, — поэт французской мелкой буржуазии той эпохи, когда уже стало ясно, что постыдные услуги, которые она оказала крупной буржуазии, когда мелкие буржуа выступили в роли охранников и палачей при кровавом подавлении рабочего класса, — эти услуги вознаграждены не будут. <…> Бедность — у него бедность старьевщика; отчаяние — отчаяние паразита; издевка — издевка попрошайки <…> Он живет не только за счет аморальности, но и за счет морали. Он торгует шоками»

Предтеча символизма во Франции – Ш.Бодлер(1821-1867), выпустивший в 1857 книгу Цветы зла. В поисках путей к «несказанному» многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о «соответствиях» между цветами, запахами и звуками. Близость различных переживаний должна, по мнению символистов, выразиться в символе. Девизом символистских исканий стал сонет Бодлера Соответствия со знаменитой фразой: Перекликаются звук, запах, форма, цвет.

Поиск соответствий – в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов.

Бодлер открывает новый эстетический принцип: изображение «жестокой реальности» в поэтической форме; он стремится «извлечь красоту из Зла». Его поэзию отличают скульптурная отделанность каждой поэмы, точность и емкость слова и образа, строгость рифмы, величавость и звучность стиха. Его излюбленная форма – сонет, ограниченные размеры которого позволяют максимально насыщать текст мыслью и передать «красоту обработанного металла». Заглавие сборника Цветы зла предельно емко отражает смысл его творчества. Сосуществование двух резко противопоставленных и неразрывно связанных друг с другом тем – отрицательной действительности и мира прекрасного – говорит одновременно о возможности и невозможности идеала и создает то трагическое звучание, которым пронизаны все стихотворения Бодлера.

В одном из писем Бодлер писал: « Я вложил в эту жестокую книгу весь свой ум, всё свое сердце, свою веру и ненависть». Название сборника подчёркивает его главную мысль: привлекательность зла для современного человека. Лирический герой Бодлера двойственен: он разрывается между идеалом духовной красоты и красотой порока ( «Больная муза», «Гимн Красоте»). Зло становится объектом художественного исследования у Бодлера, поэт рассматривает его как специфическую форму добра ( «игра», « Одержимый»). Эта раздвоенность героя между добром и злом порождает чувство тоски, стремление вырваться в неведомое, жажду бесконечного ( «Воспарение», «Вампир», « Сплин»).

Поэт для Бодлера - безродный и непонятный толпой чудак, которого она терзает и ненавидит. На нём – вечная печать отверженности, и герой приемлет эту участь ( «Благословение»), ибо она – знак избранности. Только выходя за пределы реальности и за пределы своего я, поэт освобождается от гнетущей его тоски ( «Солнце»).

Важным открытием Бодлера, когда зачастую слова и сочетания слов лишаются точного логического значения, но выражают неожиданные ассоциации, смутные представления, неопределенные настроения.

Бодлер вносит новые оттенки в трактовку любви, для него это, как и искусство, орудие против тоски. Переживание любовного чувства почти всегда окрашено остротой и чувственностью ощущений ( «Танец змеи», «К прошедшей мимо», «Экзотический аромат»). Любовь трагична и почти всегда несёт в себе порок и смерть.

Смерть – последнее прибежище тех, кто одержим бесконечным, кто не хочет примиряться с посредственностью и пошлостью земного бытия. Смерть – плавание в неведомое, переход в новое состояние, которое всегда ищет герой Бодлера. ( « Плаванье». « Бездна»). Вийоновский ужас перед распадом и разложением соединяется у Бодлера с манящей возможностью выйти за пределы, даруемой смертью.

Тематика: смерть, ночные кошмары, унижающая нищета, запретная любовь, опьянение, урбанизм, сатанинские стихи, декаденс.

Тема поэта и толпы в творчестве Бодлера. Поэт – тот же изгой, «прóклятый», «сосланный с небес на землю» (Альбатрос), чья участь особо драматична, ибо ему дан дар познания и прозрения. Предназначение искусства он видит в том, что среди мрака бытия оно освещает людям путь к истине (Маяки).

Содержание стиха “Падаль” (мотив взаимопроникновения любви и смерти)-первые девять четверостиший посвящены детальному описанию разлагающегося трупа, в последних трeх поэт, обращаясь к своей возлюбленной, говорит о том, что и ей суждено истлеть в земле, но она останется в его стихах и силой его дара избежит забвения.

И что же? Ты станешь вот тем же, моя дорогая,

Такою же падалью будешь и ты,

Мой ангел прелестный, любовь моя, радость святая,

……..

Да! Будешь ты тем же! Я вижу, как ты, разлагаясь,

Царица прелестных восторженных грeз,

(смерть, ночные кошмары, унижающая нищета, запретная любовь, опьянение. Тема поэта, сквозная в творчестве Бодлера. Поэт – тот же изгой, «прóклятый», «сосланный с небес на землю» (Альбатрос), чья участь особо драматична, ибо ему дан дар познания и прозрения. Предназначение искусства он видит в том, что среди мрака бытия оно освещает людям путь к истине (Маяки).

На сборник последовало много критики+ в Главное управление общественной безопасности поступил конфиденциальный доклад, утверждавший, что сборник «Цветы зла» содержит «вызов законам, охраняющим религию и мораль». По мнению чиновников из министерства, все стихотворения являлись оскорблением нравственности, церкви и чуть ли не отечества.

40. Разоблачение рабства в романе Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

«Хижина дяди Тома» не документальный роман, но факты, описанные в нем, восходят к подлинным событиям. Актуальность теме рабства, придал закон 1850 г., по которому каждый житель нерабовладельческих штатов должен был возвращать хозяину беглых негров. Только Канада могла избавить несчастных от рабства и жестокой расправы. Тема восприятия черных рабов людьми разных сословий - центральная тема романа. Сюжет романа сочетает в себе черты эпического произведения, которое имеет линейную композицию (т.е. события развертываются последовательно). В таких произведениях обязательна занимательность, которая поддерживается перипетиями, т.е. переходами от счастья к несчастью, от удачи к неудаче и наоборот. Сентиментальность соединяется в романе с комическими сценами, участниками чаще становятся негры. Немалое значение имеют дискуссии: споры о положении негров, истолкование Христа белыми и черными, священниками и работорговцами. Центральными становятся судьбы дяди Тома и семьи Гаррисонов. Тема смирения - путь Тома, тема Бунта - путь Элизы и ее мужа. Их истории - две сюжетные линии романа. Завязка - желание мистера Шелби поправить свое финансовое положение продажей самого дорогого негра - Тома и молодого - мальчика Гарри. Судьба Тома сталкивает его с разными хозяевами, что позволяет показать противоречия, существующие в штатах.

Кульминация в судьбе Тома - продажа Легри в судьбе Гаррисов - поединок на скале

Развязка - смерть, как освобождение от страданий Освобождение от рабства, счастье

Таким образом, подлинное освобождение получают не те, кто смиряются, а те, кто бунтуют.

41. Проблемы художественного метода Уитмена. История создания и композиция сборника «Листьев травы».

Родился в Америке в семье фермеров. Относится к числу поэтов, ищущих новые пути в искусстве. Работал в разных местах: наборщиком, журналистом, учителем, до этого помогал отцу-строителю. Был демократом, ценил Джефферсона - создателя Конституции.

В поэзии важна тема свободы личности. Соглашался с Эмерсоном в том, что у человека есть «сверхдуша» - нравственное начало (выше всех религий), которое нужно в себе открыть, поэтому поэт всегда в поиске. Уитмен уравнивает душу и тело: «Иль тело значит меньше души? И если душа не тело, то что же душа?». Развитие личности, воззвание к ее совести, по мнению Уитмена, - долг поэта, а открытие «сверхдуши» в каждом человеке - его задача.

Я славлю себя и воспеваю себя,

И что я принимаю, то примите вы,

Ибо каждый атом, принадлежащий мне, принадлежит вам.

Он выпустил только один сборник «Листья травы». В каждом издании сборник пополнялся новыми разделами и произведениями внутри старых частей. По стилю близок Блейку с его космизмом и гиперболами. Он коренным образом перестраивает поэтическую систему романтизма, вводя свободный стих, ритмы, «каталоги» (перечисление реалий мира), стремился передать поэтику времени и страны. Смысл названия сборника «Листья травы» - сложение песен о каждом отдельном человеке (лист), но неотделимом от общества (трава). Трава ассоциируется с природой, она иероглиф, так как непостижима и таинственна. Одна для всех, все сущее - лишь часть ее. Вечное движение, остановка невозможна, даже смерть - это только переход в иное состояние «Я завещаю себя грязной земле, пусть я вырасту моей любимой травкой». Любовь, в понятии Уитмена, - очищение - физиологична, но невозможна без духовности.

В отдельный цикл объединены стихотворения, посвященные борьбе за независимость. Освобождение страны и негров от рабства, в ритме марша написано стихотворение «Бей! Бей! Барабан! - Труби! Труба! Труби!», призыв к борьбе.

«Песнь о топоре» - тематика: весь мир со всеми его проблемами, но этот мир создан руками человека. Мозг и воля создали цивилизацию, которая начала свой путь от топора.

Топор взлетает!

Могучий лес дает тысячи порождений,

Они падают, растут, образуются -

Палатка, хижина, пристань, таможня,

Цеп, плуг, кирка, пешня, лопата,

Дранка, перила, стойка, филенка, косяк, планка, панель, конек,

Цитадель, потолок, бар, академия, орган, выставочный павильон, библиотека...

(перечисление реалий, то, что исследователи называют в творчестве Уитмена «каталогами»)

42. Революционно-демократический характер творчества Ш. Петёфи.

Ша́ндор Пе́тёфи - национальный поэт Венгрии, революционный демократ, один из руководителей Революции 1848—1849 в Венгрии.

Ранние годы

Славянин по происхождению, Шандор Петёфи (Александар Петровић) всегда оставался венгерским патриотом и горячо любил Венгрию. Он был выходцем из небогатой земанской семьи: отец Шандора, Стеван (Иштван) Петровић, происхождением серб, торговал скотом, а мать, Мария Грузова (Груз), происходила из бедной словацкой семьи. Когда мальчику был один год, его семья переселилась в Кишкунфеледьхазу, которую он впоследствии считал своим родным городом. Отец Петёфи, насколько ему позволяли финансовые средства, пытался дать сыну самое лучшее образование, однако в результате катастрофического наводнения 1838 разорился, и Александр Петрович был вынужден оставить лицей в Банской Штьявнице.

В 1839, не имея никаких средств к существованию, Петёфи поступил на службу в армейскую часть под Шопроном, откуда был уволен в 1841 по болезни. После увольнения Шандор Петёфи был странствующим актёром, затем стал репетитором, дополнительный заработок приносили переводы и переписка. Наконец, ему удалось накопить достаточно средств для продолжения обучения, и он поступил в коллегиум в Папе, где встретился со своим лучшим другом Мором Йокаи. Первое же стихотворение поэта «Пьющий» (A borozó; дословно «Пьющий вино») было опубликовано в 1842 в издании Athenaeum. В этом же году (3 ноября) вышло и первое произведение, подписанное не Александр Петрович, а Шандор Петёфи.

Ранняя поэзия

Свой первый сборник («Стихи») Шандор Петёфи издал в 1844 году по настоятельной рекомендации Михая Вёрёшмарти, ознакомившегося с ранними образцами творчества молодого поэта. Интересно, что для получения возможности издать сборник поэт пешком прошёл путь от Дебрецена до Пешта. В этом сборнике нашли своё отражение близкая связь поэта с народом, приобщение к реалиям народной жизни, юмористически-ироническое восприятие окружающего мира, что позволяет говорить о том, что Петёфи принадлежал к реалистическому направлению в литературе с начала своего творчества, одновременно используя отдельные мотивы романтизма, в частности, обращение к средневековой истории. Бунтарский протест, выраженный уже в ранних образцах поэзии Петёфи, был направлен, в первую очередь, против деспотизма австрийских Габсбургов и требовал немедленных демократических преобразований («Против королей», «Дикий цветок»).

В своих знаменитейших поэмах — иронической «Сельский молот» (1844) и сказочной «Витязь Янош» (1844) — Петёфи в полной мере отходит от общепринятых консервативных псевдоромантических канонов. Для «Витязя Яноша» (Janos vitez), основанного на фольклорном материале, характерны как народное содержание, так и народная форма, близкая к народным сказаниям.

Мгновенно ворвавшись в литературную жизнь Венгрии, Шандор Петёфи перенёс лавину нападок с обвинениями в «грубости стиля» и «безвкусице» от консервативных критиков. Такие некомпетентные характеристики вместе с разочарованиями в безответной любви и нараставшим давлением австрийской администрации, вызванными нараставшими революционными тенденциями в политической жизни европейских стран, подталкивали поэта к разочарованию в жизни, вызванному душевным кризисом. Такие настроения характерны для многих произведений этого периода творчества Петёфи, в том числе для поэтического цикла «Тучи» (1845—1846) с его чувством дисгармонии бытия, а также для трагических поэм «Пишта Силай» (1846) и «Шалго» (1846).

Политическая борьба

С 1846 года Шандор Петёфи совместно со своим близким другом писателем Яношем Аранем предпримал первые попытки сплотить венгерское национально-освободительное движение. Первой такой попыткой была революционная организация радикально настроенной молодёжи Пешта — «Общество десяти», первоначально существовавшее в целях борьбы за демократизацию литературы. С 1847 Петёфи возглавлял революционную организацию «Молодая Венгрия». После женитьбы на Юлии Сендреи (1847) он активизирует свою революционную деятельность. В преддверии революции 1848 поэзия Петёфи в полной мере отражает эволюцию общественных настроений, отмечая все основные события революционной борьбы, выражая чувство гражданской ответственности и пламенную убеждённость поэта в необходимости национальной и социальной революции: «Одно меня тревожит», «От имени народа», «Поэтам XIX века», «Дворец и хижина», «Герои в дерюге». Гражданская поэзия Петёфи находится под определённым влиянием общеевропейского демократического движения.

Наши рекомендации