Итоговая, интегральная характеристика уровня психологического развития ребенка-дошкольника
Уровень психологического развития ребенка-дошкольника на основе его комплексной психодиагностики оценивается как в общем, по всем частным методическим показателям, вместе взятым (показателям, полученным по 30 описанным методикам), так и по трем группам свойств, рассматриваемых в отдельности. Это познавательные процессы (п. 1—25 Карты индивидуального психологического развития); личностные свойства (п. 26—28); межличностные отношения (п. 29—40).
В качестве интегральных показателей уровня развития ребенка берутся средние оценки в баллах, а их интерпретация в терминах уровня развития производится так же, как и отдельных психологических свойств:
10 баллов — очень высокий уровень развития.
8—9 баллов — высокий уровень развития.
4—7 баллов — средний уровень развития.
2—3 балла — низкий уровень развития.
0—1 балл — очень низкий уровень развития.
Контрольные вопросы
1. Психологические особенности детей-дошкольников, ограничивающие возможности применения к ним некоторых психодиагностических методик.
2. Почему по отношению к детям-дошкольникам не всегда можно использовать тесты-опросники?
3. Чем отличается психодиагностика детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста?
4. Почему необходима и в чем состоит адаптация психодиагностических методов к детям дошкольного возраста?
5. Что означает стандартизация психодиагностических методик?
6. Методы психодиагностики восприятия детей-дошкольников.
7. Методы психодиагностики внимания детей-дошкольников.
8. Методы психодиагностики воображения детей-дошкольников.
9. Методы психодиагностики памяти детей-дошкольников.
10. Методы психодиагностики мышления детей-дошкольников.
11. Методы психодиагностики индвидуально-личностных особенностей дошкольников.
12. Методы психодиагностики коммуникативных качеств личности и межличностных отношений ребенка-дошкольника.
13. Подведение итогов и представление результатов комплексной психодиагностики детей дошкольного возраста.
14. Характеристика уровня психологического развития ребенка-до школьника на основе проведенной его комплексной психодиагностики.
15. Карта индивидуального психологического развития ребенка-дошкольника.
Практические занятия
1. Взять какой-либо психологический тест, предназначенный для психодиагностики взрослых людей, и оценить возможность его применения для обследования детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста. Ответить на вопрос о том, что нужно изменить в данном тесте для того, чтобы он стал пригоден для психодиагностики детей соответствующего возраста.
2. Провести психодиагностику восприятия ребенка дошкольного возраста, обработать результаты и сделать выводы об уровне развития восприятия у данного ребенка.
3. Провести психодиагностику внимания ребенка-дошкольника, обработать и интерпретировать результаты. Построить соответствующие графики.
4. Исследовать при помощи описанных методик воображение ребенка-дошкольника. Оценить его уровень развития.
5. Изучить память ребенка-дошкольника при помощи описанных в данной главе методик. Определить уровень развития памяти, сделать соответствующие выводы.
6. Произвести комплексную психодиагностику мышления ребенка. Определить у него уровень развития мышления.
7. Изучить особенности речи ребенка. Сделать о нем соответствующие выводы и рекомендации.
8. Исследовать индивидуально-личностные особенности ребенка, его самооценку, мотивацию достижения успехов. Сделать соответствующие выводы об уровне его личностного развития.
9. Исследовать группу детей при помощи методики «Выбор в действии». Определить социометрический статус каждого ребенка. Выявить лидера в детской группе.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся. — Новосибирск, 1990.
2. Графические методы по психологической диагностике / Сост. Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина. - М, 1992. - 256 с.
3. Детской апперцепции тест. Тематической апперцепции тест. — М., 1993. - 73с.
4. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. — М., 1978. (Психологические основы диагностики умственного развития дошкольников: 7—31. Диагностика степени овладения действием идентификации: 55—68. Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам: 69—84. Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера: 85—110. Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления: 111 — 131. Диагностика степени сформированности действий логического мышления: 132—152.)
5. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. - Киев, 1988.
6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 1995. — 289 с. (Особенности исследования детской психологии: 5—38. Личность: 38—104. Деятельность и общение: 104—206. Познавательные процессы: 206—289.)
7. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Адаптированный вариант. — Санкт-Петербург, 1993. — 57 с.