РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Преддошкольный период (ясельный, малышковый возраст) ограничивается временем от 1 года до 3 лет
Преддошкольный период (ясельный, малышковый возраст) ограничивается временем от 1 года до 3 лет. Это крайне интересный и важный этап в жизни ребенка, в формировании функциональных особенностей его здоровья и личности.
Темпы физического развития начинают уменьшаться. В среднем масса тела увеличивается при мерно на 2-2,5 кг, а рост на 8-12 см. Активными темпами имеет нервно-психическое развитие ребенка. Совершенствуются моторные навыки, хотя координация движений оставляет желать лучшего (функциональная незрелость мозжечка):
- в 1,5 года ребенок бегает, поднимается по лестнице, придерживаясь за перила, перешагивает через препятствия приставными шагами, складывает домик из кубиков, пытается рисовать, сам ест жидкую пищу
- в 2 года спускается по лестнице сам, любит прыгать, лазать, рисует овальные линии, частично снимает и одевает одежду
- в 3 года танцует, собирает мозаику, сам одевается (застегивает пуговицы, шнурует ботинки)
Со второго года жизни ребенок вступает в период, когда он энергично осваивает окружающее пространство. Учитывая плохую координацию движений, еще не развитое абстрактное мышление и отсутствие жизненного опыта, крайне высок риск травматизации ребенка данного возраста, поэтому в этом периоде ребенка никогда нельзя оставлять одного. Для адекватного физического развития ребенка данного возраста необходима достаточная двигательная активность: регулярные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры. Игра ребенка преддошкольного возраста носит ярко выраженный предметный характер. Каждый ребенок уникален, и в зависимости от типа нервной системы на сон отводится 15-12 часов (днем 2-3 часа). Очень полезны массаж, ЛФК, закаливающие мероприятия
Развивается как понимание речи – с каждым днем расширяется запас понимаемых слов, так и активная речь. К третьему году жизни ребенок строит предложения из 3 слов, появляются прилагательные и местоимения, вопросы «когда, где», словарный запас составляет несколько сотен слов. В процессе сенсорного развития учится отличать предметы по форме, величине и цвету (различает 4 основных цвета).
Дыхательная система еще не достигла своего совершенства. Дети довольно часто болеют ЗВДП, бронхитами, что связано и с низким иммунитетом. Отмечается физиологический аденоидит. Частым осложнением ЗВДП является отит. Поэтому особенно важными в преддошкольном возрасте представляются оздоровительные мероприятия (закаливание, массаж, витамино и фитопрофилактика).
Со стороны ЖКТ отмечается снижение потребности в питании и как следствие снижение аппетита, функциональная незрелость пищеварительной системы диктуют необходимые ограничения в питании: исключение в рационе трудноусваиваемых продуктов (грибы, орехи, баранина, гусятина), острых приправ (майонез, кетчуп, горчица), маринадов, жареного, копченого, соленого. Суточная калорийность рациона должна составлять 100 ккал/кг, питание 4-х разовое, на завтрак и ужин должно приходиться 25% от общей калорийности, на обед 35% и на полдник 15%. Очень полезны для оптимального роста и развития ребенка продукты, богатые животным белком (мясо, рыба, молочные продукты – творог, сыр, яйца), жиры в основном должны поступать в виде полиненасыщенных жирных кислот, необходимо достаточное количество свежих овощей и фруктов. А вот легкоусваиваемыми углеводами злоупотреблять не желательно. Очень важно, чтобы питание ребенка было разнообразным, необходимо приучать ребенка к разным блюдам, кусочковой пище.
Малыш начинает сознавать, что он – личность, настойчиво стремиться к независимости. Необходимо поощрять желание ребенка помогать взрослым. Прививать необходимые привычки: умываться, чистить зубы и одеваться утром и вечером, мыть руки перед едой и после прогулки, аккуратно кушать, быть опрятным, убирать игрушки и т.д. Очень важным и ответственным этапом в жизни ребенка является поступление в детский сад. Для смягчения периода адаптации ребенка к поступлению в ДДУ рекомендуется как минимум за 2-3 недели приблизить распорядок дня и режим питания ребенка к детсадовскому, расширить круг общения ребенка как со взрослыми, так и с детьми. В первые дни посещения детского сада оставлять ребенка на полдня, дать любимую игрушку, пижаму (атрибуты дома). К моменту начала посещения детского сада желательно, чтобы ребенок владел навыками самоухода: сам одевался и раздевался, ел, умел пользоваться горшком, избавился от отрицательных привычек (сосание соски-пустышки, засыпание с укачиванием и пр.).
Перед поступлением в ДДУ ребенок должен быть осмотрен следующими специалистами: невропатолог, хирург, ЛОР-врач, окулист, стоматолог и дерматолог; сдает анализы: клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца глистов, соскоб на энтеробиоз; делает все необходимые по возрасту прививки. Заключение о возможности посещения ребенком детского сада дает врач-педиатр.
Дети дошкольного возраста – это дети от 3 до 7 лет. В этом периоде жизни ребенка продолжает активно развиваться костно-мышечная система: нарастает масса крупных мышц, развивается скелет, ребенок становится боле гибким, ловким, выносливым. После 5 лет значительно улучшается координация движений, что дает ребенку возможность с хорошими результатами заниматься многими видами спорта (гимнастика, плавание, легкая атлетика), танцами. В возрасте 4-6 лет происходит первое вытяжение, которое приводит к изменению пропорций тела ребенка. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов на постоянные.
Заканчивается первичная дифференцировка нервных клеток ЦНС. Значительно развивается интеллект, улучшается память, мелкая моторика, большее время может эффективно заниматься умственной работой. Расширяются внешние контакты ребенка, словарный запас составляет в 5 лет более 2000 слов, речь становится более выразительной благодаря использованию прилагательных и деепричастных оборотов. Игра дошкольника постепенно становится ролевой, («дочки-матери», «магазин», «больница»), он уже нуждается в сверстниках для организации активной и интересной деятельности, спешит завести друзей. С 3-хлетнего возраста дети знают о своей половой принадлежности, а в более старшем возрасте, начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, предпочтения при выборе игр и занятий. Личность ребенка формируется под воздействием того, как к нему относятся окружающие его люди и в первую очередь родители. Очень важно с честью оправдывать, оказываемое ребенком доверие, воспитательные моменты всегда подкреплять личным примером, не забывать говорить о своей любви. В этом возрасте морально-нравственные взгляды ребенка формирует его семья, там же приобретаются основные привычки. Для рационального воспитания ребенка помимо личного примера требуется и наказания за плохое поведение.
С возрастом ассортимент пищевых продуктов и блюд на столе ребенка значительно расширяется и дошкольник уже питается за общим столом за исключением конченых, жареных, маринованных и острых блюд. Калорийность суточного рациона составляет около 2000 ккал при 4-х разовом питании. Продолжительность ночного сна составляет около 10 часов, дневного около 2 часов.
В дошкольном возрасте ребенок регулярно (не реже 1 раза в год) проходит профилактический осмотр с участие врачей специалистов, сдает анализы крови и мочи, делает прививки согласно календарю. Данной работой занимается участковая медсестра детской поликлиники, если ребенок не посещает ДДУ или медсестра детского сада. Они же дают ребенку и его родителям рекомендации по проведению закаливания, профилактике инфекционных и соматических заболеваний, витаминотерапии, способах стимуляции физического и нервно-психического развития, рациональном питании
Очень важным моментом является подготовка ребенка к поступлению в школу. 6-8 лет – оптимальный возраст для начала обучения в школе. Готовность ребенка к школьному обучению определяет медико-педагогическая комиссия. Основными функциональными (физиологическими) критериями готовности организма ребенка к обучению в школе являются: биологический возраст, социальная адаптация, развитие речи, показатели теста Керна-Иерасика. К группе риска по готовности к школьному обучению относятся дети с хроническими заболеваниями, особенно с частыми обострениями в течение года; при наличии функциональных отклонений (логоневроз, нарушение осанки, зрения, сосудистая дистония). Родители должно четко представлять себе, что важны не срок, когда ребенок пойдет в школу, а его успешность как ученика и личность при обучении.