Теория управления впечатлением
Теория, описывающая наше желание производить благоприят-ное впечатление на других людей. В результате мы корректируем свое поведение таким образом, чтобы выставить себя с благопри-ятной стороны. Для достижения этой цели люди пользуются раз-ными тактиками:
• Мы тщательно выбираем одежду и следим за собой, чтобы произвести впечатление на окружающих. К примеру, мы можем тратить много времени и денег для того, чтобы круг-лый год поддерживать солнечный загар, так как это переда-
т
ет сообщение: «Взгляните, у меня загар даже в январе! Зна-чит, мои дела обстоят прекрасно».
• Мы располагаем людей к себе — либо лестью, либо оказы-вая им мелкие услуги (по сравнению с тем, что хотим полу-чить взамен).
• Мы просим у других совета или интересуемся их мнением.
ІМногим это льстит, и в их глазах мы выглядим более при-влекательно.
Исследования показали, что вышеперечисленные тактики обычно бывают эффективными. Их этичность — предмет для от-дельного обсуждения.
Теория «эгоистичных генов»
Важная социобиологическая теория, создание которой обычно ассоциируется с именем биолога Ричарда Доукинса. Она гласит, что поведение любого организма направлено на то, чтобы макси-мально увеличить выживаемость его геиов. Одно из следствий тео-рии «эгоистичных генов» заключается в том, что выживание от-дельного организма имеет вторичное значение по сравнению с выживанием его геиов. Таким образом, многочисленные примеры самопожертвования или биологического алътруизма можно легче понять «с точки зрения генов», оценивая преимущества любого поведения по отношению к генам данного животного. Многие, на первый взгляд, необъяснимые действия обеспечивают сохранение генетической линии, так как позволяют другим организмам, час-тично разделяющим гены «альтруиста», выжить благодаря его действиям (см. Родствепный отбор).
Теория ярлыков
Один из способов объяснения человеческой склонности к опре-деленному стилю поведения, который является прямым следствием психологических ярлыков, навешиваемых другими людьми. Мо-дель сбывающегося пророчества используется для объяснения того факта, что многие люди совершают нелогичные или деструктивные поступки только из-за бытующего представления о них, навязанно-го окружающими. В области образования использование таких яр-лыков, как «посредственность» или «плохо обучаемый» может при-вести к поведению, соответствующему этим ярлыкам. Когда ребе-нок ведет себя неразумно, он оправдывает свое прозвище.
т
Существует обоснованное беспокойство, связанное с опаснос-тыо ярлыков при диагностике психических заболеваний. Исполь-зуя общий диагностический ярлык (например, «психически боль-ной») или конкретный ярлык («шизофреник») мы можем способ-ствовать созданию негативных стереотипов и сопиальному оттор-жению пациента. Как и в предыдущем примере, диагностические ярлыки создают обстановку сбывающегося пророчества. С другой стороны, с помощыо ярлыков можно добиться положительных результатов. Такие названия, как «продвинутая группа» или «творческое объединение» вырабатывают у детей интерес к учебе и позволяют повысить качество обучения.
Терапевтическая среда
Гуманистический подход к лечению психических расстройств, подчеркивающий роль общества в процессе выздоровления. Под-разумевает создание обстановки, способствующей самоуважению и личной ответственности, а также привлечению пациента к ос-мысленной деятельности.
Понятие «терапевтическая среда» выросло из убеждения, что многие лечебные учреждения калечат психику пациентов, лишая их уважения к себе и чувства личной ответственности. В некото-рых учреждениях — например, в терапевтическом сообществе Кингсли-Холлс, основанном видным сторонником сттипсихиат-рии Р. Д. Лэйнгом, созданы равные условия для пациентов и об-служивающего персонала. Есть сообщения об определенных успе-хах, достигнутых с помощью программ терапии средой, но по сути дела, она может лишь эффективно дополнять другие методы тера-певтического воздействия.
Терапия
Любой процесс, помогающий человеку преодолеть его психо-логические проблемы. Основное различие проводится между пси-хотерапией (терапия через общение или действие) и соматической терапией (биологическое или медицинское вмешательство)
Терапия поведения
Любая методика изменения поведения, основанная на процеду-рах класеической выработки условиых рефлексов. Включает аверсив-иую терапию, стресс-терапию и систематическую десепсибилиза-цию.
т
Терапия, центрированная на женской личности
Вид терапии, основанной на убеждении в сущсствовании фун-даментальных различий в психологическим облике мужчин и жен-щин, не обусловленных влиянием половых ролей или социализащш. В этом виде терапии подчеркивается позитивная ценность таких женских качеств, как заботливость и сострадание. Психолог помо-гает пациентам довсрять собственному опыту, а не рассматривать свою женственность как недостаток.
Территориальность
Склонность животных защищать место своего обитания от других представителей того же вида. Территория имеет важное значение для ее владельца по двум главным причинам:
1. Территория предоставляет такие материальные выгоды, как запасы пищи и места для гнездовий. Однако, если пища ста-новится скудной, животное может покинуть свою террито-рию и приступить к поискам в другом месте (см. Оптшіалъ-иая стратегия поисков пищи).
2. Территория дает владельцу контроль над ресурсами, необхо-димыми во время сезона спаривания, следовательно, самки чаще выбирают самцов, обладающих собственной террито-рией, в качестве партнеров для спаривания.
Некоторые территории не имеют ресурсов и используются про-сто как место, где самец может демонстрировать свои достоинства перед самкой. Такие демонстрации позволяют самке оценивать самцов по ряду различных критериев.
Животные по-разному защищают свою территорию. Такие ди-станционные сигналы, как пахучие метки и предупредительные крики, служат для отпугивания копспецифичиых животных, в то время как угрожающее (агонистическое) поведепие является демон-страцией угрозы при близких встречах.
Тест «Три горные вершины»
Один из тестов, разработанных Жаном Пиаэісе. Ребенку пока-зывают модель трех горных вершин, каждая из которых имеет особенность, отличающую ее от остальных. Затем ребенок стано-вится рядом с моделью и смотрит, как психолог помещает кукол-ку на произвольно выбранном участке модели. Если ребенка, ко-
97-1ПЙЙ
т
торый находится на дооперационной стадии развития, просят выбрать фотографию, показывающую вид на горы с точки зрения куколки, он не может этого сделать и выбирает то, что видит сам. Это считается признаком его эгоцентризма.
Тест «Три горных вершины»