Таксономия учебных задач при изучении психологии
Учебные задачи представляют собой конкретизацию целей обучения, необходимую для подбора соответствующих методов и приемов. С их помощью определяется, чему именно должны научиться учащиеся, операционализируется усваиваемое содержание.
Интересный и конструктивный подход к классификации учебных задач был предложен Д. А. Толлингеровой (1981); применительно к обучению психологии этот подход был пересмотрен В. Я. Ляудис (1989).
Учебные задачи делятся на шесть классификационных групп согласно когнитивным характеристикам:
1) первую группу составляют задачи, требующие воспроизведения знаний;
2) вторую — задачи, требующие простых мыслительных действий (описание и систематизация фактов);
3) третью — задачи на сложные мыслительные операции (аргументация, объяснение);
4) четвертую — задачи, предполагающие порождение определенных речевых высказываний для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, сочинение, оригинальный научный текст))
5) пятую — задачи на продуктивное мышление (решение проблем). Внутри каждой группы выделены подгруппы задач;
6) шестую — рефлексивные задачи.
Таксономия учебных задач по психологии
1. Задачи, предполагающие воспроизведение знаний | 1.1. Задачи на узнавание |
1.2. Задачи на воспроизведение отдельных фактов (данных, понятий) | |
1.3. Задачи на воспроизведение определений (норм, правил и т. д.) | |
1.4. Задачи на воспроизведение текста • | |
2. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции | 2.1. Задачи на определение фактов (измерение, решение простых задач и т. п.) |
2.2. Задачи на перечисление и описание фактов (список, перечень) | |
2.3. Задачи на перечисление и описание процессов и приемов деятельности | |
2.4. Задачи на анализ и синтез |
7.1. Таксономия учебных задач при изучении психологии 147
2.5. Задачи на сравнение и различение (компарация, дискриминация) | |
2.6. Задачи на упорядочивание (классификация, категоризация) | |
2.7. Задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза, способ и т. п.) | |
2.8. Задачи на абстрагирование, конкретизацию, обобщение | |
2.9. Задачи на решение простых заданий, предполагающие манипуляции с неизвестными величинами и их поиск по правилам | |
3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции | 3.1. Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах) |
3.2. Задачи на интерпретацию (объяснение смысла, значения и т. п.) | |
3.3. Задачи на индукцию | |
3.4. Задачи на дедукцию | |
3.5. Задачи на аргументацию (доказательство верности, верификация) | |
3.6. Задачи на оценку | |
4. Задачи, предполагающие обобщение знаний и порождение определенных речевых высказывании | 4.1. Задачи на составление обзора (конспекты, резюме и т. п.) |
4.2. Задачи на составление доклада, отчета и т. д. | |
4.3. Задачи на самостоятельные письменные работы, проекты и т. д. | |
5. Задачи, предполагающие продуктивное мышление | 5.1. Задачи на применение на практике |
5.2. Задачи на решение проблемных ситуаций | |
5.3. Задачи на целеполагание и постановку вопросов | |
5.4. Задачи на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных | |
5.5. Задачи на эвристический поиск на базе логического мышления | |
5.6. Речевое оформление в письменном тексте решения проблемных задач | |
5.7. Задачи на анализ и обобщение эмпирических данных, феноменов | |
5.8. Групповые решения проблем с открытой структурой | |
6. Рефлексивные задачи | 6.1. Задачи, позволяющие студентам освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действия опознания, запоминания, припоминания |
148 Глава 7. Методы обучения психологии
Окончание таблицы
6.2. Рефлексивные процедуры по отношению к разным видам эвристик | |
6.3. Рефлексивные действия, связанные с построением письменного текста.(разных типов научного текста) | |
6.4. Задачи на построение стратегий совместного и индивидуального решения тех или иных проблем | |
6.5. Задачи на выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач | |
6.6. Задачи па выработку «чувства ситуации», поиск интуитивных решений в сложной конфликтной ситуации |
Данная таксономия может быть продуктивно использована для типологии учебных задач по психологии. В. Я. Ляудис предложила расширить некоторые группы задач применительно к преподаванию психологии, в частности 4-ю и 5-ю группы. Задачи 4-й группы интересны тем, что в них объединяются репродуктивные и продуктивные формы мыслительной деятельности. В этой связи можно выделить разные типы психологических описаний и объяснений (Ляудис, 1989, с. 17-19).
Так, описания могут иметь форму повествования, форму проекции логических взаимосвязей, могут создаваться с использованием метафор и других приемов художественного мышления. Объяснения могут строиться с использованием аппарата понятийного логического мышления (интерпретация символов, использование символических аналогов — притча, миф, художественный образ).
Пятая группа задач была дополнена новыми подгруппами, связанными со спецификой психологии как учебного предмета.
В. Я. Ляудис дополнила таксономию Толлингеровой еще одной группой — рефлексивные задачи. Эти задачи обеспечивают переход к метапознавательной деятельности, т. е. к осознанному использованию собственных приемов построения эвристик, алгоритмов, способов анализа открытых задач (Ляудис, 1989, с. 18). Особенность 6-й группы задач состоит в том, что для их решения необходимо создать особую ситуацию учебного взаимодействия. Такая ситуация характеризуется тем, что учащиеся ставятся перед необходимостью осознания и выделения собственных способов когнитивных действий и сознательной разработки когнитивных стратегий решения всех типов проблем. От установки предметного знания учащиеся переходят к установке на выявление способов собственной мыслительной деятельности.
Перечисленные задачи решаются с помощью различных методов обучения.