Стандартные значения ответов для подсчёта показателя GCR для взрослых

№ п/п O-D E-D N-P
M' E  
  I  
     
     
     
    e
  E  
     
     
  E  
     
  E  
    e
     
E'    
  E; I  
     
E'   e
  I  
     
     
M'    
     
M'    

Примечание: в знаменателе - количество стандартных пунктов, в числителе - количество баллов совпадений.

Определение профилей.

Суммарные баллы каждого из девяти счётных факторов за­писываются в таблицу профилей на протокольном бланке. В этой же таблице указывают общий суммарный балл и процент (от 24) всех ответов каждого направления (в строчке) и каждого типа (в столбике).

Таблица профилей

Тип реакции O-D E-D N-P Сумма % Станд.
Е            
I            
М            
Сумма            
%            
Станд.            

Средние статистические данные теста для групп здоровых лиц (в %)

Автор исследования Направление реакции Тип реакции
Е I М O-D E-D N-P
С. Розенцвейг 75 (9/12)
Н.В. Тарабрина 62-64 (8/14) 46-52 25-27 23-26 32-34 35-39 27-30

Определение образцов.

На основании таблицы профилей определяются образцы.

Их всего 4: 3 основных и 1 дополнительный.

Образец 1: Констатация относительной частоты ответов разных направлений независимо от типа реакций.

Образец 2: отражает относительную частоту типов реакций.

Образец 3: отражает относительную частоту наиболее час­тых трех факторов независимо от типов и направлений.

Три основных образца позволяют легче отметить преобла­дающие способы ответов по направлению, типу и их комбинации.

Дополнительный образец состоит из сравнения эгоблокинговых ответов с соответствующими суперэгоблокинговыми реак­циями.

Анализ тенденций.

Во время опыта субъект может заметно изменить своё по­ведение, переходя от одного типа или направления реакции к другому. Всякое такое изменение имеет большое значение для понимания фрустрации, так как показывает отношение субъекта к своим собственным реакциям.

Например, испытуемый может начать опыт, давая экстрапунитивные реакции, затем после 8 или 9 ситуаций, которые воз­буждают в нём чувство вины, начать давать ответы интрапунитивные.

Анализ предполагает выявить существование таких тенден­ций и выяснить их природу. Тенденции отмечаются (записывают­ся) в виде стрелы, выше древка стрелы указывают численную оценку тенденции, определённую знаком "+" или "-". "+" - поло­жительная тенденция, "-" - отрицательная тенденция. Формула вычисления численной оценки тенденций: {a - b}/{a + b}

где a - количественная оценка в первой половине протокола; b - количественная оценка во второй половине протокола. Для того чтобы быть рассмотренной как показательная, тенденция должна вмещаться по крайней мере в 4 ответа и иметь минимальную оценку ± 0,33.

Существует 5 типов тенденций:

  • Тип 1 - рассматривают направление реакции в шкале О - D (факторы E', I', M'),
  • Тип 2 - рассматривают направление реакции в шкале Е - D (факторы E, I, M),
  • Тип 3 - рассматривают направление реакции в шкале N - Р (факторы e, i, m),
  • Тип 4 - рассматривают направление реакции, не учитывая графы,
  • Тип 5 - рассматривают распределение факторов в трех гра­фах, не учитывая направление.

Интерпретация теста Розенцвейга.

Испытуемый более или менее сознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой ситуации методики. На основе этого положения полученный профиль ответов счита­ют характерным для самого субъекта. К достоинствам методики С. Розенцвейга относится высокая ретестовая надёжность, спо­собность поддаваться адаптации на различных этнических попу­ляциях.

Содержательные характеристики отдельных показателей методики, теоретически описанные автором, соответствуют в ос­новном своим непосредственным значениям, описанным в разде­ле подсчёта показателей. С. Розенцвейг отмечал, что сами по себе отдельные реакции, регистрируемые в тесте, не являются призна­ком "нормы" или ''патологии", они в этом случае - нейтральны. Значимыми для интерпретации являются суммарные показатели, их общий профиль и соответствие стандартным нормативам группы. Последний из указанных критериев, по мнению автора, является признаком адаптивности поведения субъекта к социаль­ному окружению. Показатели теста отражают не структурные личностные образования, а индивидуальные динамические харак­теристики поведения, и поэтому данный инструмент не предпола­гал психопатологическую диагностику. Однако обнаружена удов­летворительная различительная способность теста по отношению к группам суицидидентов, раковых больных, манья­ков, престарелых, слепых, заикающихся, что подтверждает целе­сообразность его применения в составе батареи инструментов в диагностических целях.

Отмечается, что высокая экстрапунитивность в тесте часто связана с неадекватной повышенной требовательностью к окру­жению и недостаточной самокритичностью. Возрастание экстра-пунитивности наблюдается у испытуемых после социального или физического стрессорного воздействия. Среди правонарушителей встречается, видимо, маскировочное занижение экстрапунитив-ности относительно норм.

Повышенный показатель интропунитивности обычно ука­зывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъ­екта, сниженный или нестабильный уровень общего самоуваже­ния.

Доминирование реакций импунитивного направления озна­чает стремление уладить конфликт, замять неловкую ситуацию.

Типы реакций и показатель GCR, отличные от стандартных данных, бывают характерны для лиц с отклонениями в различных сферах социальной адаптации.

Регистрируемые в протоколе тенденции характеризуют ди­намику и эффективность рефлексивной регуляции субъектом сво­его поведения в ситуации фрустрации. По предположению неко­торых авторов, выраженность тенденций в тесте связана с неста­бильностью, внутренней конфликтностью демонстрируемого эта­лона поведения.

При интерпретации результатов применения теста в качест­ве единственного инструмента исследования следует придержи­ваться корректного описания динамических характеристик и воз­держиваться от выводов, претендующих на диагностическую цен­ность.

Принципы интерпретации тестовых данных одинаковы для детской и взрослой форм теста С. Розенцвейга. В основе лежит представление о том, что испытуемый сознательно или бессозна­тельно идентифицирует себя с изображенным на картинке персо­нажем и потому в своих ответах выражает особенности собствен­ного "вербального агрессивного поведения".

Каждая категория и фактор, входящие в суммарный про­филь, имеют определенное значение, которое вытекает из теоре­тических представлений о фрустрации, лежащих в основании конструкции данного теста.

Как правило, в профиле большинства испытуемых в той или иной степени бывают представлены все факторы. ''Полный" профиль фрустрационных реакций с относительно пропорцио­нальным распределением значений по факторам и категориям свидетельствует о способности человека к гибкому, адаптивному поведению, возможности использовать различные способы пре­одоления затруднений, сообразуясь с условиями ситуации. На­против, отсутствие в профиле каких-либо факторов указывает на то, что соответствующие способы поведения, даже если они по­тенциально имеются в распоряжении испытуемого, в ситуациях фрустрации скорее всего не будут реализованы.

Профиль фрустрационных реакций каждого человека инди­видуален, однако можно выделить общие черты, свойственные поведению большинства людей во фрустрирующих ситуациях.

Анализ показателей, зафиксированных в профиле фрустрационных реакций, предполагает также сопоставление данных ин­дивидуального профиля с нормативными значениями. При этом устанавливается, насколько значение категорий и факторов инди­видуального профиля соответствуют средним групповым показа­телям, имеет ли место выход за пределы верхней и нижней гра­ницы допустимого интервала.

Так, например, если в индивидуальном протоколе отмеча­ется низкое значение категории Е, нормальное значение I и высо­кое М (все по сравнению с нормативными данными), то на осно­вании этого можно заключить, что данный испытуемый в ситуа­циях фрустрации склонен преуменьшать травмирующие, непри­ятные аспекты этих ситуаций и тормозить обращенные к окру­жающим агрессивные проявления там, где другие обычно выра­жают свои требования в экстрапунитивной манере.

Превышающее нормативы значение экстрапунитивной ка­тегории Е является показателем повышенных требований, предъ­являемых субъектом к окружающим, и может служить одним из косвенных признаков неадекватной самооценки.

Высокое же значение интропунитивной категории I, напро­тив, отражает склонность испытуемого предъявлять чрезмерно завышенные требования к самому себе в плане самообвинения или принятия на себя повышенной ответственности, что также рассматривается в качестве показателя неадекватной самооценки, прежде всего ее снижения.

Категории, характеризующие типы реакций, также анали­зируются с учетом их содержания и соответствия стандартным показателям. Категория 0-D (фиксация на препятствии) показыва­ет, в какой степени субъект склонен в ситуациях фрустрации со­средоточиваться на имеющемся препятствии. Если оценка 0-D превышает установленную нормативную границу, то следует по­лагать, что испытуемый склонен чрезмерно фиксироваться на препятствии. Очевидно, что повышение оценки 0-D происходит за счет снижения оценок E-D N-Р, т. е. более активных типов от­ношения к препятствию. Оценка E-D (фиксация на самозащите) в интерпретации С. Розенцвейга означает силу или слабость «Я». Соответственно, повышение показателя E-D характеризует сла­бую, уязвимую, ранимую личность, вынужденную в ситуациях препятствия сосредоточиваться в первую очередь на защите соб­ственного «Я».

Оценка N-P (фиксация на удовлетворении потребности), со­гласно С. Розенцвейгу, является признаком адекватного реагиро­вания на фрустрацию и показывает, в какой степени субъект про­являет фрустрационную толерантность и способен решать воз­никшую проблему.

Общая оценка категорий дополняется характеристикой по отдельным факторам, что позволяет установить вклад каждого из них в суммарный показатель и более точно описать способы реа­гирования субъекта в ситуациях препятствия. Повышение (или, напротив, понижение) оценки по какой-либо категории может быть связано с завышенным (или, соответственно, заниженным) значением одного или нескольких составляющих ее факторов.

*Сау­л Розенцвейг (Saul Rosenzweig, 07.02.1907 – 09.08.2004), другие варианты перевода на русский язык Розенсвейг, Разенцвейг, Росенцвейг, Розенцвег, Розенцвейк и т.д.; — американский психолог, специалист по проблемам личности, психологической диагностики, шизофрении. Профессор университета Сент-Луис. Разработал теорию фрустрации.

**Теория фрустрации Саула Розенцвейга.

В 1934 году Розенцвейг опубликовал "эври­стическую" классификацию типов реакций фрустрации, которую он намеревался сделать базой для измерений проекции личности. Более совершенная формулировка теории появилась в 1938 году.

В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает три уровня психологической защиты организма.

  1. Клеточный (иммунологический) уровень, психобиологи­ческая защита основана здесь на действии фагоцитов, антител кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против инфекционных воздействий.
  2. Автономный уровень, называемый также уровнем не­медленной необходимости (по типологии Кеннона). Он заключает защиту организма в целом против общих физических агрессий. В психологическом плане этот уровень соответствует страху, стра­данию, ярости, а на физиологическом - биологическим изменени­ям типа "стресса".
  3. Высший кортикальный уровень (защита «Я») заключает в себе защиту личности против психологической агрессии. Это -уровень, включающий главным образом теорию фрустрации.

Это разграничение, конечно, схематично; Розенцвейг под­черкивает, что в широком смысле теория фрустрации покрывает все три уровня и все они взаимно проникают друг в друга. На­пример, серия психических состояний: страдание, страх, беспо­койство, - относясь в принципе к трём уровням, на деле пред­ставляют колебания; страдание относится одновременно к уров­ням 1 и 2, страх - к 2 и 3, только беспокойство - исключительно к уровню 3.

Розенцвейг различает два типа фрустрации.

  1. Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием.
  2. Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетво­рению потребности.

Данное уже определение фрустрации относится главным образом ко вторичной, и именно на ней основано большинство экспериментальных исследований. Примером вторичной фруст­рации может служить: субъект, голодая, не может поесть, по­скольку ему мешает приход посетителя.

Было бы естественно классифицировать реакции фрустра­ции, следуя природе пресеченных потребностей. Розенцвейг счи­тает, что современное отсутствие классификации потребностей не создает препятствий для изучения фрустрации, препятствует больше отсутствие знаний о самих реакциях фрустрации, что могло бы стать основой классификации.

Рассматривая пресеченные потребности, можно различать два типа реакций.

  1. Реакция продолжения потребности. Она возникает посто­янно после каждой фрустрации.
  2. Реакция защиты «Я». Этот тип реакции имеет в виду судьбу личности в целом; она возникает только в особых случаях угрозы личности.

В реакции продолжения потребности она имеет целью удовлетворение этой потребности тем или иным способом. В ре­акции защиты «Я» факты более сложны. Розенцвейг предложил разделить эти реакции на три группы и сохранил эту классифика­цию для основы своего теста.

  1. Ответы экстрапунитивные (внешне обвиняющие). В них испытуемый агрессивно обвиняет в лишении внешние препятст­вия и лиц. Эмоции, которые сопровождают эти ответы, - гнев и возбуждение. В некоторых случаях агрессия сначала скрыта, за­тем она находит своё косвенное выражение, отвечая механизму проекции.
  2. Ответы интрапунитивные, или самообвиняющие. Чувст­ва, связанные с ними, - виновность, угрызения совести.
  3. Ответы импунитивные. Здесь имеется попытка уклонить­ся от упреков, высказанных другими, так и самому себе, и рас­сматривать эту фрустрационную ситуацию примиряющим обра­зом.

Можно рассматривать реакцию фрустрации с точки зрения их прямоты. Прямые реакции, ответ которых тесно связан с фрустрирующей ситуацией и остается продолжением начальных по­требностей. Реакции непрямые, в которых ответ более или менее заместительный и в максимальном случае символический.

И наконец, можно рассматривать реакции на фрустрации с точки зрения адекватности реакций. В самом деле, всякая реакция на фрустрацию, рассмотренная с биологической точки зрения, адаптивна. Можно сказать, что реакции адекватны в той мере, в какой они представляют прогрессивные тенденции личности ско­рее, чем регрессивные.

В ответах продолжения потребностей можно различить два крайних типа.

  1. Адаптивная персистенция. Поведение продолжается по прямой линии вопреки препятствиям.
  2. Неадаптивная персистенция. Поведение повторяется не­определенно и глупо.

В ответах защиты «Я» также различают два типа.

  1. Адаптивный ответ. Ответ существующими обстоятельст­вами оправдан. Например, индивид не обладает необходимыми способностями и проваливается в своём предприятии. Если он обвиняет в провале себя - его ответ адаптивен.
  2. Неадаптивный ответ. Ответ не оправдан существующими обстоятельствами. Например, индивид обвиняет себя в провале, который вызван на самом деле ошибками других людей.

Одним из важных является вопрос о типах фрустраторов. Розенцвейг выделяет три типа фрустраторов.

  • К первому типу он отнес лишения, т. е. отсутствие необхо­димых средств для достижения цели или удовлетворения потреб­ности.Лишения бывают двух видов - внутренние и внешние. В ка­честве иллюстрации "внешнего лишения", т. е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. При­мером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувст­вует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он на­столько не привлекателен, что не может рассчитывать на взаим­ность.
  • Второй тип составляют потери, которые также бывают двух видов - внутренние и внешние. Примерами внешних потерь являются смерть близкого человека, потеря жилища (сгорел дом). В качестве примера внутренней потери Розенцвейг приводит сле­дующий: Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде заключалась вся его сила (внутренняя потеря).
  • Третий тип фрустратора - конфликт: внешний и внутрен­ний. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг при­водит пример с человеком, который любит женщину, остающую­ся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блоки­руется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.

Приведённая типология ситуаций, провоцирующих фруст­рацию, вызывает большие возражения: в один ряд поставлены смерь близкого человека и любовные эпизоды, неудачно выделе­ны конфликты, которые относятся к борьбе мотивов, к состояни­ям, которые часто не сопровождаются фрустрацией.

Однако, оставив в стороне эти замечания, следует сказать, что психические состояния при потере, лишении и конфликте весьма различны. Они далеко не одинаковы и при различных по­терях, лишениях и конфликтах в зависимости от содержания, си­лы и значимости их. Важную роль играют индивидуальные особенности субъек­та: один и тот же фрустратор может вызвать у различных людей совершенно разные реакции.

Активной формой проявления фрустрации является также уход в отвлекающую, позволяющую "забыться" деятельность.

Для депрессивных состояний проявления фрустрации типичны чувство печали, сознание не­уверенности, бессилия, иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы вре­менного оцепенения.

Регрессия как одна из форм проявления фрустрации - это возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности.

Выделяя регрессию как универсальное выражение фруст­рации, не следует отрицать того, что случаи выражения фрустра­ции в известной примитивности переживаний и поведения суще­ствуют (при препятствиях, например, слёзы).

Подобно агрессии, регрессия не обязательно является ре­зультатом фрустрации. Она может возникать и по другим причи­нам.

Эмоциональность также является одной из типичных форм фрустрации.

Фрустрация различается не только по своему психологиче­скому содержанию или направленности, но и по длительности. Характеризующие формы психического состояния могут быть краткими вспышками агрессии или депрессии, а могут быть про­должительными настроениями.

Фрустрация как психическое состояние может быть:

  1. типичной для характера человека;
  2. нетипичной, но выражающей начало возникновения но­вых черт характера;
  3. эпизодической, преходящей (например, агрессия типична для человека несдержанного, грубого, а депрессия - для человека неуверенного в себе).

Розенцвейг ввёл в свою концепцию понятие большой важ­ности: фрустрационную толерантность, или устойчивость к фрустрирующим ситуациям.Она определяется способностью индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиоло­гической адаптации, т. е. не прибегая к формам неадекватных от­ветов.

Существуют разные формы толерантности.

  1. Наиболее "здоровым" и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без любых сетований на себя.
  2. Толерантность может быть выражена в напряжении, уси­лии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций.
  3. Толерантность типа бравирования, с подчеркнутым рав­нодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скры­ваемое озлобление или уныние.

В связи с этим встаёт вопрос о воспитании толерантности. Исторические или ситуационные факторы ведут к фрустрационной толерантности?

Существует гипотеза о том, что ранняя фрустрация влияет на поведение в дальнейшей жизни как в том, что касается даль­нейших реакций фрустрации, так и в том, что касается других ас­пектов поведения. Невозможно поддержать у ребёнка нормаль­ный уровень воспитания, если он в постепенном ходе развития не приобретает способности разрешить благоприятным способом проблемы, которые перед ним предстают: препятствия, ограниче­ния, лишения. При этом не нужно смешивать нормальное сопро­тивление фрустрации с терпимостью. Частые негативные фруст­рации в раннем детстве могут в дальнейшем иметь патогенное значение. Можно сказать, что одна из задач психотерапии заклю­чается в том, чтобы помочь человеку обнаружить прошлый или настоящий источник фрустрации и обучить, каким образом нуж­но вести себя по отношению к нему.

Такова в общих чертах теория фрустрации Розенцвейга, на основе которой был создан тест, описанный впервые в 1944 годупод названием тест "рисуночной ассоциации", или "тест фрустрационных реакций".

Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый вариант (модификация Н.В.Тарабриной)

Шкалы: экстрапунитивная, интропунитивная, инпунитивная реакции; фиксация на самозащите, фиксация на препятствии, фиксация на удовлетворении потребности

Назначение теста

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Описание теста

Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.

  • Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.
    Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
  • Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8.
    Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта.

Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

Инструкция к тесту

Для взрослых: «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.

Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

Наши рекомендации