Вопрос. Отличия устной и письменной рчи.

§ 4. Коммуникативные возможности письменной речи в сопоставлении с устной.
Русский литературный язык существует в устной и письменной формах. Каждая из них имеет свою специфику и отличается системой средств выражения, характером адресатной направленности, определенными способами восприятия. Различия письменной и устной форм речи обусловлены следующими факторами:
1. Устная речь – произносимая, звучащая, слышимая, передаваемая звуками (акустическим кодом). Письменная речь – видимая, передаваемая посредством букв (графического кода).
2. В условиях устного общения происходит визуально-слуховой контакт коммуникантов. В процессе письма становится задействованным визуально-моторный аппарат.
3. Письменная и устная формы речи характеризуются различными видами норм: к устной речи предъявляются, прежде всего, орфоэпические требования, к письменной речи – орфографические, пунктуационные, каллиграфические.
4. В устной сфере общения, как правило, имеет место непосредственная форма контакта между коммуникантами. В письменной сфере коммуникации автор текста и его адресат разделены временными и пространственными параметрами. Это затрудняет установление контакта, поэтому автор письменного текста должен стремиться в максимальной степени усовершенствовать текст, чтобы быть понятым.
5. Использование письменной формы выражения мыслей означает возможность продумывания речи, говорящий же вынужден мыслить и говорить одновременно. Письменный текст можно подвергнуть литературному редактированию – процессу адаптации к нормам письменной речи.
Данными различиями обусловлены коммуникативные возможности устной и письменной форм речи – потенциальные способности, репрезентируемые в коммуникации.
Устная речь представлена богатым выбором интонационных средств, включая мелодику речи, логическое ударение, громкость, четкость произношения, паузы. Необходимо учитывать также присутствие в устной сфере коммуникации невербальных способов передачи информации. В письменной речи интонацию заменяют знаки препинания, но они не отражают в полной мере всего разнообразия речи, поскольку система знаков препинания в русском языке основана на передаче синтаксической, а не интонационной структуры фразы. Поэтому в письменной речи интонация подсказывается расположением слов, учетом их смысла, использованием частиц (Ср.: Он приехал – ударным может быть любое слово; Даже он приехал – ударным может быть только слово он). Но задуманная автором и воспроизведенная на письме интонация далеко не всегда совпадают, о чем свидетельствуют различия в чтении одного и того же текста разными людьми, даже мастерами слова. В устной речи интонация служит языковым средством передачи смысла, в сфере письменной коммуникации она может быть только производным, несамостоятельным явлением.
Отчасти в письменной сфере коммуникации «берут» на себя роль невербалики графические средства (кавычки, прописная буква, размер шрифта и пр.), начиная выполнять смыслообразующую функцию.

2. два понятия термина письмо и письменная речь

Основные термины и понятия курса.
Письмо – 1) вид речевой деятельности; 2) знаковая система, отображающая письменную речь; 3) жанр письменного текста.
Письменная речь – особая форма порождения и обозначения мысли; речь, изображенная на бумаге или другом материальном носителе при помощи системы специальных графических знаков (знаков письменности).
Письменный текст – продукт реализации письменной речи, имеющий определенную жанрово – стилевую природу.
Письменная форма коммуникации – особая, опосредованная через текст, форма общения между людьми, отличающаяся дистанцированным (во времени и пространстве) характером контакта между автором и адресатом, отсутствием невербального компонента в общении, наличием особой системы средств выражения.
Письменность – 1) совокупность письменных средств общения, складывающихся из системы графики, алфавита и орфографии какого-либо языка; 2) совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи.

3. § 4. Теория Л.С. Выготского о возникновении и развитии письменной речи.
Лев Семенович Выготский (1896–1934) – создатель нескольких оригинальных научных теорий. Важное место среди них занимает теория возникновения и формирования письменной речи (см. сборник статей «Умственное развитие детей в процессе обучения», в частности – статью «Предыстория развития письменной речи» и монографию «Мышление и речь»), которая послужила отправной точкой для зарождения методики развивающего обучения. Процесс возникновения и развития письма, по мнению Выготского, имеет психофизиологическую природу: он характеризуется определенной фазисной динамикой, связанной с переводом психических процессов у детей на более высокий уровень функционирования.
В основе речеведческой теории Л.С. Выготского лежат вопросы, связанные с пониманием письменной речи как психического процесса, обусловленного развитием человеческого сознания. Ученый выделяет два условных периода, непосредственно связанных с процессом становления письменной речи и отражающих теорию развития личности: 1) 6–7 лет – период автоматизации моторной техники письма; 2) 11–12 лет – этап оформления письма в самостоятельный вид речевой деятельности.

4. . Функции письменной речи.
Велика роль письма в жизни языка, нации, отдельного человека. Перечень ключевых функций письменной речи таков:
1. Поскольку литературный язык восточных славян возникает именно в письменной своей разновидности, можно утверждать, что состояние системы письма и письменности в целом выступает критерием развития литературного языка.
2. Письменная речь является особой формой порождения и обозначения мысли, «вербализованной версией ментального представления события» (В. Дейк).
3. Письменные тексты (деловые записи, переписка, берестяные грамоты, летописи и пр.) – материал, имеющий историческую значимость, это своеобразные документы эпохи.
4. Для всех письменных текстов характерна коммуникативная функция.
5. Письмо выступает как мощное средство обучения языку.
6. Письменно-речевая деятельность способствует обобщению и передаче человеческого опыта, ей свойственна функция средства развития культурного сознания цивилизации. С этих позиций видится целесообразным рассмотрение феномена письменной ментальности эпохи – отражения на письме специфичных черт определенной исторической эпохи и национального менталитета.

5. Полемика по поводу соотношения письменной и устной речи в аспекте онтогенеза.
Устная и письменная разновидности речи отличаются друг от друга функциями и языковыми особенностями. При рассмотрении их соотношения в аспекте онтогенеза (т.е. с точки зрения возникновения, путей развития и особенностей психологического содержания) также обнаруживаются черты отличия.
Здесь можно наметить два подхода:
1. Письменная речь вторична по отношению к устной и характеризуется такой ключевой функцией, как отражательная.
2. Устная речь и письмо являются двумя самостоятельными видами речевой деятельности, находящимися между собой в сложных, генетических отношениях.
Раскроем суть обоих подходов.
Широко распространено представление о письменной речи лишь как определенном способе фиксации устной речи и, как следствие, – вторичности возникновения письма по отношению к устной речи. Подобная трактовка несколько упрощает содержание понятия «письменная речь», поскольку констатирует наличие у нее только отражательной функции. Сторонники данной теории в качестве аргументов приводят следующее: Почему ребенок овладевает в первую очередь устной речью, нежели письмом? Почему мы больше говорим, чем пишем? Как объяснить факт того, что есть языки, не имеющие письменности, для которых устная речь является единственной формой существования речевой деятельности вообще, а для их носителей – единственной формой коммуникации? Однако существуют на этот счет и контраргументы: Почему немые люди способны овладеть техникой письма? Почему занимающиеся в рамках некоторых экспериментальных методик малыши, еще в полной мере не владеющие устной разговорной речью, обладают навыками элементарного письма? Все эти вопросы демонстрируют наличие глубокой генетической обусловленности между письмом и устной речью.
Концепцию о вторичности письменной речи по отношению к устной подвергнул сомнению еще Б. де Куртенэ: «Звуковым и всем прочим явлениям, сопряженным с процессом междучеловеческого общения в области произносительно-слуховой, чужд непосредственный переход в элементы и их сочетания, свойственные писанно-зрительной стороне междучеловеческого общения». Великий знаток языка А.С. Пушкин также задавался вопросом о соотношении двух форм речи: «Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобен письменному» (под «разговорным языком» поэт понимает здесь устную его разновидность). Исследователь А.А. Волков говорит о том, что «письменная речь не является простым воспроизведением устной, но функционирует и развивается по присущим ей законам. Она образует особую сферу общественно-языковой практики, называемую письменной словесностью, или письменностью». Академик А.И. Шкуратов писал по этому поводу: «Письменное сознание есть часть языкового сознания, которое имеет устный и графические аспекты».
Основательно изучил проблему соотношения письменной и устной форм речи в аспекте их психогенетической взаимосвязи Л.С. Выготский. Отправной точкой в его исследованиях было следующее суждение: «Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речи не есть просто усвоение техники письма. В этом случае мы должны были бы ожидать, что вместе с усвоением механизма письма письменная речь будет так же богата и развита, как устная речь, и будет походить на нее, как перевод – на оригинал. Но и это не имеет места в развитии письменной речи».
Многочисленные высказывания и исследования целого ряда авторитетных ученых свидетельствуют о том, что письменная речь является формой речи, самостоятельной и равноправной по отношению к устной.
Специфику письма лучше представить, если сравнить его с устной речью с точки зрения их генетического взаимодействия (происхождения).
Человеческая мысль оформляется посредством слова звучащего и слова написанного. Схема «мысль → звучащее слово → написанное слово» является ошибочной с точки зрения современных представлений. Современное представление о генезисе письма отражает следующее суждение: возникая из потребности фиксации устной речи, в процессе развития человека (в онтогенезе) письменная речь оформляется в самостоятельную форму выражения мысли.
Письменная речь на этапе своего зарождения представляет копию устной речи и понимается как моторное письмо (I этап). Промежуточным между I и II этапом является период автоматизации моторики, специального обучения технике письма. Письменная речь на II этапе своего развития оформляется в равноправную, по отношению к устной, форму речи, представляет особый вид речевой деятельности – деятельность по созданию оригинальных письменных текстов. Письмо здесь – особый вид знаковой речевой деятельности, целью которой выступает создание особых знаковых систем – письменных текстов. На I этапе средствами письменной речи обозначаются не сами мысли, а звучащие слова, их выражающие. На II этапе средствами письменной речи оформляются мыслительные операции, а также сама письменная речь становится специфичной формой человеческого мышления.
Навык письма – необходимость, возникающая в определенный момент развития ребенка, когда в его сознании присутствует мотивация осознанности и произвольности письма. Если мотивация овладения устной речью понятна для ребенка (в устно-разговорную речь ребенок, по словам Л.С. Выготского, «врастает сам собой»), то письменной речи необходимо обучать, поскольку, во-первых, мотивация ее продуцирования не сформирована, во-вторых, письменная речь более абстрагирована от ситуации, в-третьих, значительно произвольнее, чем устная.

6. Характеристика традиционных методик по развитию связной письменной речи.
Актуальность методологического подхода к изучению письма как вида речевой деятельности обусловлена рядом моментов.
Во-первых, часто в процессе школьного обучения наблюдается смещение акцентов в сторону изучения устной речи, поскольку овладение данной формой речи считается наиболее сложным и трудоемким процессом. Однако письменная речь как умение достаточно свободно излагать свои и чужие мысли в письменной форме для разных целей передачи информации часто выпадает из поля зрения методистов. Это является неправомерным, так как обучение умению письменно излагать мысли важно и как средство повышения эффективности в овладении устной речью, и (в большей степени!) само по себе.
Во-вторых, обзор школьных учебников приводит к заключению: развитию письменной речи в рамках школьной программы уделяется чрезвычайно мало учебного времени. В учебниках А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахнова, а также в учебном пособии для школьников под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта задания по развитию речи, рассчитанные на минимум учебной нагрузки, предлагаются после пройденной темы. В учебном комплексе В.В. Бабайцевой задачам развития письменно-речевых способностей отводится отдельная часть, однако предлагаемые задания достаточно однообразны: сбор материалов к сочинениям и их написание, работа с текстом и составление изложений, создание письменных текстов с опорой на иллюстративный материал или по предложенной теме.
В-третьих, значимость проблемы повышения речевой компетенции и в целом речевой культуры в условиях современного общества возрастает.
Проблемами изучения методической базы по вопросам развития письменной речи начали заниматься ещё учёные прошлого столетия: Бодуэн де Куртенэ, Выготский Л.С., Зиндер Л.Р., Запорожец А.В., Кондратов А.М., Эльконин Д.Б., Миртов А.В. и др. И сейчас задачи формирования, развития и совершенствования письменных речевых способностей остаются злободневными.
Традиционные методики обучения связной письменной речи представлены такими обучающими жанрами (т.е. разновидностями письменной речи, используемыми в качестве средств обучения связной письменной речи и форм контроля в школе на уроках словесности), как сочинение и изложение.
Сочинения можно классифицировать (точка зрения Т.А. Ладыженской) по следующим признакам: тематическому (сочинения на лингвистические и свободные темы), по источнику получения материала (сочинения на основе жизненного опыта, наблюдений, воображения, восприятия и осмысления прочитанного, произведений живописи, театральных спектаклей и пр.), по объему (сочинения-миниатюры и обычные сочинения).
Наиболее сложными для школьников считаются сочинения сравнительного характера. Материал, на котором производится сопоставление, может быть различен, но принцип остается одним: для того, чтобы справиться с подобной творческой работой, школьник должен обладать навыками проведения сравнительного анализа. Обучение этому может и должно вестись на всех этапах обучения написанию сочинений на литературную тему. Как правило, какие-то обучающие задания такого плана должны вводиться уже в среднем звене школьного процесса обучения.
Сочинение-описание построено как упорядоченное всестороннее перечисление наиболее существенных признаков предмета, явления, образа. Сочинение-повествование рассказывает о событиях, сохраняя последовательность их развития, опирается на пересказ литературного текста. Сочинение-рассуждение содержит утверждение или отрицание определенной мысли, ее развитие, суждение и подтверждение его.
Наиболее популярны в традиционной методике обучения связной письменной речи сочинения-описания по картине. Произведение изобразительного искусства помогает формировать определенные коммуникативные умения: осмыслить тему, уяснить основную мысль произведения, соотнести название репродукции с ее содержанием. Цель подобной работы – вызвать эмоциональный отклик у школьника, чтобы он почувствовал настроение, владевшее художником на момент создания картины.
Более глубокому и сознательному усвоению содержания и языка определенного текста способствуют изложения. Изложение творческого характера (выборочное, сжатое, с изменением лица рассказчика) развивает навык работы с книгой, учит логически мыслить, активизирует словарь учащихся. Изложение с элементами сочинения ориентировано на передачу содержания текста и выражение своего отношения к поднятой в нем проблеме.

11 Понятие об орфограмме как единице грамотного письма.
Приобретение навыков устной речи не предполагает дифференцированного внимания к единицам языка, и говорящий в полной мере осознает, скорее всего, только слово. Что же касается умения писать, то оно возможно лишь при условии, что носитель языка знает, какие языковые единицы и как именно отражаются на письме.
Выделение единиц грамотного письма обусловлено особенностями русского письма, которое является звуковым по своему характеру и отражает принципы славянской азбуки. Это значит, что на письме непосредственное обозначение получает звуковая сторона речи, что, в свою очередь, обусловливает большую роль звука в обучении русской орфографии.
Один из навыков грамотного письма состоит в различении позиций, в которых следует обращаться к правилам орфографии (точка зрения Л.Б. Селезневой). Сильная позиция характеризуется однозначными отношениями между звуком и буквой, потому что здесь нет противоречия между графической нормой письма и орфографической. В слабой позиции графическая норма (т.е. возможные звукобуквенные соответствия на письме) оказывается шире орфографической, и суть орфографической нормы состоит в том, чтобы из написаний, допускаемых графикой, одно квалифицировать как нормативное. Следовательно, в школе рассматриваются только орфографические правила (варианты написания в слабых позициях), поскольку графические правила в большинстве случаев не вызывают трудностей.
Орфограмма – позиция в слове, где написание определяется не произношением, а правилом. Типы орфограмм: буква, слитное написание (контакт), раздельное написание (пробел), дефисное написание.
Сведения об единицах грамотного письма можно свести в следующую таблицу:
Таблица № 1
Характеристика единиц грамотного письма

Позиция Соотноше
ние звука и буквы Тип соответствующей нормы Приме
ры Единицы письма Принцип
выделения
Сильная Звук = Букве Графическая [Пол], [во́ду], [трюм]. Графема –
буква, выбор которой определяется слухом. По звуку
(фонетический)
Слабая Звук ≠ Букве Орфографии
ческая [Сат], [вада], [хачу]. Орфограмма – буква, выбор которой определяется правилом. По типу морфемы и морфологической категории
(морфологичес
кий)

Таким образом, культура письменной речи, с точки зрения основ правописания, предполагает: во-первых, совершенствование умения распознавать графемы с опорой на речевой слух; во-вторых, формирование навыка выделения орфограммы и использования соответствующего орфографического правила.

Вопросы кодификации орфографических норм.
Кодифицированные орфографические нормы – систематизированные, упорядоченные, эталонные (нормативные и единые) правила, существующие для всех носителей в данном языковом коллективе в определенную историческую эпоху. Кодификацией норм (их закрепленностью в словарях и справочниках) занимаются специалисты сектора орфографии и орфоэпии Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН. Ныне действующая Орфографическая комиссия была создана в 1989 году, ее председателем является член-корреспондент РАН Ю.Н. Караулов.
Понятия язык и орфография далеко не тождественны: они заключают в себе существенные различия в плане происхождения и развития. Орфография остается относительно стабильной в течение длительного периода, в то время как язык постоянно развивается. Орфографические нормы жестки, безальтернативны. Только в орфографии норма и кодификация совпадают. Если кодификация языковых норм неизбежно приводит к узаконению – в тех или иных пределах – вариативности, то орфографическая кодификация не допускает признания орфографических вариантов.
Реформа азбуки, осуществленная Петром I; изменения, проведенные Академией наук в 1735 и 1758 гг.; реформа 1917 г. – эти события способствовали приведению в соответствие живой русской речи и ее письменного изображения.
В 1956 г. был создан на основе разработок 30-х гг. первый и до настоящего времени единственный свод правил русского правописания. К концу ХХ столетия выявилось, во-первых, его изначальное несовершенство, которое обнаруживалось постепенно в процессе использования его в качестве стандарта, и, во-вторых, отсутствие рекомендаций по правописанию нового языкового материала, который возник как результат развития языка и не вписывается в рекомендации свода. В связи с этим назрела необходимость новой редакции «Свода правил», в данное время обсуждаемой специалистами. В частности, изменения могут коснуться правил слитного и дефисного написания некоторых разрядов сложных слов, употребления прописной буквы и некоторых других случаев.
Относительно проекта новой редакции свода правил правописания ведутся споры. Основной пафос высказываний «противников» реформы орфографии: нововведения в области орфографии – угроза языку. Сторонники идеи реформирования орфографии, в частности, известный ученый Е.А. Земская, утверждают, что «орфография – это всего лишь одежда языка, а не сам язык: предложения Комиссии исходят из потребностей русского письма и ни одно из них не затрагивает язык и все опасения есть следствие привычки».

Наши рекомендации